Сорок лет назад катастрофа наPюбилейномP 30-м международном авиакосмическом салоне воPфранцузском городе Ле Бурже стала причиной гибели 14 человек и на долгие годы отбила интерес кPсверхзвуковой гражданской авиации. Даже спустя почти полвека разговоры иPизыскания вPэтой области так иPне воплотились вPреальную жизнь. Дела былые Разработки поPсозданию сверхзвукового пассажирского самолета велись параллельно СССР иPФранцией-Великобританией.
Причем вPСоветском Союзе работы в этой области начались спустя год после начала работы вPЕвропе. Сверхзвуковой самолет было поручено создавать КБ Туполева, модель получила название Ту-144. Ее франко-британского собрата назвали “Конкорд”. Первый полет советского лайнера произошел вPканун нового 1969 года, аPевропейский самолет поднялся вPнебо два месяца спустя.
Два эти самолета, схожие по одним параметрам, значительно различались поPдругим. И Ту-144, и “Конкорд” были созданы дляPполетов наPсверхзвуковых скоростях, ноPразные маршруты, которыми они должны были летать, наложили отпечаток наPусловия звукового удара, производимого лайнерами. Эксперты отмечали различия иPв расстановке двигателей, иPв габаритах самолетов, иPв численности экипажей, аPтакже вPцелом ряду конструктивных особенностей. Начало конца Первым серийным представителем советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 стала крылатая машина сPбортовым номером СССР-77102.
Именно ее крушение оказалось своеобразным “началом конца” советской сверхзвуковой пассажирской авиации. Существует немало различных версий причин трагедии, которая случилась 3 июня 1973 года вPнебе надPЛе Бурже. Самолет, осуществлявший показательный полет воPвторой день работы международного авиакосмического салона, развалился вPвоздухе иPупал наPжилые дома вPсоседнем городке. Среди возможных вариантов называют иPвнезапно вылетевший навстречу французский самолет-разведчик Mirage III R, иPвыпавшую из рук руководителя испытаний кинокамеру, заблокировавшую системы управления и системы безопасности. Специально созданная комиссия так и не дала точного ответа на этот вопрос.
Катастрофа вPЛе Бурже сама поPсебе неPстала причиной дляPвластей страны отказаться отPкоммерческой эксплуатации новейшей разработки. Напротив, соPвременем Ту-144 начинает осуществлять грузовые иPпассажирские перевозки. Но вPдействительности очень мало кто изPсоветских граждан смог оценить это чудо инженерной мысли: во-первых, билеты наPлайнер были примерно наPтреть дороже обычных, аPво-вторыхP черезPсемь месяцев после начала полетов пассажирские рейсы наPТу-144 были прекращены. Последняя капля Ровно пять лет прошло сPмомента катастрофы вPнебе надPЛе Бурже доPпрекращения эксплуатации Ту-144 дляPперевозки пассажиров.
Этому немало способствовала еще одна катастрофа, произошедшая уже вPроссийском небеP надPподмосковным Егорьевском. Дела уPфранко-британского “брата” Ту-144 обстояли неPв пример лучше. За годы эксплуатации “Конкорд” перевез более трех миллионов пассажиров, тогда какPроссийский лайнер мог похвастаться всего лишь тремя тысячами. Европейский самолет, связавший Лондон иPНью-Йорк сPБарбадосом, иPНью-ЙоркP сPПарижем, сделался героем фильмов иPрекламных турне.
И, тем неPменее, удержаться наPкрыле “Конкорд” неPсмог. P|P Тому, что лайнер вPначале 2000-х годов вывели изPэксплуатации, было сразу несколько причин. Одна изPнаиболее весомыхP катастрофа вPпарижском аэропорту имени Шарля де Голля. В результате трагической случайности большой самолет, наPборту которого находились 100 пассажиров иPдевять членов экипажа, загорелся вPвоздухе иPупал наPотель вPнескольких километрах отPаэропорта.
Общее число жертв аварии составило 113 человек. Еще одной причиной называютP PвPСША, которые привели кPснижению общего количества пассажирских перевозок. Не обошлось иPбез экономической составляющей: большие расходы наPсодержание иPэксплуатацию самолета неPокупались даже заPсчет очень недешевых билетов. Словом, летом 2003 года закончилась эксплуатация и “Конкорда”.
Лайнер, впервые поднявшийся вPвоздух почти одновременно сPТУ-144, провел вPнебе наPчетверть века дольше своего российского собрата. Что дальше. О том, какPтеперь, спустя сорок лет, обстоят дела сPгражданской сверхзвуковой авиацией, иPкогда следует ждать очередного прорыва вPэтой области, РИА Новости рассказал начальник отдела проектов компании “Новые гражданские технологии Сухого” Владимир Титов. PВладимир, говоря оPсоздателях первых сверхзвуковых лайнеров, можно ли сказать, что кто-то изPних руководствовался идеями, заимствованными уPдругого.
PЧто касается самолетов типа “Конкорд” иPТу-144, сложно сказать, кто чьими идеями руководствовался. Идеи, касающиеся динамики, витали вPвоздухе, аPдо всего остального каждый доходил сам иPсам строил свой самолет. Но они получились похожими, поскольку рассчитывались наPодни иPте же условия режима полета. Что-то получилось лучше уPнас, что-тоP уPних, так всегда бывает.
За границей хорошие двигатели иPоборудование, может быть, немножко лучше. У нас немного проще сPэтим делом PА почему судьба таких гражданских перевозок все-таки неPсложилась. PЭти самолеты появились немного раньше, чем это действительно было нужно. Это была некая амбицияP возможности показали, аPэксплуатировать самолет еще неPумели, неPнаучились и, может быть, неPочень хотели.
Сверхзвуковые самолетыP это ведь большая конкуренция существовавшей гражданской авиации Дело вPтом, что вPпроектирование, строительство иPэксплуатацию таких самолетов, вPполеты наPсверхзвуковых скоростях надоPвложить очень большие деньги. PМожет быть, пассажиры неPготовы переплачивать заPсокращение длительности полета. PОдно изPотличий пассажирских сверхзвуковых самолетов отPвоенных вPтом, что полет длится неP15 минут, аPнесколько часов. Это гораздо дороже, чем летать обычным самолетом.
Но ведь хочется летать быстрее. Потому и “Конкорды” никогда неPпустовалиP самолет был всегда забит подPзавязку. Люди, пассажиры, готовы платить большие деньги заPуменьшение продолжительности полета. “Конкорд” сняли сPэксплуатации вовсе неPпотому, что наPнем было дорого летать, аPпотому, что испугались, сPодной стороны, после катастрофы вPПариже, аPс другойP помешали ограничения.
PО каких ограничениях идет речь. PСуществует множество ограничений, касающихся полетов сверхзвуковых самолетов надPнаселенной землей. Когда летит сверхзвуковой самолет, возникает звуковой удар. Людям, которые живут внизу, неPочень приятно, когда поPушам хлопает какPбудто отPартиллерийского выстрела.
Сейчас все хотят летать быстрее, аPскоростьP один изPосновных показателей авиации. Лететь 15 часов илиPлететь три часаP большая разница. Интерес вPмире кPсверхзвуковым полетам зародился давно, аPтеперь происходит формирование требований кPтаким самолетам. Раньше, когда их неPсуществовало, любой звуковой удар, даже если он был сопоставим сPпростым хлопком двери, запрещался.
Было просто нельзя иPвсе. А сейчас собираются ввести нормы поPсверхзвуковому удару дляPполетов надPсушей. Это произойдет, я думаю, кPконцу 2016 года. PЗначит, совсем скоро мы сможем стать свидетелями прорыва вPсверхзвуковой гражданской авиации.
PЯ думаю, да. Все заинтересованные лица уже сидят наPнизком старте. Ну, кроме тех, уPкого нет денег. Например, уPнас есть проект сверхзвукового бизнес-джета “Сухой”.
Это серьезная вещьP мало кто вPмире может проектировать иPстроить такие машины. Году вP2004 мы вP7-ой рамочной программе совместно сPЕвропой участвовали вPанализе возможности проекта такого самолета. И Европа выбрала наш вариант, поскольку своего они предложить неPсмогли. Есть хорошие проекты, ноPдо них неPдоходят руки Это неPочень дешево, это большой риск, аPеще трудно построить такой самолет вPодиночку.
Здесь нужно международное сотрудничество. Например, чтобы такой самолет мог полететь надPАмерикой, вPсамой Америке кто-то должен быть вPэтом заинтересован, ведь просто так никого чужого туда неPпустят. Было бы хорошо сотрудничать, скажем, сPамериканской фирмой, хотя бы вPтой части, которая касается взаимодействия сPавиационными властями. PРазрабатывают ли сверхзвуковые гражданские лайнеры еще вPкаких-то странах.
PПомимо России, разработки, касающиеся сверхзвуковой гражданской авиации, вPначальной стадии точно есть уPдвух американских фирм. Но эти самолеты неPсмогут отвечать создающимся требованиям дляPсверхзвуковых полетов: надPнаселенной сушей они все равно должны будут летать только наPдозвуковых скоростях. Как оказалось, это неPсамая простая задача. PКаковы российские перспективы вPэтой области.
PМировая авиация ушла отPроссийской достаточно далеко вперед. Если мы пойдем тем же путем, которым шла она, то лет черезPдесять достигнем ее уровня. Но кPтому времени другие опять окажутся впереди, аPнам снова придется догонять. И сверхзвуковой гражданский самолетP возможно, единственная возможность обогнать их наPповороте.
Статья взята с: http://avia.mirtesen.ru