Суверенный Военный Орден Госпитальеров св.Иоанна
на Родосе и Мальте
(Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta)
(Краткий исторический очерк)
часть 1
Часть 2.
После оставления Святой Земли в 1291 году госпитальеры больше никогда не возвращались туда как военная сила.
Первоначально они основались на острове Кипр, где имели обширные владения. После ликвидации Ордена Тамплиеров значительная часть их земель и имущества папской буллой от 2 мая 1312 года были переданы Госпитальерам, что существенно увеличило их владения.
Вынужденные искать себе применение и избежать участи Тамплиеров, рыцари Госпиталя развили активную благотворительную и врачебную деятельность в столице Кипра Лимассоле. Кроме того, они традиционно владели довольно сильным флотом, который стал использоваться для защиты христианского судоходства в Средиземном море от пиратов, особенно из мусульманских стран. Успешная деятельность на этом поприще снискала уважение киприотов и поддержку католической церкви. В течение двадцати последующих лет флот Госпитальеров стал самым сильным в этом регионе.
Однако статус вассалов кипрской короны не устраивал госпитальеров. Они обратились к императору Византии с просьбой уступить им остров Родос (Rhodes) в Эгейском море. Отличный климат, выгодное стратегическое положение на морском пути с юга Европы на Восток, плодородная земля обеспечивали господство над морем и обеспеченность продуктами. Однако император Византии отказал Госпитальерам.
Родос
В 1307 (1309?) году, воспользовавшись незначительным предлогом, что якобы женский монастырь Госпитальеров, рассположенный на Родосе подвергается опасности захвата Госпитальеры высадились на острове. В течение нескольких лет шла упорная борьба за остров и в 1309 (1312?) году Орден окончательно закрепился на острове.
В последующие годы Орден, используя большие доходы от своих владений в Европе поддерживал свой статус активной благотворительной и врачебной деятельностью, неустанной борьбой с мусульманским пиратством.
В период пребывания на Родосе сложилась окончательно административная структура Ордена.
Центром Ордена, его главной штаб-квартирой (Convent) является остров Родос. Здесь располагается высший руководитель Ордена -Магистр (Magistery), позднее Гранд Магистр (Grand Magistery), второе главное лицо Ордена -Приор (Prior), отвечающее за всю религиозную составлющую ордена, священников Ордена, отправление религиозных служб; и администрация Ордена.
В ряде случаев, например, в отрезок времени между смертью одного магистра и выборами другого (это могло составлять от нескольких месяцев до нескольких лет) его обязанности выполняет Лейтенант магистра (Lieutenant Magistery ), т.е. заместитель
Администрация (Adminsitration) Ордена состоит из восьми Бейлифов(Bailiffs), отвечающих за конкретные направления деятельности Ордена:
1.Главный Командор (Grand Commander), который вместе с Казначеем (Treasurer), управляет общим имуществом, осуществляет контроль над ревизионным комитетом (Accounts committee), действует как Начальник Артиллерии (Master of the Artillery) и назначает некоторых священников.
2.Маршал (Marshal), позже Главный Маршал (Grand Marshal), который действует, как начальник военного штаба и занимается всеми военными вопросами.
3.Госпитальер (Hospitaller) или Главный Госпитальер (Grand Hospitaller), который управляет работой госпиталей и больниц.
4.Драпиер (Drapier), с 1539 года Главный Опекун (Grand Conservator), который отвечает за снабжение вооруженных сил Ордена и ответствечает за техническое обслуживание некоторых формирований.
5.Адмирал (Admiral), или Главный Адмирал (Grand Admiral), должность, появившаяся когда Орден оставил Святую Землю и который командует галерами.
6. Туркопольер (Turcopolier или Turcopilier), который командует туркополями (Turcopoles) , т.е. наемными солдатами из местного населения в Палестине и на Родосе и Мальте, и отвечает за береговую охрану.
7.Главный Канцлер (Grand Chancellor), который подписывает все распоряжения правительства, ставит официальные печати и контролирует выполнение всех указов и декретов.
8. Главный Бейлиф (Grand Bailiff) с 1428 года , ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра (Castle of Saint Peter) и позже острова Гоцо (Gozo).
Кроме главной резиденции на острове Родос Орден располагал обширными земельными владениями в разных странах. Эти владения объединялись по территориальному признаку в Ланжисы (Langues), т.е. отделения. Иногда это слово переводится как “Языки”, т.к. деление осуществлялось по национальному признаку. Позднее термин Kанжис был заменен на Главное Приорство (Grand Priories). Таких ланжисов первоначально было четыре (французское, испанское, германское и итальянское). Позднее, а по некоторым данным одновремено с первыми появилось еще три -Прованс(Provence), Авиньон (Auvergne) и Англия. Еще позднее испанский ланжис был разделен на два -Арагон (Aragon) и Кастилию (Castile). Всего получилось восемь ланжисов. Тогда же родилась легенда о происхождении восьмиконечного креста, как символа Ордена – восемь концов говорят о восьми ланжисах.
Каждый из ланжисов контролировал один из восьми высших руководителей ордена:
*Прованс (Provence) – Главный Командор (Grand Commander),
*Авиньон (Auvergne) – Маршал (Marshal),
*Франция – Госпитальер (Hospitaller),
*Италия – Адмирал (Admiral),
*Арагон (Aragon) – Драпиер (Drapier) (позже Главный Опекун(Grand Conservator)),
*Англия – Туркопольер (Turcopilier),
*Германия – Главный бейлиф (Grand Bailiff) (пост, изобретенный, чтобы удовлетворить Немцев),
*Кастилия (Castille)-Португалия – Главный Канцлер (Grand Chancellor).
Каждое из восьми ланжисов имело свое представительство на острове (как они позже делали это и на Мальте), называемое Ауберг (Auberge), в котором размещался руководитель ланжиса, именуемый Конвентальный Байлиф (Conventual Bailiff).
В XVI столетии ланжисы (Langues) были разделены на двадцать три Главных Приорства (Grand Priories), увеличившихся до двадцати пяти Главных Приорств и двадцати поместий (Bailiwicks) ко времени падения Мальты.
Главные Приорства (Grand Priories), Приорства (Priories) и владения (Bailiwicks) (многие из которых были подчинены Главным Приорствам) были разделены на командерии (Commanderies), маленькие религиозные сообщества, обычно состоящие из большого земельного участка, имущества с общим домом, в которой командор и два-три полноправных рыцаря или рыцаря-послушника держали свою резиденцию с большим числом служащих братьев и братьев священиков. Земли обрабатывались обычно крестьянами-арендаторами из числа местных жителей и приносили Ордену большие доходы.
Члены Ордена делились на три основных класса.
Первый класс – рыцари, которые составляли ядро Ордена и и посвящали ему всю свою жизнь, принимая монашеские клятвы бедности, целомудрия и повиновения. Только они одни могли быть назначены Конвентуальными Бейлифами (Bailifss of the Convent) и выше.
Второй класс – священники (Chaplains), которые являлись братьями-священниками, освобожденными от военных обязанностей, но чей обязанностью являлись духовные потребности рыцарей и живущих в имениях Ордена. Приор избирался из их числа.
Третий класс – “боевые сержанты” (Serjeants-at-Arms), позднее “служащие братья” (Serving Brothers), подразделяемые в свою очередь на:
-“боевые братья” (Brothers of Arms), которые до 1364 года имели право получить статус рыцаря, и
-“братья обслуживания” (Brothers of Office), которые выполняли второстепенные обязанности и играли непритязательную роль.
До потери Мальты “служащие братья” (Serving Brothers), если не ленились, могли также сделать карьеру и вырасти до религиозных братьев (religious-brothers) и были не меньше члены Ордена чем полноправные рыцари (knights of Justice). Они допускались к выборам Гроссмейстеров, которым они могли отдавать свои голоса, хотя они не допускались до любой старшей должности.
Позже появился четвертый класс “сестер” (Sisters) разделенный на: -“полноправных сестер” (Sisters of Justice) и
-“сестер льготных” (Sisters of Grace) которые жили в женских монастырях с их собственной игуменьей (Superior), но были под властью своих национальных приорств (командорств).
Члены (Postulants) рыцарства были позже разделены на тех, кто могли представить требуемые доказательства благородства их происхождения и принимались в Орден как новые
“полноправные рыцари” (knights of Justice),
и той не-знати, которые иногда допускалась как
-“повинующиеся рыцари ” (knights of Obedience) и которых можно было бы позже признать
-“льготными рыцарями” (knight of Grace).
В чрезвычайно редких случаях Гроссмейстер мог поднять “льготного рыцаря” (knight of Grace) в ранг “полноправного рыцаря” (knights of Justice), вообще давать возможность рыцарю выполнять службу, определенную этим рангом.
И полноправные рыцари и льготные рыцари, с достаточным старшинством, могли иметь право стать командорами.
Но новые полноправные рыцари, и льготные рыцари, кто принес только неполный обет не могли занимать высокие должности в Ордене.
К шестнадцатому столетию ранг “преданный рыцарь” (knight of Devotion) присуждали с увеличивающейся регулярностью; такие члены не принимали монашеские обеты и жили в своих семьях. Сегодня этот последний класс составляет большинство членов.
Назначение командоров командерий (commandery) было до 1354 года в руках местных Главных Приоров (Grand Prior) но из-за злоупотреблений ими властью, прешло в руки Гроссмейстера в Совете (Grand Master in Council).
Все назначения утверждались большинством голосов, с двумя исключениями – Гроссмейстеру разрешали делать назначение командора ” Льготы ” (“of Grace”) каждые пять лет и Гроссмейстеру разрешалась та же самая привилегия в его собственной области. Кроме того, каждый Приор имел особую командорию (Magistral commandery), в которой он мог назначать командора по его собственному усмотрению.
Чтобы стать командором и получить под свое командование командерию рыцарю, священнику или, очень редко служащему брату было необходимо постоянно прослужить рядовым рыцарем, по крайней мере пять лет в Конвенте (Convent), т.е. на острове и выполнить минимум три похода на Орденской галере.
При этом претендент мог получить командорию только в той стране, откуда он родом. Например, поляк не мог быть назначен на датскую командорию, сицилиец не мог быть назначен на ломбардскую командорию.
После пяти управления лет командор, доказав, что он улучшил свою командорию, мог подняться в должности.
После пятнадцати лет службы, из которых десять, должно быть проведено в Конвентет.е. на острове Родос, он мог стать Коневентуалом (Conventual) или капитульером бейлифа (Capitular Бейлиф), если там имелись вакансии.
Большая часть рыцарей Ордена служивших на Родосе и на галерах происходила из Франции, как и большинство гроссмейстеров, за исключением нескольких испанцев и одного итальянца.
Базируясь на Родосе в течение больше чем двух сотен годы, первая задача Ордена состояла в том, чтобы создать свою силу на материковой части в Малой Азии, т.к. как они все еще участвовали в постоянных столкновениях с мусульманами. Крепости крестоносцев по побережью Halicarnassus обеспечили безопасный долгосрочный путь для христианских паломников к Иерусалим, которым, в то время не было запрещено входить в город, поскольку они приносили процветание его жителям.
После того, как орден покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, его скорее следовало бы назвать не просто военным, а военно-морским Орденом. Свой флот госпитальеры дальновидно стали создавать еще в эпоху Крестовых Походов, но вплоть до конца XVIII века именно флот и в первую очередь флот обеспечил процветание Ордена, сохранение его военно-политического значения в Средиземноморье, в то время, как Орден тамплиеров рухнул, едва покинув Святую Землю, а почву из под ног рыцарей Тевтонского Ордена выбили литовцы, приняв в конце XIV века христианство.
Значительную часть побережья Средиземного моря занимали мусульманские государства. В море свирепствовали мусульманские пираты. Борьбой с ними и занялся при полной поддержке христианской Европы Орден. Официальные историки Ордена всю военную деятельность госпитальеров в их родосский период сводят к защите христианского судоходства и сугубо положительной оценке их деятельности, заявляя, что только благодаря госпитальерам идея Крестовых Походов надолго пережила сами Крестовые Походы, что более двухсот лет Орден едва ли не в одиночку защищал берега Европы от ужасов пиратских набегов. Однако, в исторических источниках той поры не раз можно встретить отзыв о родосских рыцарях – “пираты во Христе”. Госпитальеры были пиратами и морскими разбойниками не меньше, если не больше алжирцев, турок, иорданцев, египтян и прочих мусульман.
Они многократно совершали набеги на мусульманские города, грабя их и увозя жителей в рабство. Широко практиковало христолюбивое воинство и захват знатных заложников с возвратом за выкуп. Их корабли бороздили не только Средиземное море. Они совершали разбойничьи набеги и на западное побережье Африки
В 1345 году Орден изгоняет турок из Смирны ( современный Измир) и захватывает южную часть Малой Азии, а в 1365 с помощью войск христианских королей и Александрию. Это открывало христианским странам торговые пути в Египет и на Восток.
В 1480 году в июле, турки, обеспокоенные наличием в Средиземном море сильного христианского флота и экпансионистской политикой госпитальеров предприняли поптытку захватить Родос и уничтожить Орден. Вторично они попытались сделать это весной 1481 года.
Однако только в 1522 году после почти годичных боев двухсоттысячная турецкая армия овладела островом. 20 декабря 1522 года госпитальеры сдались.
Христианские государства не оказали никакой помощи госпитальерам в их борьбе с турецким государством. Это были уже времена, когда процесс установления государственности, как таковой, в Европе был давно закончен и шла борьба монархов за передел границ, за установление господства над окружающими каждое государство территориями и ослабление Ордена, господствовавшего над акваторией Средиземного моря было выгодно не только туркам.
Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами. Условия сдачи султан выполнил и 1 января 1523 года последняя галера Ордена покинула остров Родос. Более чем 200 летняя орденская история острова закончилась.
Второе десятилетие XVI века можно назвать похоронным десятилетием рыцарско-монашеских Орденов. Примерно в это же время, а именно в 1524 году гроссмейстер Тевтонского Ордена маркграф Albrecht von Hohenzollern отказывается от своего монашеского обета, слагает с ебя полномочия гроссмейстера, объявляет Пруссию герцогством и изгоняет Орден из прусских земель. Но протяжении определенного времени оба Ордена еще пытаются сохраниться в прежнем виде, удержать свои привилегии, сохраниться как военная сила, но дальнейшая их судьба в общем-то похожа на судьбу стареющей и дряхлеющей собаки, ищущей себе хозяина, которому она могла бы пригодиться. Начинается вырождение Орденов и превращение их из могущественнийших военных организаций в благотоворительные лечебные общества.
Госпитальеры на 50 галерах, на которых разместилось более 5 тыс. человек прибыли на остров Кандия, принадлежащий в то время Венеции. В марте 1523 года они отпыли в Мессину (Италия), но там свирепстовала чума и госпитальеры продолжили свои скитания уже по суше.
На какое-то время их приютил герцог Савойский в Ницце. И снова скитания на протяжени семи лет. К счастью их несколько поддерживал Римский папой Клемент VII, и бывший рыцарь Ордена Медичи , которому угрожала французская армия и который надеялся извлечь выгоду из военной поддержки Ордена. В период этих скитаний немало бывших командоров и приоров ланжисов, пользуясь слабостью Ордена, его беспомощностью присвоили себе владения и отдались под защиту своих местных феодалов. Орден стремительно беднел.
Все это время гроссмейстер Ордена вел переговоры с императором Священной Римской империи Карлом V (испанский король Карлос I), который еще в октябре 1523 года предложил госпитальерам отправиться в севернцую Африку и разместиться в городе Триполи, которому угрожали мусульмане. Позднее на выбор был предложен остров Мальта с прилегающими островами Гоцо и Комина.
Еще летом 1524 года восемь Конвентальных Байлифов ( по одному от каждого национального отделения – ланжиса) побывали в Триполи и на Мальте, но от Триполи Орден категорически отказался.
Мальта
На снимке внутренний двор главной резиденции Ордена на Мальте замка Св.Ангела (Grand Magistral Palace of Sant’ Angelo). В настоящее время замок восстановлен и используется Орденом.
В конце концов Орден согласился на остров Мальта и в соответствии с жалованной грамотой Императора Священной Римской империи короля Сицилии Карла V датированной 24 марта 1530 года, ратифицированной Римским папой Клементом VII 25 апреля 1530 Орден вступил во владение островом 26 октября того же самого года. Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании.
Однако предоставление госпитальерам Мальты не было со стороны Карла V благотворительным актом. Орден все еще владел мощным галерным флотом, а испанское побережье и южное побережье Франции в то время постоянно подвергались опустошительным набегам алжирских пиратов во главе с Хайрутдином и Аруджей Барбароссой. Стратегически удобное расположение острова (несколько морских миль от Сицилии и 220 миль от Триполи) позволяло надеяться, что госпитальеры воспользуются возможностью показать себя нужными Европе.
Так и произошло. Несколько изменив свое название –The Sovereign Military Hospitaller Order Of Malta-Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден и став боле подчиненным Папе Римскому и королю Сицилии, Орден надолго продлил свое военно-политическое существование.
Официальные историографы Ордена тщательно прячут от людских глаз целый том истории жизни рыцарей в XVII-XVIII веках, когда шло активное освоение Америки. Госпитальеры приняли самое деятельное участие в добыче и перевозках выгодного товара, именовавшегося скромно “торговля черным деревом”, из Африки в Новый Свет. Проще говоря, госпитальеры занимались поставками через Атлантику негров для продажи их в качестве рабов на плантации Америки. Невозможно теперь подсчитать, сколько сотен тысяч африканских негров пересекло океан в трюмах кораблей под госпитальным флагом, сколько их было выброшено за борт.
Активными действиями своего галерного флота в защиту христианского судоходства и пиратскими действиями в отношении кораблей мусульманских стран Орден возбудил против себя турецкого султана. Кроме того, огромные доходы Ордена от торговли “черным деревом” возбуждали алчность турецких султанов.
18 мая 1565 года турецкий десантный отряд под командованием Пиали Капитан-Паша со 190 кораблей высадил на остров стотысячную армию. Военные силы госпитальеров насчитывали 400 рыцарей и около 6 тыс. солдат. Осада крепости с неодократными штурмами длилась вплоть до сентября. Однако госпитальеры во главе с гроссмейстером Жаном Паризо де ла Валлетт отбили все штурмы и дождались прибытия испано-итальянских войск, посланных на остров по настоянию римского Папы Пиуса V. Орден потерял 240 рыцарей и около 5 тыс. солдат.
Эта победа обеспечила свободу судоходства европейских стран по Средиземному морю. Еще раз в крупном морском сражении Орденский флот сошелся с турецким при Лепанто (Lepanto) в 1571 году. Мощь турецкого государства была подорвана и больше турецкий флот не мог угрожать Европе.
Однако величие победы при Лепанто сыграло с Орденом злую шутку. Его военные возможности все больше оказывались невостребованными. В Ордене стала падать дисциплина, участились конфликты между рыцарями разных национальностей. Гроссмейстер Жан де ла Кассиер управлял Орденом неумело и недальновидно. В это время значительно усилилось влияние инквизиторов, назначаемых Римским папой, что вызывало резкое недовольство рыцарей, вплоть до попыток убийств инквизиторов. Все чаще гроссмейстер, чтобы поправить финансовое положенире Ордена предпринимал под предлогом освободительных походов самые настоящие разбойные набеги. Соседние государства все больше начинали опасаться Ордена.
Середина XVI века характеризуется развитием учения Мартина Лютера, направленного против католицизма. Учение нашло широкую поддержку в Квропе. Это нанесло тяжелейший удар по Ордену. Под влиянием реформации семь гермаских командорств заявили об отказе от католицизма и образовали свой орден св. Иоанна во главе с выходцем из Восточной Пруссии Баиливиком Бранденбургским. Подавлящее большинство голландских рыцарей вышли из состава Ордена. В Англии королевским указом Главное Приорство Ордена было просто запрещено, а его имущество конфисковано.
Постепенно Орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. Император добился назначения главным приором своего ставленника из Богемии. В 1582 году Папа Григорий XIII стал добиваться права назначать гросмейстеров Ордена. Это требование удалось отклонить, но в 1620 году папа Урбан VIII добивается контроля над итальянским командорством с тем, чтобы назначение должностных лиц в это командорство производилось не Орденом, а Папой.
В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.
С 1631 года власть гроссмейстера ограничивается управлением только двумя командорствами в каждом ланжисе.
Следом Папа устанавливает порядок назначения “Президента” в Орден, как своего представителя и инквизитора.
И наконец буллой от 21 октября 1634 Урбан VIII закрепляет свое право назначать гроссмейстера при определенных обстоятельствах.
Таким образом, к 1635 году Орден попадает в полную зависимость от папского престола и его суверенитет теперь ограничен правом решения внутренних текущих вопросов.
Разграбление Ордена, начатое Урбаном VIII продолжил и Папа Иннокентий X. В 1648 году он отбирает у Ордена самую богатую командорию Парма и дарит его своему племяннику.
Эти удары значительно подорвали способность Ордена иметь существенные вооруженные формирования. И только продолжавшая сохраняться угроза турецкой экспансии сдерживала грабительские устремления Ватикана в отношении Ордена. В результате, к концу XVII столетия Орден продолжал сохранять суверенитет и автономию, имел некоторую поддержку со стороны европейских монархий.
На снимке орденский Кафедральный Собор Св.Иоанна в городе Ла-Валетта на острове Мальта (The Cathedral of Saint John, Valletta).
Тридцатилетня война (1618-1648) между габсбургской (Испания, Австрия, папский престол, католические княжества Германии) и антигабсбургской (Франция, Дания, Швеция, Голландия, Англия, Россия) коалициями продлила существование Ордена, как военной организации. Война велась под лозунгом крестового похода католиков против еретиков и Орден принял в ней активное учстие на стороне католицизма. Результаты войны позволили Ордену возвратить под свое управление ряд командорств в германских княжествах, вернувшихся в лоно католицизма и в северной Европе.
Однако битва при Passarowitz в 1718 году, оказавшаяся последним аккордом идеи Крестовых Походов была последней битвой, в которой Орден участвовал, как военная сила. С этого времени военная роль Ордена сводится к борьбе в Средиземном море против пиратов.
Увеличивающаяся централизация монархической власти в европейских странах вела ко все возрастающему подчинению монархам существующих национальных религиозных Орденов (как это произошло с испанскими Орденами Сантьяго, Калатрава, Алькаранта, Монтеса (Spanish Military Orders of Santiago,Calatrava, Alcantara и Montesa) чьими гроссмейстерами и бессрочными администраторами навсегда стал король Испании), и к подавлению больших наднациональных Орденов, которые теперь воспринимались как потенциальная угроза новым национальным государствам.
В ряде стран короли с целью поднять их персональный престиж и расширить их контроль над собственной аристократией, основали новые религиозно-военные рыцарские Ордена, или Орденские Конфедерации, чьи правила вступления и членства были менее строгие чем в Мальтийском Ордене.
В течение XVII-XVIII столетий Средиземноморские государства создали свои собственные значительные военно-морские силы, чтобы защищать свои береговые линиии. В этой обстановке Мальтийский Орден становился ненужным, а удобный порт острова Мальта большим соблазном для флотов Франции, Италии, Испании.
К концу восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это, в конечном счете, вело к развитию отношений с русским царем. С одной стороны Россия находилась достаточно далеко от острова, чтобы слишком вмешиваться во внутреннние дела Ордена, с другой покровительство России и ее мощного флота могло обеспечить острову защиту от притязаний европейских монархов.
Начинался новый, хотя и очень короткий период истории Ордена Иоаннитов.
См. часть 3.
Литература
1.Guy Stair Sainty.THE SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF MALTA (Сайт www.chivalricorders.org/orders/smom/crusades.htm)
2.Э.Лаввис, А.Рамбо. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001г.
3.М.Ткач, Н.Какабидзе. Тайны рыцарских Орденов. Рипол Классик. Москва. 2002г.
4.Мячин А.Н и др. Сто великих битв. ВЕЧЕ. Москва. 1998г.