Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей своей субмарины, да еще в надводном положении, что смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую и эффективную дистанцию торпедного залпа: в “Вильгельм Густлов” С-13 всадила три “сигары” из носовых ТА с дистанции 4,8 кабельтовых, в “Генерал Штойбен” – две из кормовых ТА с дистанции 12 кабельтовых (здесь Маринеско несколько “проскочил” преследуемую цель). Но эти победы стали, по сути, “лебединой песней” Маринеско.
Подходила к концу Великая Отечественная война, и в судьбе офицера начались непредсказуемые виражи. Ни об одном из советских командиров-подводников (иностранных тоже) не написано в газетах, не рассказано во множестве теле- и радиопередач столько всевозможных легенд, как о Маринеско. Несть числа упрекам за вроде бы бездушное к нему отношение командования ВМФ и других властных инстанций. А сколько подобного рода информации об Александре Ивановиче содержится в Интернете.
Давайте же полистаем страницы архивных документов, касающихся службы и боевой деятельности капитана 3 ранга Маринеско, и попытаемся отделить правду от выдумок в судьбе этой героической, незаурядной и неоднозначной в своих поступках и поведении личности. А. И. Маринеско родился 2(15) 01.
1913 г. в Одессе. В конце 1926 г. – ученик матроса в Черноморском пароходстве.
В 1929-1930 гг. плавал матросом на судах пароходства. С апреля 1930 г. – студент Одесского морского техникума.
С мая 1933 г. – четвертый, третий, а затем и второй помощник капитана парохода “Красный флот”. В ноябре 1933 г. А.
Маринеско мобилизован и направлен на курсы комсостава РККФ, после окончания которых назначен в ноябре 1934 г. командиром БЧ-1-4 на подлодку Щ-306 Балтийского флота. Следует отметить, что молодым командиром-подводником РККФ стал не вчерашний школьник, а уже опытный моряк. Несколько характерных фраз из его первой аттестации 1935 г.
: “Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Море любит.
Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности. “. Сказалась привычка Маринеско к вольной жизни торгового флота. В марте 1936 г.
в Вооруженных Силах СССР вводятся персональные воинские звания, и теперь Маринеско – лейтенант. В его аттестации 1937 г. значится: “Дисциплинированный, знающий свое дело командир. Вывод: может быть послан в УОПП им С.
М. Кирова на учебу”. И вдруг 16 июля 1938 г. Маринеско увольняют из ВМФ, однако буквально тут же, 7 августа, восстанавливают на службе (что случилось.
Это загадка без отгадки. – Прим. авт. ), а в ноябре присваивают очередное воинское звание – старший лейтенант.
По окончании обучения Маринеско назначают помощником командира ПЛ Л-1, а через полгода – командиром ПЛ М-96. В первой командирской аттестации Маринеско, написанной будущим знаменитым подводником, а в то время командиром дивизиона ПЛ капитан-лейтенантом В. Юнаковым, читаем: “Дисциплинированный, к подчиненным требователен. К себе требователен недостаточно.
Решителен, но малоинициативен. О подчиненных заботлив, но иногда бывает груб в обращении. “. Далее происходят и вовсе непонятные метаморфозы с “малоинициативным”, “грубым” и, видимо, трудно управляемым командиром.
В марте 1940 г. его принимают кандидатом в члены ВКП(б). По итогам кампании 1940 г. ПЛ М-96 занимает первое место по флоту среди подводных лодок, ее командира нарком ВМФ награждает золотыми часами, а в ноябре Маринеско присваивается очередное воинское звание – капитан-лейтенант.
В выводах по аттестации за 1940 г. тот же В. Юнаков записывает: “Достоин назначения на подводную лодку типа “С”. После кампании 1941 г.
может быть назначен командиром дивизиона подводных лодок типа “М”. Итак, когда грянула Великая Отечественная война, становление Маринеско как командира уже состоялось. 22-31 июля 1941 г. М-96 выходила на позиции, но боевых столкновений не имела.
А в октябре 1941 г. Александра Ивановича исключают из кандидатов в члены ВКП(б). Почему. “За систематическую пьянку, развал дисциплины, отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренность в признании своих ошибок”.
Причем за подобные проступки в военное время можно было и под трибунал попасть. Однако Маринеско с должности не снят, продолжает командовать лодкой. Может быть, потому, что за 1941 г. Балтийский флот потерял 29 подводных лодок и опытных командиров субмарин не хватает.
В период с 9 по 25 августа 1942 г. М-96 совершает еще один боевой поход, в котором Маринеско одноторпедным залпом с дистанции 13 кабельтовых топит немецкий транспорт “Хелена”, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклоняется от преследующих сторожевиков (сброшено 9 глубинных бомб). За этот поход Маринеско награжден орденом Ленина, несмотря на исключение из кандидатов в члены ВКП(б) и кучу взысканий. Вот как своеобразно выглядит политдонесение об этом походе: “.
Примером высокого политико-морального состояния служит сам командир капитан-лейтенант тов. Маринеско, беспартийный, ранее исключенный из ВКП(б), который в боевом походе показал мужество, отвагу, высокие качества командира-подводника. “. 8-11 ноября 1942 г.
М-96 опять в походе – для высадки диверсионной группы на занятое противником побережье Нарвского залива. В конце года Маринеско восстанавливают кандидатом в члены ВКП(б) и присваивают очередное воинское звание – капитан 3 ранга. В материалах его аттестации за 1942 г. отмечено: “Достоин продвижения на подводную лодку большего тоннажа”.
В апреле 1943 г. капитан 3 ранга Маринеско получает под свое начало среднюю подлодку С-13. Командир дивизиона ПЛ капитан 2 ранга А. Орел в его боевой характеристике указывает: “Боевой и отважный командир.
Подводное дело знает отлично. Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует постоянного контроля. “. Отметим: во всех аттестациях и боевых характеристиках Маринеско наряду с наилучшими качествами боевого и отважного командира, отличного подводника отмечается, что “в повседневной жизни требует контроля”, “склонен к выпивке” и пр.
И эта неконтролируемая страсть становится все более навязчивой и в итоге окажется для него роковой. В сентябре 1944 г. Маринеско принимают в члены ВКП(б), и с 1 октября по 11 ноября он совершает свой четвертый (первый в должности командира С-13) поход, в котором топит немецкий транспорт “Зигфрид”. Правда, торпедная атака не удалась: израсходовав в первом залпе смертоносные “сигары” и во втором одну, командир промахнулся (да и немецкий капитан оказался опытным и дважды сумел, видимо, уклониться от торпед).
Тогда С-13 всплыла, догнала судно и расстреляла его из артиллерийских орудий. Отправившись в боевой поход из Кронштадта, подводная лодка возвратилась из него в Ханко. Финляндия вышла из войны, и Балтийский флот получил возможность базирования на финских базах. В ноябре 1944 г.
Маринеско наградили орденом Красного Знамени. Командир дивизиона А. Орел, прямо скажем, любивший Маринеско, в боевой характеристике отмечает: “Смелый офицер. Подводное дело знает отлично.
Решителен и инициативен. Дисциплинирован и требователен к подчиненным. По характеру спокойный, хладнокровен в любой обстановке”. Но есть и иное мнение: “С боевой характеристикой согласен.
Необходимо указать на продолжающиеся случаи аморальных явлений, несмотря на указания в прошлой аттестации. Командир бригады ПЛ БФ контр-адмирал Верховский”. Где же “момент истины”. Или действительно Маринеско, опытный боевой командир-подводник, на берегу неуправляем, пьет и ведет себя разнузданно, или его преследуют определенные “инстанции” и не дают спуску даже в мелочах.
Скорее всего, имело место и то, и другое. Заканчивался 1944 г. 22 декабря С-13 возвратилась в Ханко из докового ремонта в Хельсинки и стала готовиться к боевому походу в первых числах января 1945 г. в южную часть Балтики.
Как раз в это время и произошла с Маринеско та самая “любовная” история, которую с таким восторгом и подробностями расписал А. Крон в романе “Капитан дальнего плавания”. Суть ее проста, как и сопутствующие “штатные” обстоятельства, в которые зачастую попадали (попадают и будут попадать) многие моряки, наверное, всех флотов мира. Воздержусь от пересказа подробностей, скажу только одно: любой военно-морской офицер, тем более командир корабля, должен свято блюсти свой служебный долг.
А значит, вернуться в срок на корабль, который готовится в боевой поход. Командующий БФ хотел предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но все же дал возможность искупить вину в боевом походе. Но триумф превратился (в силу ряда обстоятельств и личной вины) для Александра Ивановича в Голгофу, если возможно такое сравнение. ДОСТОИН, НО НЕ УДОСТОЕН Вновь обратимся к документам.
Командир дивизиона ПЛ капитан 1 ранга А. Орел представил Маринеско к званию Героя Советского Союза. В наградном листе он отразил успешные действия лодок М-96 и С-13 под его командованием: “Потоплением лайнера “Вильгельм Густлов” нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии, так как при потоплении погибло такое количество подводников, которое было достаточно для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа. Этим ударом ПЛ “С-13” под командованием капитана 3 ранга Маринеско сорвала планы фашистских захватчиков на море.
За отличное выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за отвагу и мужество. за потопление 3700 специалистов-подводников командир ПЛ “С-13″ капитан 3 ранга Маринеско достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза”. Однако на втором разделе наградного листа “Заключение вышестоящих начальников” говорится: “Ходатайствую о награждении орденом Красного Знамени. ВРИД командира БПЛ КБФ капитан 1 ранга Курников”.
На титульном листе представления штамп: “Орден Кр. Знамени”, пр. ККБФ P30 от 13. 3.
45 г. “. Как видно из документов, представление на Маринеско до Наркомата ВМФ и наградного отдела Главного морского штаба даже не дошло. Данное решение Маринеско воспринял как плевок в душу и унижение экипажа, который тоже был лишен определенного количества и ранга наград.
Давайте разберемся, прав ли Маринеско, обижаясь на такую оценку подвигов своих и экипажа. На мой взгляд, прав. И вот почему. Во-первых, сам подвиг сводит на нет ответственность за совершенный ранее дисциплинарный проступок, если он не связан с изменой Родине, причинением какого-то вреда государству, Вооруженным Силам или конкретным физическим лицам.
Вспомним: победителей не судят. Во-вторых, проступок командира, повлекший за собой понижение личной награды за свершенный подвиг и геройство, не должен отражаться на экипаже корабля, также совершавшем этот подвиг; в-третьих, необходимо соотносить тяжесть административного проступка конкретного нарушителя и величие подвига, им совершенного. Мне кажется, ни первое, ни второе, ни третье в отношение Маринеско учтено не было. Налицо либо элементарное чиновничье головотяпство, либо целенаправленное стремление унизить непокорного, зачастую трудно управляемого, но подготовленного, отважного и ценного для флота командира-подводника.
Думаю, правильнее было бы, во-первых, Маринеско присвоить звание Героя Советского Союза; во-вторых, экипаж наградить в соответствии со статусом совершенного подвига; в-третьих, Маринеско за неявку в установленное время на корабль перед выходом в боевой поход объявить строгий выговор или понизить в звании до капитан-лейтенанта. В истории войн такие прецеденты бывали. Но в нашем случае начальство такое решение принять не сочло возможным. 20 апреля – 13 мая Маринеско, имея на борту начальника отдела подводного плавания КБФ контр-адмиралом Стеценко, совершил свой шестой и последний боевой поход.
Собственно, война уже на Балтике фактически кончилась. По возвращении из похода Маринеско ушел в самый настоящий загул. Этого не выдержал даже всегда опекавший Маринеско капитан 1 ранга А. Орел.
Вот что он докладывал 31 мая в рапорте командиру бригады ПЛ: “Командир подводной лодки “С-13” капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович. своими служебными обязанностями не занимается, пьет на корабле, на других базах, в городе и т. д. , за что я просил бы Вас отстранить его от представления к награждению.
Дальнейшее пребывание его в должности командира недопустимо. Его необходимо с корабля убрать, зачислить в распоряжение Военного совета КБФ, положить в госпиталь, лечить от алкоголизма или уволить в запас. “. В начале июля бригада ПЛ из Ханко была перебазирована в Либаву.
Маринеско на своей лодке перевез принайтовленный на верхней палубе трофейный “Форд”. И продолжал куролесить уже в Либаве. Дальнейшая эпопея Маринеско известна. В приказе наркома ВМФ 01979 от 14.
09. 1945 г. читаем: “За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки “С-13″. Краснознаменного Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение Военного совета этого же флота”.
Надо сказать, что до приказа Маринеско был вызван к наркому ВМФ Н. Кузнецову. Николай Герасимович, ценя служебные заслуги и боевые достижения Маринеско, дружески посоветовал ему обдумать свое поведение, взяться за работу на новой должности, поскольку с временным разжалованием служба не кончается, все будет зависеть от него. Но Маринеско закусил удила и вскоре был уволен в запас.
Далее его судьба пошла, можно сказать, наперекосяк. Было даже тюремное заключение по сфабрикованному делу. После выхода из заключения он материально бедствовал. Помню, в 1954 г.
одно время Маринеско работал в столярной мастерской нашего Высшего военно-морского училища инженеров оружия, и мы, курсанты, бегали украдкой посмотреть на известного подводника. В 1960 г. по многочисленным ходатайствам приказом министра обороны СССР P600 Александр Иванович Маринеско был восстановлен в звании капитана 3 ранга запаса с назначением ему установленной пенсии по выслуге лет. Он умер 25 ноября 1963 г.
, похоронен на Богословском кладбище г. Ленинграда. После многочисленных представлений и ходатайств главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Чернавина, члена военного совета – начальника ПУ ВМФ адмирала В.
Панина, ветеранов флота и широкой общественности в 1990 г. указом Президиума Верховного Совета СССР капитану 3 ранга Маринеско А. И. присвоили звание Героя Советского Союза.
Александр Иванович Маринеско навсегда останется в истории побед нашего флота как один из выдающихся героев-подводников.
Статья взята с: http://vpk-news.ru