Иоганн Хайденберг (таково настоящее имя этого человека) родился в 1462 году. В 1480 году одаренный юноша поступил в Гейдельбергский университет, где вскоре вступил в тайное общество Sodalitas Celtica ("Кельтское братство"), занимавшееся изучением астрологии, нумерологии, философии, а также пифагорейской математики и языков. Иоганн взял себе псевдоним Тритемий, что являлось латинизированной формой названия его родного города — Триттенхайм.
Как-то раз в 1482 году двадцатилетнего Иоганна застала по пути домой снежная буря, вынудив его укрыться в бенедиктинском монастыре Святого Мартина в Спонхайме. Там молодому человеку так понравилось, что он решил стать монахом, а уже в 1483 году его, учитывая прекрасное по тем временам образование, избрали аббатом. В 1506 году Тритемий возглавил аббатство Святого Иакова в Вюрцбурге. На собственные средства он пополнял библиотеку аббатства, и вскоре она стала богатейшей в Германии.
Тритемий в совершенстве знал несколько восточных языков, в том числе и древнееврейский, поддерживал контакты со многими теологами, каббалистами и алхимиками. Несмотря на духовное звание, он куда более религии увлекался историей, философией, криптографией, а также оккультизмом и магией. Аббат считал, что ему удалось овладеть искусством внушать свою волю другим людям посредством некоего специального языка, созданного на основе лингвистики, математики, каббалистики и парапсихологии.
Этот язык Тритемий нарек стеганографией (в переводе — "тайнописью"). Его теория была изложена в книге под названием "Стеганография, то есть Истинное искусство открывать при помощи тайнописи побуждения своей души далеким людям".Говоря современным языком, Тритемий изобрел метод словесного воздействия на подсознание при помощи кодовых фраз. Если послание передавалось через третье лицо, то это лицо не могло разгласить секрет передаваемой информации, так как он был доступен лишь "получателю".
"Стеганография", которая состояла из трех частей, была написана Тритемием в 1499 году (третья часть так и не была завершена), но увидела свет лишь в 1606 году, девяносто лет спустя после кончины автора. Тем не менее, уже в 1609 году Конгрегация святой инквизиции внесла ее в "Индекс запрещенных книг", обвинив автора в занятиях черной магией и демонологией — ведь там упоминалось о неких "Семи благих духах", которые якобы и помогают передавать мысли на расстоянии…
Еще в начале XVI столетия, когда "списки" манускрипта стали ходить по рукам, Тритемия лишили должности аббата, изгнали из обители, и он лишь чудом избежал сожжения на костре… Помимо методики внушения, в книгах "Полиграфия" (1518) и "Стеганография" Тритемий также излагает свой метод шифрования. Шифр Тритемия представляет собой таблицу, в которой первая буква текста шифруется по первой строке, вторая буква — по второй, и так далее, а когда используется последняя строка, следует вновь вернуться к первой.
В "Стеганографии" автор предлагает использовать шифр, в котором буквы в первой строке должны расставляться в произвольном порядке, а в последующих строках сохраняется принцип циклического сдвига. Кроме того, Тритемий прибегает к двоичному кодированию букв алфавита. В "Стеганографии" он также широко использует планетарные символы, рассуждает об астрологии и движении планет, предлагая использовать для работы с информацией астрологические расчеты.На сегодняшний день, увы, не сохранилось ни одного полного экземпляра "Стеганографии".
Даже в издание 1606 года вошли лишь отдельные фрагменты рукописи, составлявшие примерно четверть ее первоначального объема. Правда, в 1610 году во Франкфурте Матиасом Бекером было выпущено еще одно издание, в сильно сокращенном виде, причем с пометкой "с благословения и позволения Высших". До сих пор неизвестно, кто инициировал выпуск книги… Еще одно переиздание было осуществлено в 1621 году. Но почему-то уже без предисловия.
Сегодня копии этих изданий можно встретить в различных библиотеках. Но, чтобы понять содержание текстов, требуется ключ, которого в руках у исследователей нет… Есть предположение, что для использования "метода Тритемия" необходим особый прибор наподобие радиопередатчика. Но откуда и у кого такой прибор мог взяться в XVI столетии? Так или иначе, "Стеганография" остается книгой-загадкой, книгой-ребусом, который полностью, возможно, никогда не будет разгадан.