Захват заложников является самым распространенным приемом любых террористов. Зачастую бандиты захватывают и авиалайнеры. В ограниченном пространстве самолета им легко контролировать ситуацию и пленных людей. Спецслужбам же, пробующим освободить заложников, приходиться действовать в очень сложных условиях. Поэтому очень часто подобные операции заканчиваются плачевно как для пленников, так и для бойцов специальных подразделений. Примером этого может служить печально известная операция по освобождению заложников египетского «Боинга-737» на Мальте.
Вечером 23 ноября 1985 года рейсом 648 из аэропорта Афин в столицу Египта отправился авиалайнер компании EgyptAir. На борту находилось десять членов экипажа и девяносто восемь пассажиров. Спустя некоторое время после взлета с кресел поднялись пятеро молодых парней, объявив во всеуслышанье, что самолет захвачен. В руках у них были пистолеты и гранаты, которые они каким-то образом смогли пронести через пункт контроля службы безопасности аэропорта. После этого они направились к кабине пилотов. Используя бортовой специнвентарь, террористы взломали дверь в кабину. Разыскать инвентарь не составило труда, в то время на «Боингах» и «Эрбасах» ломики и топорики были размещены на самых заметных местах и снабжены указателями по правильному использованию. Ворвавшись к пилотам, бандиты приказали направляться на Мальту.
Затем воздушные пираты начали пересаживать заложников. В переднюю часть самолета возле дверей запихнули граждан США, Израиля и Канады. Таким образом, все они стали «живым щитом» от попыток их освобождения. Посередине салона оказались граждане Греции и Филиппин, которые очевидно не вызывали у бандитов никаких чувств. В задней, безопасной с точки зрения боевиков части «Боинга», разместили арабов и детей.
В ходе пересадки произошло первое кровопролитие. Данный самолет подобно всем остальным авиакомпании EgyptAir, использующимся в зарубежных рейсах, сопровождала вооруженная охрана, замаскированная под обычных пассажиров. В тот день на борту самолета их было четверо. Следуя инструкциям, они ничего не делали до полного прояснения обстановки. Позже их действия оправдали, поскольку, когда численность и вооружение бандитов стали известны, шансы на успех в случае попытки их нейтрализации были очень малы. Тем не менее, один из секьюрити, воспользовавшись сумятицей в результате перемещения людей, достал пистолет и выстрелил в ближайшего угонщика. Но бандиты были начеку, агента буквально накрыл шквал пуль. Некоторые из них прошили навылет корпус лайнера. Стремясь уменьшить разницу давления и спасая людей от декомпрессии в салоне и разрушения обшивки судна, пилот направил самолет резко вниз, выровняв его только на высоте в две тысячи метров. В ходе самостоятельных действий охранник получил тяжелые пулевые ранения, террорист же отделался лишь царапиной.
В 20:05 «Боинг» попросил у диспетчеров аэродрома «Лука», что возле Ла Валетты, разрешение сесть. Мальтийцы отказали им, погасив посадочные огни. Однако под угрозами террористов экипажу захваченного судна пришлось все же посадить самолет. В абсолютной темноте они успешно приземлились, промчавшись в паре сантиметров от сингапурского «Боинга -747».
И почти сражу же после посадки бандиты принялись расстреливать заложников. Первой убили двадцатичетырехлетнюю израильтянку. Поставив девушку на колени в дверях самолета, бандиты застрелили ее выстрелом в голову. Следующему израильтянину они выстрелили в рот. Туриста из Америки выбросили из самолета, предварительно связав руки. В падающего человека стреляли из нескольких стволов. Потом убили двух женщин-евреек из США. Их тела также выкинули на летное поле. После каждого душегубства террористы смеялись и распевали песни.
Мальтийские власти до последнего момента не хотели вмешиваться в происходящее, но и отделаться от непрошенных гостей не могли. Они дали разрешение на посадку двух военно-транспортных самолетов типа «Геркулес» С-130, привезших египетскую антитеррористическую группу «Сака», что по-нашему означает «Молния», в количестве двадцати пяти человек.
Высадившись, специалисты сразу же стали готовиться к операцию по штурму. Параллельно с этим администрация Мальты и появившиеся представители из Египта начали переговоры. Но террористы ничего не просили. Они отказались от денег, освобождения соратников, выполнения политических требований. Уже потом стало известно, что захват осуществлялся с одной единственной целью – перебить всех заложников. Бандиты надеялись опозорить в глазах всего человечества Хосни Мубарака, который, являясь президентом Египта, обязан был взять всю ответственность за произошедшее. «Это полные «отморозки»! – сказал один из переговорщиков о результатах диалога.
В это время бойцы из спецподразделения, используя специальную аппаратуру, наблюдали за захваченным «Боингом». Развитие ситуации не оставляло иных вариантов, кроме штурма. Группа заняла позицию под брюхом самолета в ожидании сигнала. Но тут произошло непредвиденное. Погас единственный фонарь, горевший над входом в терминал. Кто принял решение выключить его, выяснить так и не удалось. Мальтийцы объясняли, что сделали это по приказу египтян. Египтяне обвиняли служащих аэропорта. Однако наступившую темноту бандиты восприняли как начало штурма и успели подготовиться к отражению. Спецназ египтян лишился своего единственного преимущества – элемента внезапности.
Первая группа «Молнии» вломилась на борт самолета через люк для багажа в полу салона. Одновременно с этим вторая группа подорвала двери аварийного выхода, расположенного над крылом. В ходе последовавшего короткого боя террористы успели швырнуть три гранаты. Экипаж также поучаствовал в сражении с воздушными пиратами. После появления спецназа один из бандитов заскочил в пилотскую кабину, чтобы застрелить летчиков. Но капитан судна Галаль, завладев аварийным топором, убил боевика в драке. Потом оба пилота разбили окно и выскочили наружу. Перестрелка с отрядами «Молнии» закончились гибелью троих террористов, а их руководитель двадцатилетний Омар Морзуки был ранен и схвачен.
Уже в самом начале штурма в хвосте самолета начался пожар, быстро распространившись по всему авилайнеру. Когда террористы была ликвидированы, началась схватка с огнем. Из горящего «Боинга» на землю аэродрома выскакивали бойцы «коммандос», члены экипажа и пассажиры. В результате творящегося хаоса и отсутствия каких-либо действий по спасению в результате отравления дымом погибло пятьдесят девять человек. Из огня спаслось тридцать семь пассажиров и членов экипажа, включая тяжелораненого египетского охранника. Многие спецназовцы получили серьезные ожоги и ранения в ходе боя.
Из этой операция можно извлечь много полезных уроков. Ибо ничто не учит так хорошо, как ошибки прошлого. Судя по результатам, командиры «Молнии» недооценили противника. Молодость бандитов и их упоение убийствами безоружных должны были насторожить. Понятно, что это дело рук далеко не слабонервных и малоопытных подростков. Это подтверждает и мгновенная реакция на попытку сопротивления сотрудника безопасности. Молодые парни, решившиеся на захват воздушного судна, являлись страшными противниками, которые с радостью отправились на тот свет сами и забрали с собой как можно больше заложников.
Также следовало учесть, что самолет имеет повреждения в ходе стрельбы еще во время полета. Выстрелы могли коснуться топливной системы или электропроводки. Перегрузки в ходе резкого снижения лишь усугубили состояние судна. Конечно, топливопровод мог быть разрушен в перестрелке в ходе атаки. Но просто необходимо было учесть подобную вероятность, чтобы ясно представлять, какие средства можно применять в ходе штурма, а какие нет. Ведь во время схватки бойцы активно использовали светозвуковые гранаты. Вполне возможно, что они и вызвали пожар на борту самолета, воспламенив топливные пары.
Погасший в самый ответственный момент единственный фонарь говорит о том, что с сотрудниками аэропорта никто не проводил инструктажа. Или он был поверхностным. Очевидно, действия персонала никто не брал в расчет. Им не объяснили, что можно делать, а чего нельзя ни при каких условиях. Может быть даже кто-то из служащих решил подобным образом помочь бойцам. Позже именно отсутствие четкого инструктажа привело к взаимным упрекам, не позволившим выявить истинного виновника.
В начале штурма ничего не использовали, чтобы отвлечь террористов. Наверное, надеялись на все те же светозвуковые гранаты. В Могадишо в 1977 году GSG9 внезапно зажгла яркий огонь возле самолета. А штурм поезда в Голландии сопровождался преодолением звукового барьера двумя «миражами» над вагоном.
Пожар на борту самолета являлся логическим продолжением стрельбы и использования минно-взрывных средств. Поэтому одних из элементов действий по спасению заложников должен был быть план их эвакуации в результате возгорания, согласованный со служащими аэропорта. Эвакуацию пассажиров должны были осуществлять бойцы спецназа. Но план отсутствовал, а пассажирами, бегающими в панике, никто не занимался. Именно это и стало основной причиной смерти стольких людей.
Господин Случай всегда вмешается в ход событий, когда люди допускают оплошности и в оценке ситуации, и в планировании действий. Иногда цена этих ошибок непомерно велика. К сожалению, Беслан наглядное тому подтверждение.