…В последней декаде октября 1944 г. вокруг американского плацдарма на острове Лейте в центральной части Филиппинского архипелага развернулась непрерывная череда морских боев, вошедшая в историю Второй мировой войны как сражение при Лейте. Для американцев и поклонников “звездно-полосатой” военно-морской мощи эта битва – самая крупная и значимая победа, когда-либо одержанная ВМС США, триумф американского оружия. Для почитателей боевой истории Nihon Kaigun битва в водах Филиппинского архипелага – это лебединая песня японского военного флота, история жертвенной стойкости Одзавы, упущенных возможностей Куриты, трагического финала Нисимуры.
Размах и значение сражения, калейдоскопическое чередование участия в нем всевозможных сил и средств вооруженной борьбы на море, высота стратегических ставок и, наконец, проявление участниками боев – от адмиралов до матросов – всей палитры человеческих качеств в полной мере объясняют и оправдывают интерес к нему как профессиональных историков, так и любителей. Подробное изучение хода баталии началось практически сразу после ее завершения. В первую очередь этим занялись американцы, несмотря на свою победу несколько ошарашенные тем, что мощнейшее соединение вражеских линкоров и крейсеров совершенно неожиданно появилось в самой уязвимой части их боевого порядка, и что только моральная неготовность вице-адмирала Куриты идти до конца уберегла силы вторжения от катастрофы.
К настоящему времени сражение при Лейте довольно подробно описано на русском языке и его разбор явно выходит за рамки настоящей статьи. Обратим внимание лишь на ночной бой в проливе Суригао.
Общая картина событий хорошо известна. Японская эскадра под командованием вице-адмирала Нисимуры Сёдзи (здесь и далее японские фамилии и имена даны в порядке, принятом в Японии: вначале фамилия, затем – имя) в составе двух линкоров, тяжелого крейсера и четырех эсминцев в ночь на 25 октября 1944 г. входит в пролив Суригао, теряет в ходе торпедных атак два эсминца и линкор “Фусо”. На выходе из пролива флагманский “Ямасиро” гибнет под орудийным огнем вражеских линкоров, на отходе американцы топят поврежденные крейсер “Могами” и эсминец, а баловень судьбы – эсминец “Сигурэ” ускользает из ловушки, записывая на свой счет очередной обман сурового Фатума.
Однако даже беглый анализ не только отечественных, но и зарубежных источников показывает, что не все так просто. Инвариантность версий боя, его недосказанные аспекты, тайны, унесенные в пучину адмиралом Нисимура, порождают массу вопросов, как тактического, так и технического характера. Дело доходит до того, что маститые авторы противоречат друг другу и в своих описаниях меняют местами судьбы линкоров Нисимура. Даже среди работ, изданных в Японии, встречаются две версии гибели “Фусо” и “Ямасиро”! Таким образом, бой в проливе Суригао – практически единственный в современной истории факт неоднозначной трактовки судеб таких крупных единиц флота, как линейные корабли. Кстати, оценка действий самого Нисимуры, похоже, давно стала шаблонной, и лишь колеблется от снисходительной до резко критичной. Практически не делается попыток найти объяснение его действий.
Не претендуя на лавры первопроходца в решении обозначенных исторических головоломок, предлагаю проследовать за американским историком Аллином Д. Невиттом, который для своей работы “Shell Game at Surigao: The entangled fates of battleships FUSO and YAMASHIRO” (Интернет, 1999) изучил массу документов, в том числе боевые отчеты кораблей обоих противоборствующих флотов – участников боя в проливе Суригао и подлинные материалы допросов японских военнопленных, немногих спасенных американцами моряков из числа экипажей кораблей Нисимуры. Ознакомившись с его исследованием, поставил свои вопросы и я. И попытался на них ответить.
Раньше большим спросом у владельцев заведений общественного питания пользовалась система р-кипер. Мы предлагаем новую программу «Эксперт», лучше защищенную от взлома, заказать ее можно тут.