Трагедия рейса 648 “Афины-Каир”

Захват заложников является самым распространенным приемом любых террористов. Зачастую бандиты захватывают и авиалайнеры. В ограниченном пространстве самолета им легко контролировать ситуацию и пленных людей. Спецслужбам же, пробующим освободить заложников, приходиться действовать в очень сложных условиях. Поэтому очень часто подобные операции заканчиваются плачевно как для пленников, так и для бойцов специальных подразделений. Примером этого может служить печально известная операция по освобождению заложников египетского «Боинга-737» на Мальте.
Вечером 23 ноября 1985 года рейсом 648 из аэропорта Афин в столицу Египта отправился авиалайнер компании EgyptAir. На борту находилось десять членов экипажа и девяносто восемь пассажиров. Спустя некоторое время после взлета с кресел поднялись пятеро молодых парней, объявив во всеуслышанье, что самолет захвачен. В руках у них были пистолеты и гранаты, которые они каким-то образом смогли пронести через пункт контроля службы безопасности аэропорта. После этого они направились к кабине пилотов. Используя бортовой специнвентарь, террористы взломали дверь в кабину. Разыскать инвентарь не составило труда, в то время на «Боингах» и «Эрбасах» ломики и топорики были размещены на самых заметных местах и снабжены указателями по правильному использованию. Ворвавшись к пилотам, бандиты приказали направляться на Мальту.

Авиакомпания EgyptAir была основана 7 мая 1932 года. Она полностью принадлежит правительству Египта и является второй по размеру авиакомпанией в Африке. С 11 июля 2008 года EgyptAir входит в альянс Star Alliance, став первой из стран Среднего Востока. Хосни Мубарак, бывший в юности военным лётчиком, всячески покровительствовал авиакомпании, выведя её в свое время из кризиса. С июня 2008 года эмблемой EgyptAir стало золотое изображение бога неба Хора, нарисованного в виде человека с головой сокола. Средний возраст самолетов авиакомпании составляет пять лет.

Затем воздушные пираты начали пересаживать заложников. В переднюю часть самолета возле дверей запихнули граждан США, Израиля и Канады. Таким образом, все они стали «живым щитом» от попыток их освобождения. Посередине салона оказались граждане Греции и Филиппин, которые очевидно не вызывали у бандитов никаких чувств. В задней, безопасной с точки зрения боевиков части «Боинга», разместили арабов и детей.

В ходе пересадки произошло первое кровопролитие. Данный самолет подобно всем остальным авиакомпании EgyptAir, использующимся в зарубежных рейсах, сопровождала вооруженная охрана, замаскированная под обычных пассажиров. В тот день на борту самолета их было четверо. Следуя инструкциям, они ничего не делали до полного прояснения обстановки. Позже их действия оправдали, поскольку, когда численность и вооружение бандитов стали известны, шансы на успех в случае попытки их нейтрализации были очень малы. Тем не менее, один из секьюрити, воспользовавшись сумятицей в результате перемещения людей, достал пистолет и выстрелил в ближайшего угонщика. Но бандиты были начеку, агента буквально накрыл шквал пуль. Некоторые из них прошили навылет корпус лайнера. Стремясь уменьшить разницу давления и спасая людей от декомпрессии в салоне и разрушения обшивки судна, пилот направил самолет резко вниз, выровняв его только на высоте в две тысячи метров. В ходе самостоятельных действий охранник получил тяжелые пулевые ранения, террорист же отделался лишь царапиной.

В 20:05 «Боинг» попросил у диспетчеров аэродрома «Лука», что возле Ла Валетты, разрешение сесть. Мальтийцы отказали им, погасив посадочные огни. Однако под угрозами террористов экипажу захваченного судна пришлось все же посадить самолет. В абсолютной темноте они успешно приземлились, промчавшись в паре сантиметров от сингапурского «Боинга -747».

И почти сражу же после посадки бандиты принялись расстреливать заложников. Первой убили двадцатичетырехлетнюю израильтянку. Поставив девушку на колени в дверях самолета, бандиты застрелили ее выстрелом в голову. Следующему израильтянину они выстрелили в рот. Туриста из Америки выбросили из самолета, предварительно связав руки. В падающего человека стреляли из нескольких стволов. Потом убили двух женщин-евреек из США. Их тела также выкинули на летное поле. После каждого душегубства террористы смеялись и распевали песни.

Мальтийские власти до последнего момента не хотели вмешиваться в происходящее, но и отделаться от непрошенных гостей не могли. Они дали разрешение на посадку двух военно-транспортных самолетов типа «Геркулес» С-130, привезших египетскую антитеррористическую группу «Сака», что по-нашему означает «Молния», в количестве двадцати пяти человек.

Высадившись, специалисты сразу же стали готовиться к операцию по штурму. Параллельно с этим администрация Мальты и появившиеся представители из Египта начали переговоры. Но террористы ничего не просили. Они отказались от денег, освобождения соратников, выполнения политических требований. Уже потом стало известно, что захват осуществлялся с одной единственной целью – перебить всех заложников. Бандиты надеялись опозорить в глазах всего человечества Хосни Мубарака, который, являясь президентом Египта, обязан был взять всю ответственность за произошедшее. «Это полные «отморозки»! – сказал один из переговорщиков о результатах диалога.

В это время бойцы из спецподразделения, используя специальную аппаратуру, наблюдали за захваченным «Боингом». Развитие ситуации не оставляло иных вариантов, кроме штурма. Группа заняла позицию под брюхом самолета в ожидании сигнала. Но тут произошло непредвиденное. Погас единственный фонарь, горевший над входом в терминал. Кто принял решение выключить его, выяснить так и не удалось. Мальтийцы объясняли, что сделали это по приказу египтян. Египтяне обвиняли служащих аэропорта. Однако наступившую темноту бандиты восприняли как начало штурма и успели подготовиться к отражению. Спецназ египтян лишился своего единственного преимущества – элемента внезапности.

Первая группа «Молнии» вломилась на борт самолета через люк для багажа в полу салона. Одновременно с этим вторая группа подорвала двери аварийного выхода, расположенного над крылом. В ходе последовавшего короткого боя террористы успели швырнуть три гранаты. Экипаж также поучаствовал в сражении с воздушными пиратами. После появления спецназа один из бандитов заскочил в пилотскую кабину, чтобы застрелить летчиков. Но капитан судна Галаль, завладев аварийным топором, убил боевика в драке. Потом оба пилота разбили окно и выскочили наружу. Перестрелка с отрядами «Молнии» закончились гибелью троих террористов, а их руководитель двадцатилетний Омар Морзуки был ранен и схвачен.

Уже в самом начале штурма в хвосте самолета начался пожар, быстро распространившись по всему авилайнеру. Когда террористы была ликвидированы, началась схватка с огнем. Из горящего «Боинга» на землю аэродрома выскакивали бойцы «коммандос», члены экипажа и пассажиры. В результате творящегося хаоса и отсутствия каких-либо действий по спасению в результате отравления дымом погибло пятьдесят девять человек. Из огня спаслось тридцать семь пассажиров и членов экипажа, включая тяжелораненого египетского охранника. Многие спецназовцы получили серьезные ожоги и ранения в ходе боя.

Несмотря на то, что ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность, это деяние приписывают организации Абу Нидаля, одному из опаснейших террористических лидеров. Этот подонок выступал против любого мирного улаживания арабо-израильского конфликта. Его целью было устроить всеобщую арабскую революцию для освобождения оккупированной Палестины. Ячейки его организации были раскиданы по всему Ближнему Востоку. Террористические акции совершались отдельными группами. Причем члены одной ячейки ничего не знали о составе, деятельности, местах расположения других. Абу Нидаль признан виновным более чем в 120 терактах в двадцати странах мира. Его излюбленными действиями были нападения на аэропорты, места скоплений людей, похищения, заказные убийства, захваты кораблей и самолетов. В ходе этих терактов погибло более тысячи человек. Десятки миллионов долларов организация получала от собственных бизнес-предприятий и рэкета. Ирак, Сирия, Ливия, Иордания обеспечивала террористам тыловую поддержку, обучение и убежища. 19 августа 2002 года Абу Нидаля нашли убитым в Багдаде. По официальной версии он покончил с собой.

Из этой операция можно извлечь много полезных уроков. Ибо ничто не учит так хорошо, как ошибки прошлого. Судя по результатам, командиры «Молнии» недооценили противника. Молодость бандитов и их упоение убийствами безоружных должны были насторожить. Понятно, что это дело рук далеко не слабонервных и малоопытных подростков. Это подтверждает и мгновенная реакция на попытку сопротивления сотрудника безопасности. Молодые парни, решившиеся на захват воздушного судна, являлись страшными противниками, которые с радостью отправились на тот свет сами и забрали с собой как можно больше заложников.

Также следовало учесть, что самолет имеет повреждения в ходе стрельбы еще во время полета. Выстрелы могли коснуться топливной системы или электропроводки. Перегрузки в ходе резкого снижения лишь усугубили состояние судна. Конечно, топливопровод мог быть разрушен в перестрелке в ходе атаки. Но просто необходимо было учесть подобную вероятность, чтобы ясно представлять, какие средства можно применять в ходе штурма, а какие нет. Ведь во время схватки бойцы активно использовали светозвуковые гранаты. Вполне возможно, что они и вызвали пожар на борту самолета, воспламенив топливные пары.

Погасший в самый ответственный момент единственный фонарь говорит о том, что с сотрудниками аэропорта никто не проводил инструктажа. Или он был поверхностным. Очевидно, действия персонала никто не брал в расчет. Им не объяснили, что можно делать, а чего нельзя ни при каких условиях. Может быть даже кто-то из служащих решил подобным образом помочь бойцам. Позже именно отсутствие четкого инструктажа привело к взаимным упрекам, не позволившим выявить истинного виновника.

В начале штурма ничего не использовали, чтобы отвлечь террористов. Наверное, надеялись на все те же светозвуковые гранаты. В Могадишо в 1977 году GSG9 внезапно зажгла яркий огонь возле самолета. А штурм поезда в Голландии сопровождался преодолением звукового барьера двумя «миражами» над вагоном.

Пожар на борту самолета являлся логическим продолжением стрельбы и использования минно-взрывных средств. Поэтому одних из элементов действий по спасению заложников должен был быть план их эвакуации в результате возгорания, согласованный со служащими аэропорта. Эвакуацию пассажиров должны были осуществлять бойцы спецназа. Но план отсутствовал, а пассажирами, бегающими в панике, никто не занимался. Именно это и стало основной причиной смерти стольких людей.

Господин Случай всегда вмешается в ход событий, когда люди допускают оплошности и в оценке ситуации, и в планировании действий. Иногда цена этих ошибок непомерно велика. К сожалению, Беслан наглядное тому подтверждение.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий