Россия привыкла к самодержавной власти, но, как известно, у одного человека только две руки и две ноги, а вот голодных ртов в стране много. Для эффективного управления разраставшейся в территориальном смысле державы нужны были помощники и советники из числа самых одаренных, умных и способных деятелей. Их полномочия могли определяться специальными документами, но порой кружок приближенных составлял неформальный или тайный совет верховного лидера. Diletant.ru подготовил подборку из самых интересных совещательных органов.
Избранная Рада
Сам термин «Избранная Рада» ввел в оборот князь Андрей Курбский, тогда как официального названия у ближнего круга царя Ивана Грозного не было. Своеобразным правительством он себя окружил после московского пожара 1547 года и вспыхнувшего за ним Московского восстания.
О составе Избранной Рады ученые спорят. Однако наиболее видные «портфели» имели окольничий Алексей Адашев, придворный священник, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, сам князь Курбский и другие. Этот круг обсуждал планы государственных реформ, а также решения по внешней политике государства и, разумеется, следил за исполнением этих решений. По совету своего ближайшего окружения царь проводил в то время действительно серьезные преобразования: появились приказы, отменялись сборы с населения для местного управления, появился знаменитый Судебник 1550 года, уложение о службе, принято решение о создании стрелецкого войска. По сути, царь сам шел на ограничение самодержавной власти, прислушиваясь к советам этого неформального органа. Что касается внешней политики, то в годы Избранной Рады государство значительно приросло территориями: были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, шли кампании в Прибалтике. Однако к 1560 году влияние Рады ослабевает: царь и советники не сошлись в вопросах темпов централизации государства. Неформальной причиной стало то, что в период серьезной болезни Ивана IV Рада не поддержала вероятную передачу престола царевичу Дмитрию и высказалась в пользу двоюродного брата царя — князя Старицкого Владимира. А государь умирать передумал.
Боярская Дума
Боярская Дума выполняла функции государственного совета, не имея, разумеется, полномочий самостоятельного решения. В любом документе, оформленном Боярской Думой, было отмечено, что она поступает по указу государя. Попасть в этот совет могла только высшая аристократия, многие из бояр относились к известным династиям и часто вели борьбу «своих» с «чужими». Первоначально в состав Думы входили землевладельцы, позже он делился на землевладельцев и служилых бояр, «введенных», которые фактически нанимались великим князем для управления делами. С XVI века великий князь вводил в Думу простых дворян, роль которых усилилась при Иване Грозном в силу его борьбы с родовым боярством. Численность Думы отличалась от эпохи к эпохе.
При Борисе Годунове — 30, при Федоре Алексеевиче — 167. Такое количество делало, конечно, невозможным частое проведение заседаний с участием всего состава, возможно вместе они собирались лишь по значимым событиям (вроде нынешнего Федерального собрания по случаю посланий президента. Полномочия Думы не были прописаны в законе, однако законодательная функция их появилась в Соборном уложении. Законодательная инициатива принадлежала царю и боярам, выносившим приговоры по тем делам, которые не мог разрешить существовавший тогда свод законов. Но царь не был подчинен этим решениям и не был обязан получать резолюцию Думы для принятия своих решений. Хотя часто поступали именно так. Иногда бояре этим пользовались, истории о всесилии и злоупотреблениях бояр в период младенчества и юношества Ивана Грозного, которые, по расхожему мнению, отразились на личных качествах уже взрослого царя, известны.
Верховный тайный совет при Екатерине I
Совещательный орган российской императрицы по примеру Избранной рады, действовавшей при Иване IV. Это довольно узкий круг людей, которые формировали позицию Екатерины. В его составе было до 8 человек. Совет впервые собрался в 1726 году. Вступив на престол императрица нуждалась в подобном органе, поскольку вся тяжесть государственных дел была, конечно, ей одной не под силу. Создание такого совета оформлялось указом, в него вошли бывшие приближенные Петра: светлейший князь Александр Меншиков, граф Федор Апраксин, граф Гавриил Головкин, граф Петр Толстой, князь Дмитрий Голицын, барон Андрей Остерман и другие. В тайном совете оказался также зять императрицы, герцог Карл Фридрих Голштинский.
Со временем состав менялся, некоторые из его членов попадали в опалу, Петр Толстой, при определенном влиянии Меншикова, оказался в ссылке, позже и сам Меншиков повторил его путь. В 1727 году верховенство в тайном совете принадлежало уже представителям известных фамилий — Долгоруким и Голицыным. Постепенно Верховный тайный совет подчинил себе Сенат и Святейший Синод, став высшим государственным органом, согласие которого требовалось для исполнения всех указов. В своем завещании Екатерина передавала Совету фактически полную власть, по крайней мере пока Петр II пребывал в юном возрасте. Единственное исключение делалось для порядка престолонаследия, в который этому органу вмешиваться запрещалось. Однако смерть Петра развязала руки Долгоруким и Голицыным. В это время Россия была близка к введению конституционного строя и к ограничению власти монарха представительскими функциями. На царство была призвана Анна Иоановна, с которой заключили специальный договор — Кондиции, не позволявшие принимать единоличные решения по важнейшим вопросам. В 1730 она эти Кондиции торжественно порвала и неограниченное самодержавие было восстановлено, а совет упразднен.
Негласный (Неофициальный) комитет Александра I
Как и в случае с Екатериной, первые годы царствования Александра I (он взошел на престол в результате убийства императора Павла заговорщиками) не прошли без советников, опыта у самодержца просто не хватило бы для верных самостоятельных решений. Тогда Александр, по свидетельству его знакомых, был правителем либерального толка и всерьез подумывал о принятии в России конституции. Просуществовал Негласный или тайный комитет недолго — по одним данным с 1801 по 1803-й, по другим по 1805 гг. Собираться, впрочем, Совет начал еще до воцарения Александра, все-таки он представлял собой круг его ближайших друзей. Основная его задача — подготовка макрореформ, в том числе преобразований в сфере госуправления.
Первая часть работы касалась глубокого анализа сложившейся практики. Все-таки при Александре Россия уже была огромной империей. Вторая — издания законов, которые можно было бы объединить в новое уложение, соответствующее при этом «народному духу». В составе комитета были граф Павел Строганов, князь Адам Чарторижский, князь Виктор Кочубей и граф Николай Новосильцев. Под влиянием совета в России появились министерства, государственный совет, преобразован Сенат. К 1803 году относится последний протокол заседания Негласного совета, однако не факт, что на этом его совещания закончились. Просто граф Строганов, которому отводилась роль «летописца», занял пост министра внутренних дел и полностью ушел в эту работу. Кстати, при Александре существовал и другой совещательный орган — Непременный совет. Он просуществовал до оформления Государственного совета, мог опротестовывать царские указы и также готовить реформы. Указ о вольных хлебопашцах — предложение как раз этого органа.
Политбюро ЦК КПСС/ВКП (б)
Политбюро также обладало всеми функциями высшего государственного совещательного органа. Формально его наличие и присутствие как раз и отличало модель советского руководства от самодержавной — все важнейшие решения проходили через политбюро. На самом деле, конечно, политбюро принимало решения в зависимости от характера и воли его руководителя. Несогласных можно было легко ликвидировать, обвинив в заговоре, террористической и шпионской деятельности. Первоначально политбюро определяло политику партии, но в условиях формирования однопартийной системы, ему перешли все функции по государственной политической стратегии. В первом составе политбюро были и Владимир Ленин, и Иосиф Сталин, и Лев Троцкий, и Григорий Зиновьев, и Лев Каменев. Все фамилии с известной судьбой, одинаково претендовавших на абсолютное лидерство.
В первые годы Советов там было 8 человек, в 70-е — до 25. Хрущев включил в состав Политбюро некоторых лидеров республиканских компартий, позже в него были введены все первые секретари республиканских ЦК. Можно было попасть в политбюро и пользоваться всеми привилегиями верховной власти (точнее близостью к генеральному секретарю, а значит к центру принятия решения), а можно было с позором покинуть Политбюро и закончить жизнь в застенках НКВД. Такие случаи были и они не такие уж редкие. Бухарин, Рудзутак, Крестинский, Рыков и другие, это помимо «предателей» Троцкого, Каменева и Зиновьева. Дольше всех в Политбюро заседал маршал Климент Ворошилов (34 года), меньше всех — другой маршал, Георгий Жуков (120 дней). Роль политбюро заметно снизилась при появлении в СССР верховной должности — Президента.