Адский холод, ураганные ветры, сотни километров безжизненного пространства, долгая полярная ночь – все это об Арктике. Казалось бы, здесь не может выжить ничто живое, и человек должен страшиться этого белого безмолвия, которое способно раздавить его, уничтожить и навеки похоронить в своей ледяной пустыне. И все же людей неудержимо влечет сюда!
Притяжение Арктики
Магическое притяжение Арктики академик Анатолий Федоров испытал на себе еще лейтенантом. Выпускник высшего военно-морского училища имени Нахимова, Анатолий Федорович долгие годы вел научную работу в северных морях, в том числе исследовал морскую радиоактивность, несколько лет трудился бок о бок с легендарным Жаком Кусто, хорошо знал Ивана Дмитриевича Папанина – выдающегося полярника.
Сейчас академику Федорову уже за восемьдесят, но он по-прежнему увлечен тайнами Заполярья, живет и работает в Мурманске. По роду своей деятельности Анатолий Федорович имеет доступ к архивным документам, закрытым для большинства простых смертных. Благодаря этому ему удалось найти уникальные сведения об арктическом противостоянии Третьего рейха и Советского Союза. За что боролись в этих малопригодных для жизни краях две сверхдержавы? Как выяснил академик Федоров, это противостояние возникло еще… до возникновения обоих государств. Десятилетиями Германия и Россия вели настоящую «ледовую войну», о которой неизвестно практически ничего.
Ледовая война
Германия мечтала построить свои базы в Арктике
Еще в 1912 году существовал проект германской арктической экспедиции под началом лейтенанта кайзеровского флота Шредер-Штранца, согласно которому немцы намеревались обследовать Таймырский полуостров и наметить путь через Берингов пролив в Тихий океан.
Вот что привлекало и до сих пор привлекает к Арктике – ведь именно здесь пролегает самый короткий путь между океанами. От Мурманска до Камчатки подводная лодка добирается всего за десять дней! Если сравнить это расстояние с тем, которое придется пройти южным путем – через Индийский океан до Японии, – то становится понятным, насколько важными в стратегическом значении являются неприветливые воды Заполярья.
К сожалению, неповоротливая бюрократическая машина Российской империи слишком медленно «разворачивалась» в эту сторону, хотя лучшие умы России давно поняли всю важность освоения Арктики. Если бы к ним вовремя прислушались, возможно, Вторая Тихоокеанская эскадра не потерпела бы такого сокрушительного поражения во время войны с Японией в 1905 году. Об этом писал профессор Дмитрий Менделеев: «Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».
Но вернемся к событиям Первой мировой войны. В июле 1914 года немецкие подводные лодки были впервые замечены у побережья Мурмана. Русская разведка засекла два неприятельских судна, однако никаких указаний «сверху» не последовало. Между тем немцы начали активно минировать Белое море и акваторию Кольского полуострова. В результате караваны английских судов, которые Северным морским путем перевозили для нужд союзнической российской армии различные грузы, все чаще уходили на дно. Только с 11 июня по 22 июля 1915 года на минах, выставленных немцами, подорвалось 14 пароходов.
А с середины сентября до 14 октября на подходах к Кольскому заливу затонули 16 норвежских, семь английских и столько же российских судов. Как оказалось, все они были торпедированы германскими подводными лодками. В этом районе действовала целая флотилия кайзеровских субмарин, которые всю Первую мировую войну усердно минировали Баренцево море и его окрестности, а также топили суда Российской империи и ее союзников.
Тайная военно-морская база немцев в глубоком тылу СССР
Долгие годы оставалось загадкой: где немцы хранили такой огромный запас мин? И только в конце 1930-х годов правда неожиданно вышла наружу. На безлюдном острове Поной, расположенном в Белом море, решено было возвести оборонные сооружения. Строили их поляки-военнопленные. Они-то и натолкнулись совершенно случайно на огромный склад мин немецкого производства.
Мины были в отличном состоянии, причем их запаса с лихвой хватило бы на то, чтобы заминировать все Баренцево море. Началось расследование, в результате которого было выяснено, что мины доставлялись на склад… рыболовецкими судами, якобы проводившими лов в этом районе еще до начала Первой мировой войны. Теперь стало понятно, какую «рыбу» они здесь ловили…
Благодаря тайным складам и базам, предусмотрительно устроенным немцами в глубоком тылу противника, с 1914 по 1917 год им удалось потопить свыше шестидесяти транспортов. В одном только Кольском заливе в это время находилось постоянно не менее семи германских субмарин. Но ведь они должны были где-то базироваться! Такая база, тоже совершенно случайно, была обнаружена уже после Второй мировой войны военнослужащими Краснознаменного Северного флота СССР. Уцелел даже небольшой бревенчатый причал. У входа в пещеру, где располагалась база, стояла динамо-машина, на которой ясно просматривались герб кайзеровской Германии – орел и год ее изготовления: 1913-й. Невероятно, но агрегат удалось запустить, и пещера осветилась!
Исследуя ее, советские офицеры натолкнулись на штабеля консервов. Что ж, запасливости и педантичности немцам всегда было не занимать. Но каково же было удивление военнослужащих, когда при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что банки выпущены в конце 1930-х годов! Выходит, эту базу использовали и «наследники» кайзеровских военно-морских сил, и она играла роль в обеспечении нацистских субмарин?!
Возможно, таких баз было несколько.
По свидетельству академика Анатолия Федорова, на Новой Земле в Первую мировую находилась база подводных лодок. В устье реки Лена до сих пор сохранился 200-метровый бетонный причал, причем обнаружить его удалось только с воздуха. Много лет жителям селений на берегах Лены попадались бочки с топливом, на которых читалась немецкая маркировка. Возможно, там находятся до сих пор не исследованные подземелья, хранящие смертельно опасные тайны Германии.
«Граф Цеппелин» над советской Арктикой
Вспомогательный крейсер «Комет», замаскированный под японское судно «Токио-Мару»
В 1930 году советское правительство полностью одобрило полет немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» в воздушном пространстве СССР с целью исследования арктического региона. Большую часть финансовых расходов взяло на себя правительство Германии, а все научные данные, полученные ею, должны были передаваться советской стороне. Год спустя все было готово, и дирижабль отправился в полет из Гатчины под Ленинградом.
На борту пятнадцать советских ученых, остальные – немецкие аэронавты и единственный пассажир, американский миллионер Линкольн Элсуорт, известный своим щедрым финансированием арктических экспедиций. Вместе с легендарным Нобиле он уже летал на дирижабле над Северным полюсом.
Экспедиция провела в советском воздушном пространстве более 100 часов полета, посетив самые «глухие углы» Арктики, и собрала огромное количество научных данных. Но только ли научных?! Как выяснилось гораздо позже, карта маршрута «Графа Цеппелина» совпадала с размещением законсервированных немецких военных баз, о которых мы рассказывали выше.
Естественно, это не случайно. Но тогда советская разведка оказалась явно не на высоте…
«Океанский оборотень» на трассе Севморпути
Командир крейсера «Комет» капитан Роберт Эйссен
Внешне германский пароход «Комет» выглядел мирным торговым судном. Однако он был снабжен новейшим навигационным оборудованием, в его трюмах укрывалось современное вооружение, а в специальном ангаре находился самолет, предназначенный для ледовой разведки. Именно этот корабль (рейдер) Ивану Папанину было приказано провести по Севморпути. По указанию Сталина, эта экспедиция немецкого судна была включена в план арктических операций 1940 года. Иван Дмитриевич прекрасно понимал, что это – преступление. Подобное выражение «дружбы с братской Германией» могло дорого обойтись стране. Он, как мог, долго задерживал исполнение приказа, хотя в сталинские времена это было смерти подобно. И все же исполнять «команду свыше» пришлось…
Нацистскому «Комету» было предоставлено право свободного многодневного плавания по восточной части Баренцева моря, причем среди членов его экипажа, составлявшего более 300 человек, были столь загадочные личности, что ими следовало серьезно заняться НКВД. Тем не менее эти гости вели себя по-хозяйски, отдыхая на берегах Маточкина Шара – занимались сбором грибов и птичьих яиц.
А после Второй мировой войны появилась информация, что на самом деле немцы вели поиск серебра на свинцовых месторождениях, пользуясь старинной картой. Затем ледокол «Иосиф Сталин» провел немецкий рейдер через море Лаптевых, а дальше немцы решили продвигаться самостоятельно…
По одним данным, когда было установлено, что «мирное судно» на самом деле укомплектовано военной командой, ему было отказано в дальнейшей проводке. Тем не менее «океанский оборотень» благополучно осуществил переход по Северному морскому пути, до этого много лет совершенно закрытому для иностранцев. Причем за рекордно короткий срок – 25 суток. «Комет» вышел в Тихий океан. По возвращении в Германию командир рейдера Роберт Эйссен был награжден за этот поход Железным крестом и званием адмирала.