Корабли без парусов начали строить лишь в конце XIX столетия. Автомобили тогда двигались не быстрее пешехода, а самолетов не было вообще. Через 60 лет скорости выросли до космических В середине XVII века иезуит Фердинанд Вербист построил игрушечный автомобиль для китайского императора, оснащенный паровым двигателем. С начала XIX века транспорт на паровых машинах развивался уже в Европе, пока в 1865 году в Англии не был принят Закон красного флага.
Он обязывал самобеглые коляски двигаться не быстрее человека, несшего впереди красный флажок знак опасности. Это резко затормозило развитие парового автомобилестроения, но не уничтожило его: паровые грузовики британской марки Foden выпускались вплоть до 1930-х годов. (Впрочем, Закон красного флага в 1896 году был отменен. ) В 1841 году была создана предтеча электромобиля, который в конце XIX столетия был куда более популярным, чем машины с двигателем внутреннего сгорания.
После этого звезда электромобилей закатилась вплоть до начала XXI века. Бензиновым двигателем оснастил тележку еще в 1870 году немец Зигфрид Маркус, а первый грузовик с бензиновым двигателем Phnix построил в Германии Готлиб Даймлер в 1896 году. Автомобиль был продан в Лондон за баснословные 4600 марок золотом. Его скромные 4 л.
с. везли полторы тонны груза. Сегодня такие же моторы литрового объема и с двумя цилиндрами выдают до 80 л. с.
, но стоят они исключительно на легковушках малого класса. Первые пассажирские автобусы с бензиновым двигателем вышли на линию в 1895 году. Они ходили между немецкими городами Зиген и Нетфен. Автобусы марки Landauer, которые строило семейное предприятие Карла Бенца, больше напоминали карету, да и по вместимости уступали нынешней маршрутке: в них было всего восемь мест.
Мотор в 5 л. с. разгонял автобус до 15 км/ч, так что весь маршрут длиной несколько километров занимал 1 час 20 минут. Первый паровоз, ходивший по рельсам, построил англичанин Джордж Стефенсон в 1814 году.
Быстрый рост железнодорожного сообщения привел в середине XIX века к взрывному развитию всех отраслей промышленности. 10 мая 1869 года была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия (между западным и восточным побережьями США). Ее протяженность от Нью-Йорка до Сан-Франциско составила 5319 км. В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, которое продолжалось 26 лет.
В 1916 году открылось движение по маршруту Москва Владивосток. Появлением этой дороги мы обязаны Сергею Витте, который считал, что она откроет для России китайский рынок. Вторая колея Транссиба появилась лишь после Второй мировой войны, а электрифицирована эта линия была только в конце 2002 года. Вплоть до 1956 года специально для нее еще выпускали паровозы.
В 1938 году самый быстрый в мире паровоз Mallard A4 Pacific, построенный в Великобритании, развил скорость 202 км/ч. В 1964 году была открыта первая выделенная скоростная линия Shinkansen, которая соединила японские города Токио и Осака. Сейчас средняя скорость на ней составляет 206 км/ч. Путь длиной 515,4 км занимает всего 2,5 часа против 4 часов в 1964 году.
В 2004-м был запущен Shanghai Maglev Train на магнитной подушке от аэропорта Шанхая на линии протяженностью 30 км. Состав пролетает их (буквально) за 7 минут 18 секунд. В 2007 году самым быстрым поездом стал модифицированный специально под рекордный заезд французский TGV, разогнавшийся до 574,8 км/ч. В 1872 году состоялась последняя чайная гонка клиперов, доставлявших груз из Китая в Старый Свет и развивавших скорость до 15 узлов (27 км/ч).
Парусный флот терял свое значение, но на пароходы еще ставили паруса по привычке. В 1889 году на воду был спущен британский трансатлантический пароход Teutonic, первый лайнер, на котором не было ни одного паруса. Он развивал скорость 20 узлов и мог перевозить 1490 пассажиров. Конструкция судна предусматривала переоборудование его в течение 24 часов в военный крейсер.
14 августа 1914 года открылся Панамский канал. Он сократил путь между западным и восточным побережьями Америки на тысячи километров. А прорыли всего-то 81,6 км суши. Хотя уровни Тихого и Атлантического океанов отличаются на концах канала всего на 24 см, для преодоления континентальных водоразделов корабли приходится поднимать и опускать на 26 м, для чего оборудована система шлюзов, способная принимать океанские лайнеры.
Камера такого шлюза имеет длину 305 м, ширину 33,5 м и глубину 26,3 м. В нее за восемь минут закачивается 101 000 т воды. Чтобы протащить через шлюз огромный лайнер, по его сторонам устроены зубчатые железные дороги, по которым ходят буксировщики до восьми на одно судно. В 1959 году началась эксплуатация первого в мире атомного ледокола Ленин.
Его три реактора (позднее их заменили двумя, более мощными) позволяли обеспечить суммарную мощность 44 000 л. с. Ледокол водоизмещением 16 000 т и длиной 134 м развивал на чистой воде 18 узлов. В 1989 году атомоход вывели на пенсию: его корпус из-за борьбы со льдами сильно истончился.
Сегодня Ленин превращен в плавучий музей и стоит в Мурманске. А 50 лет назад его силуэт можно было увидеть на почтовой марке, выпущенной к 100-летию журнала Вокруг света. В 1976 году построен самый большой корабль в мире танкер Batillus. Его длина 414,2 м, ширина 63,05 м, он способен взять 553 000 т нефти.
Были, впрочем, и более длинные танкеры, но они имели составной корпус, как, например, абсолютный рекордсмен (45868,86 м) Knock Nevis, перестроенный в 1980 году из односекционного прототипа. В 1903 году американец Орвилл Райт совершил первый пилотируемый полет на самолете с 12-сильным бензиновым мотором, преодолев по воздуху 37 м за 12 секунд. К концу дня его брат Уилбер Райт увеличил время и дистанцию до 59 секунд и 260 м. Через шесть лет Луи Блерио на своем самолете Blriot XI впервые перелетел пролив Ла-Манш, преодолев 38 км.
Еще через месяц этот самолет установил мировой рекорд скорости 74,318 км/ч. Собственно говоря, с этого началась история авиации как вида транспорта. Первым реактивным пассажирским самолетом стал в 1956 году Ту-104. В ходе государственных испытаний группа советских дипломатов совершила на нем полет в Лондон, чтобы предъявить всему миру техническое достижение страны победившего социализма.
Западные журналисты отмечали: после набора высоты можно было поставить на столик в салоне карандаш, и он не падал настолько спокоен был самолет в полете. В том же году он совершил первый регулярный рейс Москва Иркутск. В 1968 году поднялся в воздух пассажирский самолет Ту-144. В 1969-м он преодолел звуковой барьер.
Англо-французский Concorde полетел лишь два месяца спустя. Советский самолет летал из Москвы в Алма-Ату, французский через океан в США. Из-за чрезвычайно высокой стоимости эксплуатации Concorde с конца 2003 года прекратил полеты. Ту-144 совершил 55 регулярных рейсов, перевезя 3284 пассажира.
Его полеты были прекращены в 1978 году после аварии. В 1995 году один из сохранившихся экземпляров Ту-144 был приведен в рабочее состояние и стал летающей лабораторией NASA, совершив 27 полетов на благо науки. Самым большим самолетом в мире считается транспортный самолет Ан-225 Мрия, появившийся в 1988 году. Он еще и самый тяжелый (взлетный вес около 600 т), самый длинный (85,3 м) и с самой большой тягой (1380 кН).
А по размаху крыльев с 1947 года не построили ничего больше, чем американский гидросамолет Hughes H-4 (97,51 м). В марте 2009 года впервые поднялся в воздух автомобиль-самолет Terrafugia Transition. В машине длиной почти 6 м и шириной либо 2,03 м, либо 8,83 м (с разложенными крыльями) помещаются два человека. На земле он развивает скорость 105 км/ч, в воздухе на 80 км/ч больше.
Пролететь без посадки Terrafugia Transition способен 725 км, но как средство против городских пробок бесполезен: ему негде разогнаться для взлета. Тем не менее это пока единственный аппарат такого типа, на который получен сертификат летной годности и который можно купить. Цена около 200 000 долларов.
Статья взята с: http://www.vokrugsveta.ru