Телевидение во времена Д’Артаньяна

Сирано де Бержерак и житель Луны. Рис. Ю. Селиверстова«Полагаю, что планеты — это миры, вращающиеся вокруг Солнца, а неподвижные звезды — также солнца, вокруг которых тоже есть планеты, то есть миры, которые мы не видим из-за их малой величины, а также потому, что их заимствованный свет не доходит до нас… Можно ли представить себе, что эти огромные шаровидные тела всего лишь мертвые пустыни…»

От рассуждений чисто астрономических автор этих строк переходит к воплощению проекта «космического корабля», который должен доставить его к иным мирам.

«Я соорудил машину, которая, по моим расчетам, могла поднять меня на любую высоту…

Кое-кто стал говорить, что надо привязать к ней несколько летучих ракет, чтобы они подняли ее высоко в небо, а рессора будет приводить в движение большие крылья, и тогда всякий примет машину за огненного дракона.»

И вот, храбрый экспериментатор поджигает ракеты, предназначенные для фейерверка; они в несколько рядов привязаны к его аппарату.

«Как только пламя уничтожало один ряд ракет, — они были расположены по шесть штук, — благодаря запалу, помещенному в конце каждого ряда, загорался другой ряд… Наконец, селитра вся сгорела, и машина перестала действовать…»

Чьи же это строки? При некоторой наивности, они все же обличают принадлежность пишущего к самым просвещенным ученым нового времени, предшественникам Кибальчича, Циолковского, Кондратюка и Цандера.

Автор верит во множественность обитаемых миров и в возможность достигнуть их с помощью аппарата, движущегося по ракетному принципу. 1800 год? 1850?..

Прочтем еще несколько строк.

«Я… вдруг почувствовал, что… все же продолжаю подниматься вверх, зато машина покидает меня и падает на Землю… Тут я вспомнил, что Луна сейчас на ущербе, а в это время она имеет обыкновение высасывать костный мозг из животных: вот она и сосет мозг, которым я натерся, и сосет тем сильнее, чем более я к ней приближаюсь…»

Что за бред?! После своего первого, неудачного взлета на «рессоре», еще без ракет, автор натер ушибы костным мозгом, и оттого Луна притянула его к себе.

В конце концов, «космонавт» совершает посадку на вечном спутнике Земли, где, оказывается, расположен… библейский рай с Древом Жизни!

Раскроем секрет: текст написан не в позапрошлом веке, а в первой половине столетия XVII. Так что как раз упоминания о Луне, притягивающей костный мозг, или, скажем, о том, что нашу планету вращают испарения, «выделяющиеся из недр Земли», более близки к уровню тогдашней науки, чем модель бесконечной Вселенной с планетными системами у многих звезд или предположение, что основным космическим движителем может стать ракета…

Книга, откуда взяты отрывки, называется «Иной свет, или Государства и империи Луны»; впервые она была издана уже после смерти автора, в 1656 году.

(Напомним, что всего за полвека до того сгорел на костре Джордано Бруно, и как раз за рассуждения о бесконечности Космоса и возможности существования инопланетных рас!)

Но поразительно смелый провидец не был ученым-энциклопедистом.

Это — французский дворянин Сирано де Бержерак, за которым, благодаря известной комедии Эдмона Ростана, навеки укрепилась репутация беспутного, хотя невероятно остроумного гуляки и дуэлянта.

Да, в дворянских попойках Сирано действительно принимал участие; по некоторым данным, он лично знал исторического Шарля д’Артаньяна, прототипа знаменитейшего из героев Дюма…

И дуэлей на его веку было немало, и других излишеств: увы, де Бержерак и умер, прожив всего 36 лет, от последствий сифилиса…

Но не все помнят, что сын обедневшего дворянчика обучался в Коллеж-де-Бове при Парижском университете, что он был слушателем лекций чтимого и в наше время философа-материалиста Пьера Гассенди (на те же лекции ходил и Жан Поклен, впоследствии прославленный под именем Мольера).

Видимо, в не меньшей мере, чем разгульная жизнь, привлекали этого противоречивого человека научные изыскания…

Однако, предвидения Сирано, пусть полушутливые, касаются не только астрономии: в этом у него были предшественники, тот же Бруно, или Коперник, или некоторые античные мыслители. Движущую силу ракет знали еще древние китайцы…

В тех же «Государствах Луны», наряду с шутовскими выдумками, то ли случайно, то ли нарочно смешанные с всяким веселым вздором, — встречаются такие вещи, для которых просто не могло быть места в XVII веке… и даже в первой половине ХХ!

Вот что представляют собой, например, лунные книги. «Переплеты… поразили меня своим великолепием: один из них был выточен из цельного алмаза, куда более блестящего, чем наши, второй казался чудовищной жемчужиной, расколотой надвое…

Сняв футляр, я нашел в нем нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы и наполненное какими-то пружинами и едва видимыми механизмами.

На самом деле это книга, но книга чудесная, без слов и букв; словом, книга, для чтения которой не требуется зрения, нужны только уши.Желающий почитать книгу заводит с помощью множества ключиков механизм, поворачивает стрелку на ту главу, которую он хочет услышать, и тотчас же из книги, как из человеческого горла или из музыкального инструмента, начинают раздаваться разнообразные отчетливые звуки, служащие обитателям Луны для выражения мыслей и чувств».

В самом деле, — разве не перед «жемчужиной, расколотой надвое», т. е. плоским светящимся экраном, сидим мы вечерами, слушая новости или просматривая фильмы? Не говорящую ли и поющую «книгу» включаем, поймав «стрелкой» нужную волну или вставив кассету?..

А вот еще одна занятная подробность. Герой рассказывает: «Я подвесил книги к ушам в виде сережек и отправился гулять».

Можно подумать, что Сирано чудесным образом переместился в современный город и взял пример с какого-нибудь студента, щеголяющего плейером и наушниками!

Можно, конечно, приписать де Бержераку знакомство с премудрыми инопланетянами; можно предположить, что он имел доступ к неким документам исчезнувшей технической суперцивилизации или случайно оказался на чьей-то, отправленной из будущего машине времени.

Но весьма вероятно, что истина — в ином. В безудержной фантазии Сирано, которая случайно создала «технические задания» для изобретателей будущего.

Точно так же, как фантазия народная выработала «проекты» ковра-самолета или «наливного яблочка на золотом блюдечке», показывающего весь белый свет…

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий