23 января 1849 года диплом врача впервые был вручен женщине — Элизабет Блэквелл. Впоследствии она основала женскую больницу и школу. К этой дате мы вспомнили и других представительниц слабого пола, которые когда-то первыми прокладывали дорогу в мир мужских профессий.
Элизабет Блэквелл — первая женщина-врач
Элизабет Блэквелл родилась в Англии, но в 10-летнем возрасте она вместе с семьей перебралась в Нью-Йорк, где впоследствии и сделала свою карьеру. После смерти отца, когда Элизабет было всего 17 лет, она вместе с сестрами открыла интернат для девочек.
С медициной Блэквелл познакомилась благодаря книгам и доктору Самюэлю Диксону, который посвятил ее в тонкости врачебного дела. Элизабет хотела получить настоящее образование и стать врачом, но все ее усилия были напрасны — в 40-е годы XIX века девушек в медицинские ВУЗы не принимали.
Но однажды ее мечта осуществилась: общим голосованием среди студентов колледжа в Женеве Элизабет Блэквелл была допущена к обучению. Правда потом оказалось, что студенты приняли все это за розыгрыш, поэтому и проголосовали «за».
Как ни странно, но Элизабет блестяще училась и закончила учебное заведение с отличием. Не без проблем, но все же 23 января 1849 года она получила диплом и магистерскую степень, а после окончания колледжа начала практиковать. Преодолев множество трудностей, в 1857 году Блэквелл открыла в Нью-Йорке собственную больницу для женщин, а позже и медицинские курсы при ней. В 1869 году, вернувшись в Англию, она основала Лондонскую медицинскую школу для представительниц слабого пола.
Берта Бенц — первая женщина-водитель
Как известно, автомобиль с бензиновым двигателем создал немец Карл Бенц. Но славой и тем, что его изобретение получило такую популярность, он обязан своей жене Берте. Как все любопытные женщины, она решила совершить поездку за покупками (по другой версии — в гости к родственнице) в соседний город на машине мужа. Путешествие не обошлось без приключений. Несколько раз автомобиль ломался. Благо с Бертой были сыновья, которые чинили поломки. Что только не шло в дело, чтобы привести механику в действие: и булавка, и резинка от чулка. То и дело приходилось покупать бензин, который в то время продавался в аптеках. Несмотря на все сложности, Берта Бенц добилась главного: прославила диковинку — машину мужа. Автомобиль начал пользоваться спросом, и дело Карла Бенца пошло в гору.
Кстати, это не единственный вклад женщин в автомобильную промышленность. Мэри Андерсон увидела, как мучается водитель, ехавший в дождь, и в 1903 году придумала «дворники» с ручным приводом. Через 14 лет другая изобретательница переделала их в электрические. А Долорес Джонс из Америки придумала глушитель.
В России первой женщиной, севшей за руль, в 1898 году стала некая Клиентская. В советское время на машине «рассекала» Лиля Брик. Владимиру Маяковскому тогда разрешили купить иномарку, на ней и ездила возлюбленная великого поэта.
Ада Лавлейс — первая женщина-программист
Графиня Лавлейс — светская дама, азартнейший игрок на скачках, единственная дочь великого поэта Байрона и его супруги Анабеллы. За пристрастие к математике муж называл ее «королевой параллелограммов». Вообще-то она была не столько первым программистом, сколько изобретательницей языка программирования. Таким странным хобби — разработкой языка для счетно-вычислительной машины — графиня занялась, когда познакомилась в 1833 году с Чарльзом Бэббиджем, изобретателем того, что позже назвали компьютером. Она, кстати, щедро финансировала эти научные разработки из семейной казны лордов Лавлейсов, но боготворивший супругу лорд ни разу не заикнулся, что она могла бы тратить деньги и время, например, на своих троих детей.
Ада умерла в 36 лет, но успела защитить свой труд по созданию алгоритма работы вычислительной машины Бэббиджа, а ее заслуги в IT были признаны Министерством обороны США. Самый сложный, но практически безошибочный язык программирования назвали в ее честь — Ада.
Мария Склодовская-Кюри — первая женщина-ученый
Даже сложно сказать, в чем трудолюбивая Мария не была первой: она и первая женщина — Нобелевский лауреат, и первый ученый, получивший две премии — в 1903 и в 1911 годах, более того — первый ученый, лауреат Нобелевской премии за две разные дисциплины — физику и химию. Она была также первой женщиной-преподавателем в Сорбонне.
Уехав из Польши, где высшее образование для девушки было невозможным, договорилась с сестрой по очереди работать, чтобы оплатить университет. Поэтому четыре года служила гувернанткой, пока сестра училась на врача, а потом работала сестра, чтобы оплачивать обучение Марии.
Невероятно трудоспособная, она стала образцом женщины-ученого, но при этом имела двух дочерей, была счастлива в браке и совершенно не соответствовала стереотипу «синего чулка». Складовскую-Кюри выдвигали в члены Академии наук во Франции, где до нее не было ни одной женщины. Разразился страшный скандал, и ее кандидатура была отвергнута — перевес противников женщины в стенах Академии составил всего один голос.
Евгения Шаховская — первая в мире женщина-военный летчик
За ее спиной люди презрительно фыркали: «Дама-шофер! Какое падение нравов!». В Петербурге сплетничали: княгиня Евгения Шаховская изменяет мужу с автомобилями. Она сама копалась в моторах, билась об заклад, что разовьет большую скорость. Словом, вела себя не так, как положено выпускнице Смольного института благородных девиц и добропорядочной жене и матери.
В 1909 году мир облетела новость: француженка Раймонда де Ларош подняла аэроплан в воздух и стала первой женщиной-летчицей. Княгиня Шаховская мечтала повторить подвиг француженки. Авиации она обучалась в немецкой школе, получила диплом. Правда, стать первой российской женщиной-пилотом Евгения не успела, стала четвертой, но зато — авиатриссой-рекордсменкой. В ноябре 1912 года она первой из женщин подняла самолет на два с половиной километра, первой выполнила петлю Нестерова. 23-летняя княгиня показывала чудеса пилотажа.
Как только в 1912 году на Балканах начались военные действия, Евгения Шаховская предложила свои услуги Болгарии, затем Италии, но получила отказ. Когда в августе 1914 года Германия объявила войну России, авиатрисса тут же попросилась на фронт. Личным распоряжением императора ее зачислили в 1-й армейский авиаотряд в чине прапорщика. Так Евгения Шаховская стала первой в мире женщиной-военным летчиком.
Элизабет фон Папп — первая женщина-таксист
Первой женщиной-таксистом стала Элизабет фон Папп. Она села за руль открытого автомобиля Adler в 1908 году и продемонстрировала, что отлично может лавировать на этом моторизированном экипаже по берлинским улицам, забитым в то время двухэтажными автобусами, конками и другими средствами передвижения, нимало при этом не уступая в хладнокровии своим коллегам мужского пола. Потеряв мужа и нуждаясь в средствах, чтобы поднять на ноги детей, молодая женщина получила первые навыки своей новой профессии в Берлинской школе водителей такси, которая являлась частью технического колледжа «Электра». Увы, этот квалифицированный водитель такси не у всех встретил радушный прием, а вместо этого часто подвергался нападкам и оскорблениям со стороны многих своих коллег и широкой общественности. В качестве таксистов женщины утвердились в Германии в конце 1960-х годов.
В России первой женщиной-таксистом стала москвичка Татьяна Тихонова. Она начинала свою работу в 1-м автомоторном парке. В 1933 году Татьяна принимала участие в Каракумском пробеге. На своем автомобиле женщина преодолела 9400 километров без значительных поломок, достойно представив в пробеге столичное такси.
Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт
16 июня 1963 года ее позывной услышала вся планета: «Я — Чайка! Все идет хорошо, на борту все в порядке».
После полета Юрия Гагарина СССР развернул новую космическую программу: Никита Хрущев хотел, чтобы первой в космосе стала советская женщина. Американцы ни в коем случае не должны были опередить! Кандидаток в женский отряд космонавток набирали по всем аэроклубам страны. И 25-летнюю Валентину, секретаря комсомольской организации комбината и мастера спорта, пригласили.
Группа из пяти человек была секретной. Никто, даже близкие девушек, не знали, что в Звездном проходит ускоренную подготовку отряд спортсменок из разных городов Советского Союза. О том, что дочь в космосе, мама Вали узнала из новостей.
В космосе Валентина Терешкова провела трое суток. Ей было тяжело, затекали конечности, тело под датчиками невыносимо чесалось, но она улыбалась и передавала на Землю: «Я — Чайка. Полет нормальный». Позже на одной из пресс-конференций в 90-х годах она скажет: «Со временем космические корабли полетят не только к планетам, но и к далеким звездам. И в их экипажах обязательно будут женщины. Ведь мой полет еще раз доказал, что женщины наравне с мужчинами во всем. Кто теперь рискнет утверждать, что мы «слабый пол»?”
Анна Щетинина — первая женщина-капитан дальнего плавания
В 1935 году мир узнал о 27-летней девушке — капитане Анне Щетининой, которая провела советский корабль «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток, что раньше считалось невозможным. Она стала первой в мире дипломированной женщиной-штурманом в 24 года. А начинала карьеру простым матросом на рыболовецком судне.
Мария Эстела Мартинес де Перон — первая женщина-президент
Эта неординарная женщина получила замечательное образование: умела говорить на разных языках, увлекалась музыкой и танцами, но имя все же сделала на политическом поприще. В 1955 году она работала танцовщицей. Так Исабель (псевдоним закрепился за ней на всю жизнь) и познакомилась со своим будущим мужем, свергнутым правителем Аргентины. Вскоре Мария Эстела стала секретарем у генерала Хуана Доминго Перона, с которым затем переехала на испанскую землю. Однако священники не потерпели их сожительства, и пара обвенчалась.
Исабель нередко налаживала политические контакты для своего мужа в других странах. А в 1973 году Перон победил на выборах в президенты страны. На следующий год он умер, и Исабель взяла бразды правления в свои руки. Правда, на посту Марии Эстеле удалось продержаться не более двух лет, хотя до конца президентского срока оставался еще год. В Аргентине произошел переворот, и президента-женщину сместили. Она до сих пор живет в Испании, куда ее выслали.