Строительство Панамского канала – грандиозная финансовая афера

Что значит «обуть» по полной панаме». Строительство Панамского канала — один из первых «пузырей», лопнувших на фондовом рынке.

Ставшее нарицательным слово «панама» обозначило начало эпохи «дикого» капитализма, которая, судя по американской ипотечной пирамиде, обвалившей мировой финансовый рынок, продолжается и по сей день.

Прорытый без малого век назад Панамский канал не только стал одной из крупнейших строек человечества, но и обозначил начало эпохи «дикого» капитализма, которая продолжается и сегодня.

Фердинан де Лессепс успешно справился со строительством Суэцкого канала и с треском провалил проект Панамского. (Фото: Arnulfo Franco/AP)

Фердинан де Лессепс успешно справился со строительством Суэцкого канала и с треском провалил проект Панамского. (Фото: Arnulfo Franco/AP)

«Россия проявила большой интерес к возможности участия в строительстве трансокеанского канала на территории Никарагуа для крупнотоннажных судов», — заявил не так давно Самуэль Сантос, глава внешнеполитического ведомства Никарагуа. И добавил, что тема эта обсуждалась в ходе встречи между президентом Никарагуа Даниэлем Ортегой и российским вице-премьером Игорем Сечиным.

Любопытно, что канал между Атлантикой и Тихим океаном еще в девятнадцатом столетии задумывали проложить именно по такому маршруту — по озеру Никарагуа и руслу реки Сан-Хуан. Но отказались из-за нестабильной ситуации в стране и угрозы возобновления активности местных вулканов. Теперь же вроде бы ситуация иная. Правда, кусается стоимость проекта — 18 миллиардов долларов. Для сравнения: модернизация Панамского канала, уже начавшаяся, обойдется дешевле — в 5-7миллиардов долларов.

Кстати, именно к России обращались за помощью и строители Панамского канала в самый напряженный момент его создания. Российская империя тогда отказалась участвовать в «сделке века». Впрочем, строительство Панамского канала — это еще и грандиозная финансовая афера, один из первых «пузырей», лопнувших на фондовом рынке. Ставшее нарицательным слово «панама» обозначило начало эпохи «дикого» капитализма, которая, судя по американской ипотечной пирамиде, обвалившей мировой финансовый рынок, продолжается и по сей день.

Канал и канальи

Еще в 1550 году португальский мореплаватель Антонио Гальвао предложил прорыть канал через 48-километровыйДарьенский перешеек. Но Испания, владевшая этой территорией, сочла идею Гальвао безумной. Насущная необходимость в канале между Тихим и Атлантическим океанами возникла только к середине XIX века. В Калифорнии началась «золотая лихорадка». Между тем Восточное и Западное побережья США были разделены огромными сухопутными пространствами, передвигаться по которым в то время было весьма рискованно — на то он и Дикий Запад. В 1850 году США и Великобритания заключили договор Клейтона — Булвера.

Двадцать лет американцы и британцы спорили по поводу отдельных статей договора, не желая уступать друг другу. Этим боданием воспользовались французы, сыгравшие на антиамериканских настроениях властей Колумбии, в состав которой тогда входила территория Панамы. Весной 1879 года Парижское географическое общество выступило с инициативой учредить Всеобщую компанию межокеанского канала и поручило руководить ею Фердинану де Лессепсу. Потомственный дипломат, он с успехом руководил строительством в Египте Суэцкого канала, который был сдан в эксплуатацию в 1869 году. Масштабы строительства в Панаме обещали быть не менее впечатляющими.

Американский корабль подходит к одному из шлюзов Панамского канала. Фото: Tomas Munita (AP)

Американский корабль подходит к одному из шлюзов Панамского канала. Фото: Tomas Munita (AP)

Поначалу все складывалось для французов лучше некуда. Дело в том, что права на строительство канала в Панаме к тому времени уже принадлежали потомкам галлов. В 1878 году концессию на прокладку и эксплуатацию канала сроком на 99 лет получил от колумбийских властей инженер Люсьен Наполеон Бонапарт-Вайс. Но внучатый племянник императора вовремя понял, что не в состоянии поднять такой проект. Фердинан де Лессепс без труда убедил Бонапарта-Вайса уступить ему права на сооружение канала за 10 миллионов франков и принялся действовать по сценарию, уже опробованному на Суэцком канале.

Выпустили акции. Но средств собрали меньше, чем требовалось, — 300 миллионов франков вместо намеченных четырехсот. Создатель Суэцкого канала отправился в США, но там ему денег не дали. Янки оставались верны доктрине Монро: американский континент был заповедной зоной американских компаний. Француз, однако, отступать не собирался и в 1881 году приступил к стройке.

С самого начала все пошло наперекосяк. Строительные снаряды ломались, будучи не в состоянии справиться с каменистой почвой. Рабочих, доставленных в основном из близлежащих карибских колоний Франции, тысячами косили желтая лихорадка и малярия. Доходило до того, что люди, завербовавшиеся на строительство, уезжали в Панаму с заранее заготовленными гробами!

Деньги исчезали как в бездонной бочке. Очень скоро выяснилось, что первоначальная стоимость предприятия — 600 миллионов франков — была неверно рассчитана. Не помогли ни заем под гарантии правительства Франции, ни выпуск лотерейных билетов. К тому же де Лессепс задумал строить Панамский канал по типу Суэцкого — на уровне моря. А это было страшной ошибкой. В некоторых местах перепад высот составлял до двадцати метров, тут без шлюзов не обойтись. Потратив на борьбу с каменистыми порогами несколько лет, Фердинан де Лессепс обратился за помощью к инженерному бюро Гюстава Эйфеля.

Но было поздно: к 1888 году на строительство канала было истрачено почти в два раза больше средств, чем намечалось, а выполнили едва ли треть работ. В последнем отчаянном порыве в Санкт-Петербург отправился представитель французского правительства искать денег в России, развивавшейся в ту пору быстрыми темпами. Российские власти спасать стоявшую на грани банкротства компанию отказались. И тогда грянул дефолт — стройка была приостановлена, прекратились платежи по долгам.

Это был грандиозный скандал! 800 тысяч буржуа, купивших акции, оказались разорены. Они вложили на круг до полутора миллиардов франков — почти 4,6 миллиарда евро в переводе на современную валюту. Владельцы панамских бумаг требовали крови де Лессепса и его окружения — и начался судебный процесс, в ходе которого выяснилось такое, чего финансовый мир еще не видел.

Компания по строительству Панамского канала обманывала своих акционеров, предоставляя им бравурные реляции на «дутых» цифрах. Лоббистами де Лессепса в парижских институтах власти стали барон Жак де Рейнаш и аферист с американским паспортом Корнелиус Херц. Они умело подмазывали нужных государственных мужей. Так, Шарль Байо, министр общественных работ, получил от них «откат» в миллион франков. Более чем сотне депутатов Национального собрания выплатили взятки. Не говоря уже о том, что полмиллиарда франков из выделенных на строительство средств вообще исчезли. В общем, Фердинан де Лессепс и его сын Шарль, бывший бухгалтером в компании, получили по пять лет тюрьмы. Более того, гордость Франции — создатель знаменитой башни Гюстав Эйфель был осужден на два года. Правительство Франции ушло в отставку. Пять лет тюрьмы получил и министр — теперь уже бывший — Шарль Байо. Впрочем, все эти сроки вскоре отменили, заменив штрафами. И тем не менее «панама» стала словом нарицательным. Означающим финансовое мошенничество в особо крупных размерах.

Сделано в Америке

Между тем эпопея под названием «Панамский канал» продолжалась. Место Франции заняли США. В декабре 1901 года официальный Париж и акционеры так называемой Новой компании, созданной на месте разорившейся, продали ее бумаги американцам. Просили у Вашингтона за концессию 109 миллионов долларов, но получили от президента Теодора Рузвельта, решившего не баловать европейцев, только 40 миллионов.

Тогдашнее правительство Колумбии против франко-американской сделки не возражало. Более того, консерваторы, находившиеся у власти в Боготе, разрешили французам передать янки права на управление будущим каналом на ближайшие сто лет. Казалось бы, Вашингтону уже можно было посылать на Панамский перешеек землеройные снаряды. Но неожиданно показал характер колумбийский парламент.

В августе 1903 года его депутаты выступили с заявлением, где расценили сделку с «гринго» как «нанесение ущерба суверенитету Колумбии». На самом деле государственных мужей не устраивала сумма, которую предлагала им Америка. Посол США в Боготе повысил тон: «Если договор не будет ратифицирован, Конгресс Соединенных Штатов вынужден будет предпринять меры, о которых пожалеют все друзья Колумбии».

Но «друзья Колумбии», почувствовавшие запах больших долларов, упрямо стояли на своем. И просчитались. Дядя Сэм предпочел выделить средства не колумбийским депутатам, а панамским сепаратистам, которые провозгласили независимость Панамы и благополучно признали франко-американскую сделку. Так возведение межокеанского канала поставило второй рекорд. Никогда — ни до, ни после этого — специально под коммерческую сделку не создавалось независимое государство. Любопытно, что инициатором был опять же француз — Филип Бюно-Варилла, участник первой панамской аферы.

Он лично вручил первому президенту Панамы Герреро вместе с деньгами флаг будущего государства. Говорят, что он был придуман Бюно-Варилла за бокалом бурбона в цветах американского флага и сшит в Вашингтоне женой француза. Взамен ловкий парижанин был назначен сепаратистами полномочным министром нового государства. В этом качестве Филип Бюно-Варилла и подписал 18 ноября 1903 года договор, по которому Панама стала по сути дела американским протекторатом. Знаменательно, что в качестве официальной панамской печати под договором была поставлена печать США. «Печатью бесчестия» назовут ее потом латиноамериканцы. Панамская хунта вскоре ратифицировала этот договор, который даже не перевели на испанский.

Согласно этой бумаге США получили «на вечные времена, под полную юрисдикцию и в распоряжение» собственно канал и территорию вдоль его трассы шириной приблизительно 10 миль. За все про все США выплатили панамскому правительству 10 миллионов долларов единовременно и обязывались перечислять арендную плату в 250 тысяч долларов ежегодно. Эта сумма потом несколько раз увеличивалась и достигла в 1998 году 110 миллионов долларов. В самой же центральноамериканской республике Бюно-Варилла — на все времена имя проклятое. «Ни один панамец не подписывался под постыдным договором», — говорят там.

Работы по прокладке Панамского канала возобновились в 1904 году. Ровно через десять лет первый корабль пошел по рукотворному проливу. На прохождение судну потребовалось 9 часов. Благодаря искусственной артерии судно, шедшее из Эквадора в Европу, «сэкономило» около 8 тысяч километров. Но, кроме панамцев, этого почти никто не заметил — в Европе разгоралась Первая мировая война. В полную силу канал начал работать только в 1920 году. Согласно официальным сведениям, стройка века обошлась американцам в 380 миллионов долларов.

Первое, что сделали США, — выселили из зоны канала панамцев и обнесли ее колючей проволокой. Город Панама перестал быть портом. Рядом вырос новый порт — Бальбоа, через него шли все грузы. А новорожденная страна оказалась разделенной на две части. Только в 1962 году их соединил между собой первый мост через канал.

Чудо техники

Панамский канал долгое время был одним из символов мощи США. При этом каждый президент Панамы добивался его перехода под юрисдикцию маленькой республики. Но только в декабре 1999 года канал оказался под панамским контролем. Правда, США и по сей день остаются гарантом свободы судоходства через Панамский канал.

С 31 декабря 1999 года канал находится под управлением государственной панамской компании — Autoridad del Canal de Panama (ACP), через него проходят суда самых разных типов — от частных яхт до контейнеровозов. Максимальный размер судна, способного пройти до Панамскому каналу, стал стандартом в судостроении. Это зафиксировано в его названии: Panamax. Ежегодно через канал проходят 17,5 тысячи судов, несущих более 203 миллионов тонн груза.

Основные пользователи канала сегодня — это США, Китай, Япония, Чили и Южная Корея. Надо заметить, что администрация канала регистрирует проходящие суда по флагу, а не по порту приписки. Вот и получается, что под «удобным» панамским флагом плавает львиная доля судов мирового торгового флота. Большинство грузов — зерновые, потом идут нефть и нефтепродукты, но наиболее динамично растут объемы контейнерных перевозок.

Тарифы за проход по Панамскому каналу сравнительно невысоки: 2,57 доллара за тонну-нетто для груженого судна и 0,86 доллара — для порожнего. Однако для прохождения через канал надо записываться заранее. Если же какое-то судно срочно нуждается в проходе, оно может купить себе «окошко» на аукционе. Право попасть без очереди в другой океан получит тот, кто предложит более крупную сумму. Пока что рекорд принадлежит американскому пассажирскому лайнеру Disney Magic. Он в мае этого года купил право прохода за 331,2 тысячи долларов.

Сам Панамский канал, его сооружения и оборудование стоят в современных ценах около 5 миллиардов долларов. Не секрет, что прибыли от эксплуатации канала являются главной статьей доходов Панамы. Скоро они станут больше. В 2006 году 78 процентов панамцев проголосовали за расширение канала. Первый этап этой стройки должен быть завершен к марту 2010 года. А полностью проект модернизации канала запланировано реализовать к 2014 году. К празднествам, приуроченным к столетию одного из главных инженерных чудес прошлого века.

Кирилл Привалов, опубликованно в журнале «Итоги» №43 / 645 )

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий