Три грации «прекрасной эпохи»

Летний день в Лондоне, 1913-й год. Горожане безразлично просматривают заголовки газет и спешат по своим делам. Дамы хвастаются эффектными шляпками и экзотичными платьями, состоятельные мужчины – новенькими автомобилями. Владельцы пабов и кабаре протирают столики, мысленно подсчитывая вечернюю выручку. У Музея Виктории и Альберта выстроилась очередь на выставку авангардистов. «Прекрасная эпоха» – именно так назвали это безмятежное время британцы, вернувшиеся в свои разрушенные дома после Первой мировой.

Музы предвоенных десятилетий – в материале diletant.media:

Три грации «прекрасной эпохи»

Эйфелева башня как «ненавистная колонна из железа и винтов»

Главный герой фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» путешествует во времени. В одну своих вылазок он гуляет по Парижу 1890-х. Здесь мужчина ужинает в компании импрессионистов и получает от них предложение остаться в «прекрасной эпохе». Перспектива выглядела привлекательной, помимо произведений искусства и литературы, парижанин в конце XIX века мог свободно распоряжаться плодами научной революции. Радио, телеграф, кинематограф, фотография, автомобилестроение, возникновение генетики, успехи в фармакологии — новейшие разработки вселяли оптимизм. Уверенность в лучшем будущем разделяли крупнейшие ученые своего времени. Зигмунд Фрейд писал жене: «Я отправлюсь в Париж, стану великим ученым и вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой». Широкая публика буквально охотилась за техническими новинками. В 1900-м году больше 50 миллионов человек посетили Всемирную выставку в Париже. Здесь были впервые представлены эскалаторы, озвученные фильмы, а также телескоп с диаметром объектива 1,25 м, позволяющий увидеть Луну с расстояния метра.

Три грации «прекрасной эпохи»
Фотографы в Берлине в 1907 году

Символичной для «прекрасной эпохи» была горячка воздухоплавания. Альберто Сантос-Дюмон испытал первый управляемый воздушный шар, а в 1906-м году совершил первый в истории Европы публичный полет на аэроплане. Кстати, впоследствии авиаконструктор неоднократно высказывался против использования самолетов в военных целях. В 1926-м он направил соответствующий запрос в Лигу Наций. Друзья рассказывали, что Альберто страдал депрессией из-за использования его наработок в военных целях. Мужчина покончил с собой в возрасте 59 лет. В 1913-м весь мир узнал имя француза Ролана Гарроса, совершившего первый беспосадочный перелет через Средиземное море.

Три грации «прекрасной эпохи»
Ролан Гаррос

Начало XX столетия — время машин и дерзких творческих проектов. Некоторые из этих проектов приводили консервативно настроенных современников в ярость. Так, сотнями возмущенных писем обернулось строительство Эйфелевой башни. По мнению писателей и художников, «железная леди» уродовала город. Сооружение называли неуклюжим скелетом, монстром, «ненавистной колонной из железа и винтов». Ги де Мопассан требовал немедленного сноса «тощей пирамиды», однако исправно посещал ресторан на втором этаже башни.

Три грации «прекрасной эпохи»

Переживаниями на эту тему писатель делился в кругу художественной элиты в стенах кабаре. В «прекрасную эпоху» кафешантаны появились во всех крупных городах. Огни кабаре зажглись и в Великобритании, несмотря на внешнюю строгость викторианской морали. Девушки здесь исполняли откровенные танцы. А вот в Париже первые кафешантаны были нацелены на интеллектуальную публику. На сцене читали стихотворения и исполняли одноактные комедийные пьесы. Поль Верлен, Клод Дебюсси, Жан Мореас и Поль Синьяк часто заходили в кабаре «Черный кот». У сцены для них была предусмотрена отдельная vip-зона. На первой эмблеме заведения был изображен черный кот, который положил лапу на гусыню. Этот образ символизировал победу интеллекта над обывательской глупостью.

Три грации «прекрасной эпохи»

Довоенная эпоха была не только «прекрасной», но и богатой на протесты. Девушки больше не желали походить на женских персонажей из романов Чарльза Диккенса, тоскующих у домашнего очага. В мире стремительного прогресса и внушительных технических достижений зародилось общество суфражисток. Они стремились к участию в политической жизни наравне с мужчинами. Суфражистки привлекали внимание к женскому вопросу разными способами — приковывали себя к воротам, садились на рельсы, перекрывали движение городскому транспорту, а также объявляли голодовки. Полиция была готова к новым эпизодам хулиганства, и дамы в шляпках «вооружались» перед акциями протеста. Под платьями прятали спицы и хлысты, в муфтах — молотки.

Суфражистки приковывали себя к воротам в знак протеста

Полицейских колотили массивными зонтами. Суфражистки уничтожали картины, которые, по их мнению, оскорбляли женщин. Забрасывали дома политиков самодельными снарядами и перерывали поле для гольфа — излюбленной игры британских мужчин. «Это было началом кампании, неслыханной доселе в Англии или где-либо… мы срывали множество правительственных встреч… нас часто избивали и ранили», — писала глава британского движения суфражисток Эммелин Панкхерст. Члены организации вдохновлялись примером девушек, получивших известность в мире науки и искусства. Одна из них — фотограф Клементина Гаварден. Ее снимки разлетелись по всей Европе. Клементине сложно было найти моделей, и она часто фотографировала своих дочерей.

Три грации «прекрасной эпохи»
Работа Клементины Гаварден

Обыкновенная экзотика

Движение суфражисток отчасти повлияло на «модную» революцию. Женская одежда стала элегантнее. На смену пышным и неудобным платьям, из-за которых дорога в другой конец города была сущей мукой, пришли приталенные наряды. Они подчеркивали женский силуэт. Использовались ассиметричные узоры, яркие восточные детали, меха и перья. Сказалось влияние модерна с его смелыми, выразительными решениями.

Портные устраивали «тест-драйв» необычных нарядов

Портные не всегда были уверены в успехе необычного платья, поэтому наряду сначала устраивали «тест-драйв». Они платили моделям, чтобы те продемонстрировали обновку в театре или на литературном вечере. По реакции публики становилось понятно, окажется ли платье востребованным. Моду «прекрасного века» называли рафинированной — ее отличали вычурность и показная роскошь. На улицах Парижа, Лондона или Берлина прогуливались девушки в гигантских шляпах, шароварах, кимоно.

Три грации «прекрасной эпохи»

Три грации «прекрасной эпохи»

Художники «прекрасной эпохи» — будто в противовес материальному благополучию — обращались к теме смерти, насилия, сна и волшебства. Такова картина Эдварда Мунка «Крик», полная пронзительного ужаса. Равнодушные фигуры и кроваво-красное небо — работа художника полна предчувствием социальных потрясений XX века.

Три грации «прекрасной эпохи»

Картина «Крик» — предчувствие социальных потрясений XX века

1910-е годы в Париже — время художественных открытий, таких как «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Наибольшим успехом у французской публики пользовался балет Игоря Стравинского «Жар-птица». Критики назвали постановку «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами». На премьере спектакля собрались Клод Дебюсси, Марсель Пруст и Сара Бернар. Париж был очарован экзотическими костюмами «Жар-птицы».

Три грации «прекрасной эпохи»
Каролина Отеро

Вообще, экзотика — лейтмотив «прекрасной эпохи». Так, самой известной танцовщицей своего времени стала Мата Хари с ее откровенными восточными номерами. В конце «священного» танца артистка оставалась перед зрителями почти полностью обнаженной.

В конце танца Мата Хари оставалась почти полностью обнаженной

В популярности с Матой Хари соперничала Каролина Отеро. Она бежала из дома в 12 лет и танцевала в кабаках, выдавая себя за цыганку. У Каролины было много влиятельных поклонников, в том числе германский император Вильгельм II, король бельгийцев Леопольд II и монарх Испании Альфонс XIII. А вот в поклонниках у другой красавицы Лианы де Пужи состояли представители художественной интеллигенции: поэт Жан Лоррен и композитор Рейнальдо Ан. Марсель Пруст писал с нее героиню романа «По направлению к Свану». Этих красавиц впоследствии назвали «грациями прекрасной эпохи».

Оцените статью
Тайны и Загадки истории