А прибрежный вариант прохода к станции еще ждет своего часа. Суда еще воспользуются им. Доказательство этого — успешное плавание американского ледокола „Глейшер” в 1962 г. Поставив своей целью достичь моря Амундсена, которое располагается восточнее мыса Беркс, „Глейшер” вошел в прибрежную полынью со стороны моря Росса примерно на 158° з. д. и, двигаясь вдоль берега на восток, достиг меридиана острова Шепард. Это почти на 100 миль восточнее мыса Беркс. В отдельные годы, очевидно, создаются благоприятные условия для плавания вдоль побережья от моря Росса до северной оконечности Антарктического полуострова. В феврале 1983 г., например, прибрежная полынья I выглядела очень заманчиво — каналом чистой воды и разреженных льдов она просматривалась на снимках ИСЗ от восточной 1 окраины моря Росса (мыс Колбек) до мыса Дарт. Но „Капитан Марков”, обслуживающий станцию Русская, так и не решился воспользоваться этим вариантом и прошел к Русской по 137-му меридиану. Капитан Михаил Андреевич Петров долго и с недоверием рассматривал карты прибрежных акваторий и решил все- таки воспользоваться не раз проверенным вариантом. Мы ушли на север к кромке льда. Чутье не подвело капитана — в начале марта массив сполз на юг, и в считанные дни проход из моря Росса был закупорен тяжелыми льдами.
Наконец, отведавши „изюминок” на подходах к побережью, мы добрались либо до самой станции, либо до ее окрестностей, и пора приниматься за выгрузку. Чаще всего это приходится делать со льда, реже — швартуясь к ледяному барьеру. В первом случае это может быть и припай, и хорошее добротное дрейфующее поле. Когда „хорошего, добротного”, как ни бьешься, найти не удается, довольствуешься более или менее чым пятнадцать начат „приемлемость” определялась требованиями, предъявляемыми к взлетно-посадочной полосе для самолета АН-2: определенная толщина льда и определенная длина взлетной полосы. Сейчас, когда в основном грузы перетаскивают вертолеты МИ-8, стало только в том случае, если предстоит выгружать ИЛ-14 и необходима взлетно-посадочная полоса длиной около километра. Полуактических пейзажей, техники оудуг без сна и отдыла около двух суток превращать в летательный аппарат: пристегивать плоскости, навешивать киль, гонять двигатели, а потом, когда он взлетит и уйдет на береговой аэродром, все вздохнут с обегчением — и поле выбрали надежное, и зыбь его не взломала. Сработали Умение и Удача.
Главным показателем пригодности льда к нашим сугубо прозаическим и утилитарным целям является его толщина. Существует множество формул, по которым рассчитывается допустимый вес груза и время его стоянки в зависимости от толщины. Вначале гидрологи пользовались чрезвычайно простой формулой, предложенной М. М. Коруновым, в которой нагрузка на лед обратно пропорциональна квадрату его толщины, деленной на сто. Эта несколько старомодная в своей простоте формула в наши дни была чуть-чуть осовременена поправкой на температуру льда, так как механические и пластические свойства льда сильно изменяются в зависимости от температуры.
Характер льда, если за таковой принять его кристаллическое строение, от которого зависят механические свойства, бывает чрезвычайно сложным. Это особенно характерно для морского льда. В начальный период, когда еще только образуется ненадежная ледяная корка, кристаллическое строение льда определяет прежде всего снег, оказавшийся на поверхности воды. Его роль велика и в дальнейшем. Но на рост кристаллов льда, их форму и размеры начинают влиять скорости течения, кристаллы внутриводного льда в толще воды, температура воздуха и другие гидрометеорологические факторы.
Источник загранпаспорт киев.
Спонсор статьи: ремонт ноутбуков, курсы итальянского.