19 декабря 1939 года на заседании Комитета обороны было подписано постановление, согласно которому танк Т-34 приняли на вооружение Красной армии. Производство этого танка было настолько массовым, что он стал настоящим символом Второй мировой войны, а также героем литературных произведений и кинофильмов.
Самый-самый
Это танк был «самым» по многим характеристикам. Из всего того, чем в этой категории располагала к концу 1930-х — началу 1940-х годов Красная армия, Т-34 считался самым маневренным, самым проходимым, самым мобильным. И, конечно же, самым массовым: «тридцатьчетверку» собирали на нескольких машиностроительных заводах, ведущим из которых считался Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна.
Т-34 не только не уступал европейской технике, но и по некоторым параметрам даже превосходил ее. «Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике», — к такому выводу пришел Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета, специалист по истории Второй мировой войны.
Не без изъяна
При этом Т-34, конечно, был далек от идеала. Присутствовали у танка и определенные недостатки. В первую очередь это касалось человеческого фактора. Разумеется, война — это не курорт, а танк — далеко не пятизвездочный отель, но все же даже в таких машинах солдату должно быть удобно и относительно комфортно. Однако в Т-34 было настолько тесно, что заряжающий должен был стоять на ящике со снарядами, гильзы при этом падали под ноги. Командиру же приходилось выполнять функции наводчика, поэтому он, прицеливаясь, не мог в полной мере оценить картину боя. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что особенно тесными были первые образцы танка, впоследствии площадь башни увеличили.
Советская почтовая марка с изображением Т-34
Среди других недостатков танка обычно отмечают плохую оптику, которая не давала шанса прицелиться издалека, а также довольно тонкую броню. Но у брони были достоинства другого рода: бронелисты располагались под наклоном, и вражеские снаряды чаще всего задевали их по касательной и не могли пробить.
История и современность
В наши дни у Т-34 по меньшей мере две различные функции: в некоторых странах — например, в Лаосе, Мали, Вьетнаме и других — такие танки до сих пор состоят на вооружении; в России же сохранившиеся танки этой модели в первую очередь являются памятниками истории. Многие Т-34 превратились в мемориалы павшим воинам.
Последний же Т-34, собранный на Уралвагонзаводе, сразу же занял почетное место перед заводской проходной. В 1981 году его перевезли на новый постамент, а впоследствии этот танк каждый год начал принимать участие в майских парадах.
Т-34 на постаменте в Волгограде
В Будапеште же один из образцов Т-34 не так давно буквально обрел вторую жизнь. В 2006 году венгерская столица столкнулась с антиправительственными выступлениями, в результате которых демонстрантам удалось угнать танк с выставки военной техники, организованной в центре города. Остановил новоиспеченных танкистов, пытавшихся прорваться сквозь полицейское оцепление, только слезоточивый газ.
Танк в культуре
Т-34 по праву можно назвать героем книг. Он фигурирует, например, в повести советского писателя Якова Резника «Сотворение брони», в известном произведении польского прозаика Януша Пшимановского «Четыре танкиста и собака». Также существует документальный сборник, составленный писателем Артемом Драбкиным, в котором объединены воспоминания тех ветеранов, кому пришлось работать с именно этой моделью. Книга так и называется — «Я дрался на Т-34».
Макет Т-34−85, использовавшийся на съемках сериала «Четыре танкиста и собака»
Также Т-34 можно увидеть во многих фильмах — как в качестве самого себя, так и в роли других танков. Например, создатели картины «Спасти рядового Райана» использовали на съемочной площадке Т-34−85, однако они пытались выдать его за немецкого «Тигра». Внимательные зрители эту несостыковку сразу заметили.