Пять парусников, которые изменили мир

1. Каракка «Виктория»
Этот корабль первым в истории обогнул Земной шар. Каракка «Виктория» была одним из пяти кораблей, входившим в эскадру Фернана Магеллана. На ней в сентябре 1522-го года вернулись в Испанию остатки экспедиции знаменитого мореплавателя. Коммерческое путешествие на Молуккские острова, в силу обстоятельств, стало первым в истории кругосветным плаванием. Из пяти кораблей до Испании добралась лишь «Виктория», на борту которой находилось 18 человек. В 1999-м году каракка была реконструирована чешским путешественником Рудольфом Краутшнайдером.

2. Галеон «Золотая лань»
Галеон Фрэнсиса Дрейка, стал вторым, после «Виктории», кораблем, который совершил кругосветное плавание. Правда, этот корабль, точнее его капитан, преследовал отнюдь не мирные цели. Фрэнсис Дрейк и его команда совершили грабительский рейд по испанским владениям в Новом Свете. Набеги на города и атаки испанских судов были столь успешны, что за Дрейком в Америку потянулись и другие англичане, искавшие богатства и приключение. Пересечение черты испанских владений стало нормой, а интерлоперы (как презрительно называли их испанцы) вскоре стали патентованными каперами на службе Англии, Франции или Голландии и вполне легально вершили разбой в водах Нового Света.

3. Фрегат «Орел»
Когда в 1667-м году в селе Дединово был заложен «Орел» Россия еще не имела ни одного собственного военного корабля, да и с выходом к морю все обстояло совсем не так, как сейчас. По замыслу царя Алексея Михайловича «Орел» должен был охранять русские торговые суда в Каспийском море. Корабль был построен по образцу голландского пинаса, но, при этом, считается фрегатом. К слову, капитаном «Орла» также был голландец Давид Бутлер, да и команда состояла исключительно из иностранцев. Первое плавание парусник совершил в 1669-м, а уже через год он дотла сгорел в порту Астрахани. Тем не менее, именно «Орел» стал первым в истории российским военным кораблем.

4. Бриг «Меркурий»
В мае 1829-го года бриг «Меркурий» одержал одну из самых ярких побед в истории морских сражений. Небольшой, но быстрый корабль взял верх над двумя турецкими Линкорами. «Меркурий», которым командовал капитан-лейтенант Александр Казарский, прошел между турецкими судами, обстреляв их с двух бортов. Линейные корабли, в принципе, могли бы потопить бриг одним залпом, но попали, в итоге, друг в друга. В итоге, Линкоры «Реал-бей» и «Селимие» получили серьезные повреждения, и вышли из боя. «Меркурий» после боя долго находился на ремонте, но затем вернулся на службу.

5. Линейный корабль 1 ранга «Ваза»
Шведский линейный корабль «Ваза» на своем веку не преодолел по морю и трех километров. Однако в историю парусного флота судно вошло навсегда. Построено оно было по приказу короля Густава II Адольфа. Корабль, носивший имя правящей династии, должен был стать флагманом шведского флота. Он был спущен на воду в августе 1628-го и на тот момент являлся крупнейшим кораблем в мире. Увы, но из-за ошибок в расчетах, чрезмерных размеров судна и не лучших погодных условий, «Ваза» затонул уже в первом плаванье. Корабль сильно накренился от шквального ветра, и вода хлынула в открытые пушечные порты. Линкор лег на бок и затонул за считанные мгновения. Погибли, по разным данным, от 50 до 400 человек. Зато корабелы, а главное, заказчики, поняли, что в строительстве таких судов нужно быть скромнее. Ведь главное в корабле не размер, а ходовые качества.








