После школы она оказалась в числе немногих приглашенных для поступления и во ВГИК, и в школу-студию МХАТ. Поэтому сразу после выпускного отправилась в Москву поступать в МХАТ. А родители думали, что дочь просто поехала на экскурсию. Только поступив, Татьяна дала родителям телеграмму. Ее отец тут же отправился в Москву к ректору – хотел забрать документы Тани, считая, что профессия актрисы это вообще не дело. К счастью, ректор уговорил его дать дочери возможность учиться.
В 1969 году Татьяна окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой Московского театра Сатиры. Вскоре она дебютировала и в кино – снялась в детском фильме «Всмотритесь в это лицо». Высокая, с низким голосом, она искала свое место в кинематографе довольно долго. Почти пятнадцать лет актриса прожила в общежитиях – сначала в общежитии МХАТа, потом – театра Сатиры. Татьяна действительно очень хотела быть артисткой и многим готова была пожертвовать ради этого.
Ее первая роль в кино, которая запомнилась зрителям – леди Энни в блестящем фильме «Здравствуйте, я ваша тетя». Несмотря на мимолетное появление на экране, зрители обратили на нее внимание и полюбили. А фильм «Дуэнья», где актриса собственно и сыграла дуэнью, закрепил успех.
Эксцентричная и не боящаяся казаться смешной, она просто не могла не запомниться. Сегодня на счету Васильевой множество работ в театре и кино, но всенародную славу ей принес всё-таки фильм «Самая обаятельная и привлекательная». Образ Сусанны стал притчей во языцех, а многие фразы оказались крылатыми: «Не родись красивой, а родись активной», «Я женщина с шармом, не более. И никто не догадывается, что я сама себе его вылепила».
Татьяна Васильева тоже во многом вылепила себя сама. Ну а сохранить красоту ей помогли пластические хирурги, о чем она не стесняется говорить.
90-е годы принесли Татьяне Васильевой новые роли в кино, хотя далеко не все работы тех лет можно назвать достойными ее таланта. Она снималась очень много, в большом количестве комедий: «Бабник-2», «Хочу в Америку», «Жених из Майами» и многих других.
Но были и удачные роли. Например, за роль в фильме «Увидеть Париж и умереть» она получила приз «Ника» и премию «Кинотавра». На некоторое время Васильева пропала из виду, но вскоре снова появилась – помолодевшая и полная энергии. В фильме «Звезда эпохи» она сыграла легендарную Фаину Раневскую. В картине 2005 года «Попса» актриса отлично исполнила роль преуспевающего продюсера. Кроме этого, Татьяна Григорьевна сыграла множество ролей в телесериалах. Такая востребованность объясняется талантом Васильевой и ее безмерной работоспособностью, а также великолепным внешним видом, который никак не соответствует паспортному возрасту.
Немало поработав в солидных коллективах – сначала в Театре Сатиры, потом в «Маяковке», она в числе первых связала свою жизнь с антрепризой – и прикипела к ней. Много лет актриса колесит по просторам нашей огромной страны, меняя города и гостиницы. В итоге она объехала Россию не по одному десятку раз.
Васильева крайне жадная во всем, что касается работы. Она играет по тридцать спектаклей в месяц, может и тридцать пять сыграть, ведь сил и азарта хватает. Ее приверженность работе сродни патологии – она признается, что совершенно не умеет отдыхать. Вся ее жизнь в работе, ну и, конечно, в детях и внуках.
Она говорит, что если бы ей пришлось начинать всё сначала, то отказалась бы… от замужества! Васильева признается, что было бы отлично просто жить с детьми – без мужа.
…С актером Анатолием Васильевым Татьяна познакомилась в театре Сатиры, поженились они в 1973 году. Тогда она сменила свою фамилию на фамилию мужа. И так и осталась Васильевой, несмотря на то, что впоследствии они развелись. В первом браке у Татьяны родился сын Филипп. В том же театре Сатиры она встретила актера Георгия Мартиросяна – они вместе играли в спектакле «Гнездо глухаря». «У нас появилась какая-то вольтова дуга – прямо искры летели. И когда я предложил Тане выйти замуж, она согласилась, хотя была замужем за актером Анатолием Васильевым», – вспоминает Мартиросян.
Вскоре Татьяна Григорьевна перешла в театр имени Маяковского. К тому времени она рассталась с Васильевым и вышла замуж за Мартиросяна. В 1986 году у них родилась дочь Лиза. Но и с Георгием брак не заладился. Он ушел от актрисы к другой женщине еще во время ее беременности. Она крайне остро переживала это предательство. Но Мартиросян вернулся, и актеры прожили вместе еще несколько лет, несмотря на то, что Васильева постоянно терпела интрижки мужа.
После развода она уехала с художником Никасом Сафроновым на море, где с головой окунулась в новый роман. Васильева заявила журналистам, что больше никогда не свяжет свою жизнь с актером, потому что все они предатели. Но через несколько месяцев снова сошлась с бывшим мужем Георгием. Актеры не раз пробовали заново построить отношения, но ничего не вышло.
Как-то она призналась: «Я любовь представляю себе иначе. А так, как это было у меня – то к любви мало имело отношения. О женщине нужно заботиться просто как о близком человеке, которого ты боишься лишиться… Вот этого я никогда не ощущала, что меня боятся потерять. Всегда было ощущение, что если меня не будет, то и хорошо».
Сегодня Васильева убеждена – с мужчинами лучше дружить, а не влюбляться в них. У нее много друзей среди сильной половины человечества, а страсти и ревность остались в прошлом. Она так часто разочаровывалась, что влюбленности решила передоверить своим сценическим и экранным героиням. «Уделять мужчинам время у меня сегодня нет времени, – говорит актриса. – Тем более что, в большинстве своем, они норовят сесть тебе на шею и ехать по жизни за твой счет».
Она любит своих детей, дети любят ее, и этого ей на сегодняшний день вполне достаточно.
«Я не ощущаю своих лет»
Актриса не скрывает, что долго сражалась с комплексами. Но однажды почувствовала, что завладела зрителем и умеет держать его внимание – а значит, прекрасна. И комплексы исчезли сами собой.
Несмотря на годы, Васильева восхищает всех красотой и обаянием. «Я не ощущаю своих лет, но, по-моему, все так говорят. Мне все кажется, что я та же, что и в 15-16», – говорит она.
Первую пластическую операцию актриса сделала довольно давно. С помощью блефаропластики она избавилась от мешков под глазами, а с помощью липосакции – от второго подбородка, с которым безуспешно боролась массажами и кремами. С этой операцией были проблемы. Накануне из-за простуды актриса приняла аспирин, который сильно разжижает кровь, и ничего не сказала врачам. В итоге началось сильное кровотечение, которое едва удалось остановить. К счастью, артистку спасли. Несмотря на такой опыт, Васильева не отказалась в дальнейшем от услуг пластической хирургии. «Талант для актрисы, бесспорно, важен, но артистка просто обязана хорошо выглядеть», – призналась звезда в одном из интервью.
Позже она решилась еще на несколько операций – сделала подтяжку шеи и лица, ведь кожа в этих местах обычно предательски выдаёт «паспортный» возраст. Многие обратили внимание, насколько Татьяна Григорьевна стала выглядеть моложе.
«Если я не чувствую своего возраста, значит, он не должен отражаться на моей внешности», – таков девиз женщины с шармом.
Ежедневная самоотдача требует немалых сил, и актриса восполняет их по-разному. Во-первых, черпает позитивную энергию от зрителей. Плотный график выступлений тоже заставляет быть всегда в форме – приходится отказываться и от поздних гостей, и от застолий. Если судьба изредка заносит актрису вечером в ресторан, она не получает никакого удовольствия. Ведь ей нужно домой, чтобы выспаться – утром всегда ждут спортивный зал и репетиция.
Ее день начинается с аэробики, беговой дорожки и тренажеров. Любовь к физическим нагрузкам так давно вошла в жизнь Васильевой, что она и представить не может, как это – жить без зарядки и спортзала. Даже во время гастрольных поездок не разрешает себе малейших послаблений. При большинстве гостиниц, в которых актриса останавливается, есть тренажерные залы, и каждое утро два часа она проводит там. Она утверждает, что без такой ежедневной спортивной нагрузки не выдержала бы частые перелеты из Москвы в дальние уголки страны.
Ест артистка очень мало. «Если плотно поем, никакая энергия ко мне не прибывает – наоборот, чувствую тяжесть в теле, сонливость», – говорит она. Именно поэтому Васильева давно отказалась от мяса и прочей тяжелой пищи. В основном она питается вегетарианскими продуктами. По утрам до тренировки практически не ест, в обед съедает любимую гречневую кашу с овощами, перед вечерним спектаклем тоже предпочитает не есть, ну а на ночь выпивает стакан кефира. Для нее допустимы лишь легкие перекусы – это может быть ложка творога, овощной салат, сухофрукты. Удивительно, но столь жесткие рамки для нее являются нормой.
Несмотря на свою внутреннюю силу, актриса сохранила в себе и женственность, и романтичность, и сентиментальность. «Я не сухарь, я нормальная женщина», – говорит она.
Татьяна Васильева с удовольствием перечитывает так называемые толстые романы. Обожает Моцарта и Шопена, неравнодушна к цветам и очень чувствительна к ароматам. Вот такую, хрупкую и сильную, нежную и несгибаемую, ее и любят – близкие, друзья и, конечно, тысячи зрителей.