Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды

“Нарратива и память о еврейском прошлом Украины”, “Еврейство между традицией и модерном”, “Общественно-политические измерения еврейского вопроса”, “Еврейское население в условиях социально-экономических трансформаций” и “Евреи в период войны”. Конференция в Харькове.

21-22 мая 2014 в ХНУ им. Каразина состоялась международная конференция “Евреи в этнической мозаике украинских земель”. Запад провел Центр исследования межэтнических отношений Восточной Европы вместе со своим партнером во многих проектах Украинским центром изучения истории Холокоста.

Имплементация проекта стала возможной при финансовой поддержке украинского-Еврейской Встречи, Польского Института в Киеве и Восточного института украиноведения им. Кузнечных.

Организаторы конференции преследовали цель собрать ведущих экспертов (“senior scholars” как их называют в западной традиции) с украинским-еврейских отношений и 15-20 украинских молодых ученых – магистров, аспирантов и молодил преподавателей, занимающихся проблемами истории евреев на территории Украины.

Среди “senior scholars”, посетивших конференцию были профессор Йоханан Петровский-Штерн (Юго-Западный университет, Иллинойс, США), профессор Анджей Жбиковський (Варшавский университет, Еврейский исторический институт, Варшава), кандидат исторических наук Анатолий Подольский (Украинский Центр изучения истории Холокоста).

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
 

В рамках конференции работало пять панелей: “нарратив и память о еврейском прошлом Украины”, “Еврейство между традицией и модерном”, “Общественно-политические измерения еврейского вопроса”, “Еврейское население в условиях социально-экономических трансформаций” и ” Евреи в период войны “.

Лекцию “Украинской-еврейские отношения: дорожная карта на 50 лет”, которая вызвала оживленную дискуссию, прочитал Петровский-Штерн. По словам докладчика, малоисследованными остается процесс формирования еврейских общин в Украине в раннемодерное время и создание ими специфической городской культуры.

Евреи или евреи? Текст галицкого языковеда и историка 1996

Общеизвестно, что историография исследования хасидизма поражает своим количеством, но как отметил профессор Петровский-Штерн, хотя известно об отношениях первых хасидов и различных христианских конфессий и сект, но об этом мы знаем только на общем типологическом уровне и пока не доказано, что были прямые контакты между ними.

Или, например, проблема того, как были связаны между собой цадики и православные старцы остается до сих пор неизученной.

Фактически без ответа остается вопрос о том, почему хасидизм как религиозное движение возник именно в Украине и чем он отличается от последователей этого религиозного направления иудаизма в Польше, Беларуси и Литве.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
Йоханан Петровский-Штерн

Профессор считает, что важным аспектом новых студий украинского-еврейских отношений должны стать изучение диссидентского движения в Украине в 1960-1980-е годы.

Здесь мне вспомнился случай со студенческих времен. Аспирант прочитал нам, студентам ХНУ, лекцию о диссидентское движение на Харьковщине в 1960-1970 годы. Когда были вопросы о том, как складывались отношения различных этнических групп (в том числе евреев и украинского) в рамках ненасильственного сопротивления советской система, признался, что не знает и даже не провел ни одного интервью со свидетелями событий.

У меня тогда это вызвало очень большое разочарование и неприятный осадок. Прошли годы, но к сожалению полноценного исследования по этой проблематике не было написано.

Лектор задел очень сенситивное вопрос отношения интегральных националистов, представленных ОУН, и частично УПА к евреям. В частности он упомянул о книге украинского историка Владимира Вьятровича “Отношение ОУН к евреям: формирование позиции на фоне катастрофы”, которую назвал “амбициозной, но однобокой работой”.

По его мнению, это исследование достаточно основательно, ссылаясь на источники, был раскритикован Иоанном Павлом Химкой, Тарасом Курило и другими академическими историками.

Львовский погром 1941 года Немцы, украинские националисты и карнавальная толпа

Профессор Петровский-Штерн сделал призыв “оставить готовы предпосылки при изучении истории ОУН”. Это очень хорошая мысль, особенно, когда мы видим в современной Украине и вне ее своего рода соревнование двух подходов в изучении истории украинского интегрального национализма, которые можно условно назвать “(нео) советской” и “националистической”.

Согласно ученые, которые пытаются изучать и критиковать наследие ОУН и УПА, часто становятся жертвами атак обоих этих лагерей.

Очень актуальной является совет – при изучении истории ОУН и УПА надо “спуститься на низовой уровень”. Именно такой подход, особенно, когда есть возможность изучать дневники и документы для внутреннего потребления, можно проследить некоторые аспекты отношения этих формаций к национальным меньшинствам.

Например, известно, что пропаганда ОУН в начале войны Германии с СССР была полная клише о “жидобильшовизм”. Изменилась эта пропаганда на востоке Украины, особенно когда оуновцы сами стали жертвами нацистской оккупантов?

Действительно большинство евреев, которые служили в УПА в качестве врачей, были уничтожены при наступлении большевиков как большевистские агенты?

По следам “Львовского погрома” Джона-Пола Химки

Очень интересную тезис выдвинул профессор Петровский-Штерн, когда говорил о том, что “речь ненависти не всегда переходит в плоскость действий” и привел пример того, как несколько тысяч евреев выжили в столице Третьего Рейха – Берлине, часто благодаря поддержке простых немцев или смешанными с “арийцами” бракам.

Если брать историю ОУН в этом контексте, то известно, что некоторые члены этого движения помогали во время войны евреям. Известно, что активист ОУН Бандеры на Никопольщине Федор Вовк спас жизнь еврейке Саре Бакст. Есть данные о том, что некоторые командиры УПА спасали евреев от нацистов и давали им возможность легализоваться после возвращения большевиков.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
Украинский националист Федор Вовк, который спас еврейку

Наряду с этим надо ответить на вопрос: было ли это распространенным явлением или исключением? Помощь евреям была локально-низовая инициатива или подобные акции имели поддержку руководства ОУН? В случае, если это была частная инициатива, то тогда как на это реагировал провод ОУН во время и после войны?

Профессор также обратил внимание на источники по истории евреев Украины, которые хранятся в отечественных архивах и библиотеках.

К сожалению, проблемой для ученых является незнание еврейских языков – идиша и иврита или, например, караимской, которыми написаны эти источники. Вспомнилась история, которую мне передал известный израильской профессор. Он в конце 1990-х путешествовал по Крыму. В одном из архивов ему показали текст, написанный, как предполагали сотрудники учреждения, иврите. Оказалось, что там было написано караимской. Итак, профессор не смог ничего понять этой тюркском языке.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
В свое время евреи составляли значительную часть городского населения Украины. Память об этом сейчас “стерта”

Поэтому, достаточно часто бывает ситуация – иностранные ученые знают, например, идиш и иврит, но не обладают, например, польской, украинской и русском языках. Например, такая ситуация сложилась с американским историком израильского происхождения Омером Бартов, написавший известную книгу “Стертые”. В своем нужном, но достаточно неоднозначном, одностороннем, а в чем-то и провокативном (если говорить о языке) исследовании он показал, что на уровне небольших городков Галиции историческая память о еврейское население, которое составляло большой процент местного довоенных жителей, фактически “стерта “. В своих исследованиях Бартов использовал достаточно хорошие, но все же переводы, которые делала исследовательница София Грачева.

Профессор Петровский-Штерн обратил также внимание на то, что сейчас отсутствуют полноценные биографии еврейских политиков, писателей, художников, которые жили творили были связаны с Украиной рождением. Иногда невежество и отсутствие знаний, например, о деятелях идишистськои литературы шокирует.

Моя приятельница, которая работает в одной еврейской организации Харькова рассказывала мне, как ей звонил уважаемый человек из Киева, который имеет в общем воображении имидж специалиста по иудаике и спрашивал жива еще (!) Идишистська поэтесса Хана Левина.

Для тех людей, которые хоть немного интересуют данной тематике известно, что эта деятель, активно публиковала в Харькове в журналах “Ди Ройте Велт” в 1920-е годы, умерла в Киеве 1969 году.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
Карта диалектов языка идиш

Прошлым летом я изучал язык идиш в Тель-Авивском университете. В нашей группе славянских языках говорил только я и еще одна девушка из Болгарии, которая неплохо владела польским. Все другие студенты были иврит-или англоязычными.

Известно, что в идише где-то 20-30% – это польские, украинские или белорусские слова. Когда мы встречали в тексте слова вроде “пастбище”, “пастех”, “отгемучет” мне лично они казались очень знакомыми и понимания языком.

Когда начинаешь читать тексты идишистських писателей в глаза бросается то, что украинский язык и культура была им понятна и близка. В этом контексте актуальными были слова профессора Петровского-Штерна о том, что до сих пор нет исследования, которое бы показывало насколько влияла украинский язык и культура на идишистських писателей и поэтов.

Во время дискуссии Анатоле Подольской вспомнил то, что еврейская община активно поддержала Евромайдан и территориальную целостность Украины во время последних событий. Он также сказал о том, что проблемные и трагические моменты в истории украинской и евреев, например Холокост, активно инструментализуються Кремлем и его агентами в Украине.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
Реальность против выдумок кремлевской пропаганды

Действительно, в Москве есть фонд “Историческая память”, который возглавляет Александр Дюков. Эта организация официально занимается якобы академическими исследованиями истории ХХ века (но чаще всего – Второй мировой войны), а на самом деле чаще всего результаты “исследования” этого института используются МИД России с целью атаки балтийских стран и Украины.

Обычно в Латвии, Литве, Эстонии и Украины есть свои пронационалистическую пропагандисты, которые пытаются представить локальных антисоветских, иногда были и антинацистскую, партизан только в героических тонах. Среди активных представителей пропагандистов Дюковском типа в стране до недавнего времени был так называемый Международный антифашистский фронт, активным деятелем был уже бывший нардеп от Партии регионов Вадим Колесниченко.

Известно, что этот политик незаконно, без разрешения авторов опубликовал с очень инстументализованою предисловием ужасный перевод различных текстов Тимоти Снайдера, Иоанна Павла Химки, Пера Андерса Рудлинга. На государственном уровне в Украине лоббистом подобных идей был уже бывший министр образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник.

На реплику доктора Подольского профессор Петровский-Штерн ответил, что действительно сейчас Украина в пропагандистской войне проигрывает и комментарии для СМИ по истории Холокоста, ОУН и УПА должны давать профессиональные историки, не любитель.

Среди докладов, произнесенных на конференции две (Игоря Дворкина и Марины Стрильчук) были посвящены отражению истории украинских евреев и в частности Холокоста в современных учебниках по истории Украины. В 1990-е и 2000-е годы доминирующей тенденцией историописания была так называемая украиноцентричная концепция, согласно которой история Украины является историей этнических украинском, а национальные меньшинства появляются в текстах только преимущественно в контексте трагедий или конфликтов.

Зато, в последнее десятилетие прослеживается тенденция вписывать в украинском нарратив и историю национальных меньшинств – в том числе и евреев. Адептами этого направления является частью ученые, имеющие активные контакты с Западом, ездят по программам обмена, владеющих иностранными языками. Кроме того, много усилий в публикаций учебников и методических изданий делают неправительственные организации вроде Украинского центра изучения истории Холокоста или ассоциации “Новое время”.

Доклад Сергея Гирика была посвящена еврейскому коммунизму и системе советского многопартийности Украине в 1918-1928 гг Эпоха украинизации (а в общесоюзном масштабе – коренизации или национализации) была особым периодом советской истории, когда СССР, по выражению Терри Мартин, стал “Империей национального выравнивания “.

К концу 1932 большевистское руководство с целью закрепить свою власть в национальных республиках пыталась привлечь в свои ряды как можно больше нерусского населения, поддерживая, а иногда даже помогая сформировать местные литературные языки.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
Профессор Петровский-Штерн и Сергей Гирик

Советское руководство до конца 1920-х пыталось создать в национальных республиках, народы которых были разделены границами (прежде всего в Украине и Беларуси) своего рода “Пьемонт”. Целью подобных действий было убедить украинского, белорусов, евреев, а возможно и часть поляков, только советская власть может удачно решать национальные вопросы.

Особенно актуальным этот вопрос стал, когда Волынское воеводство в Польше возглавил Генрик Юзевский. Новый польский воевода, убежден федералисты, а в чем-то и украинофил, пытался поддержать украинскую национальную культуру и одновременно – привить украинским лояльность Второй Речи Посполитой.

В СССР с началом 1930-х коренизацию начали рассматривать как процесс, который тормозит построение социализма и централизованного государства.

В своем докладе Серги Гирик показал интересную тенденцию того, что большевики предпочитали сотрудничать и интегрировать (чаще всего на индивидуальном уровне) в свои ряды представителей левого Бунда. Подобная ситуация выглядела с украинским боротьбистами, которым предоставлялись достаточно высокие должности и возможность влиять на политику КП (б) У.

Гирик показал, что большевики не рассматривали даже крайньоливих представителей “Поалей Цион” (партия “Рабочие Сиона”, существовала на территории России и СССР в 1900-1928 гг), как потенциальных членов коммунистической партии. Сионизм, даже леворадикальный, для руководства СССР был изначально враждебной идеологией.

В то же время в межвоенной Польше левые бундовцы и левые поалейционисты шли на тактический союз. Для них идеи социального равенства были важнее, чем вопрос территориализма или переселение в подмандатную британцам Палестину.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правды
Флаг партии “Поалей Цион”

В СССР под созданием своего рода “еврейского Пьемонта” (особенно в приграничных с Польшей землях) понимали внедрения в образование на идиш и создание секулярной идишистськои советской культуры. В то же время речь иврит, как “буржуазно-раввинской” была запрещена. Наряду с церквями, костелами и мечетями закрывались синагоги. Были даже планы перевести идиш на латинский шрифт.

С началом тридцатых годов эта политика была свернута. Руководство СССР в лице Сталина и его ближайшего окружения изменило парадигму. С этого времени “цементирующей” частью СССР и международного коммунистического движения должен был стать российский пролетариат, а по сути – этнические русские. Практику пьемонтизации пограничных западных советских республик было отвергнуто.

В Польше в соответствии идеи Юзевский также потерпели крах. Его вважилы врагом польские крайнеправые ендекы, коммунисты и интегральные украинские националисты, представленные ОУН. Со смертью начальника польского государства Юзефа Пилсудского отправили в отставку также Юзевский.

В Советской Украине после 1933 года началось наступление на членов КП (б) У, которые были сторонниками украинизации. Среди них было много представителей бывших украинских левых партий вроде боротьбистов. В то же время, а особенно в годы Большого Террора, пострадали, как показывает доклад Сергея Гирика, также представители левого Бунда, которым большевики влиться в ВКП (б) в 1920-е.

Проблемной для украинских-еврейского диалога историческая память о Второй мировой войне. Многие исследователи изучали проблемы разницы памятей об этих событиях евреи и украинском.

Когда читаешь (или слушаешь видео или аудио запись) воспоминания евреев, переживших Холокост, о событиях лета 1941 года в Галичине и Волыни, то отчетливой тенденцией есть припоминание очень негативного отношения украинского и польского населения к евреям во время первых дней немецкой оккупации, когда регионом прокатилась волна погромов.

Евреи вспомнят, как “украинского” (чаще всего – члены созданной ОУН “Украинской народной милиции”) грабили, били и иногда убивали евреев. Для памяти галичан-украинской характерно тотальное “забвения” всего, что связано с погромами.

У меня был опыт проведения интервью с женщиной из украинской диаспоры, которая встретила приход немцев в Львове в 1941 году. Ей тогда было 15 лет. Она четко могла описать события 30 июня 1941 на площади Рынок и обстоятельства похорон брата Романа Шухевича – Юрия, убитого большевиками в тюрьме на Лонцкого и похороненного на Лычаковском кладбище, но совсем ничего не могла вспомнить о преследовании евреев в те дни.

При том для воспоминаний, как евреев (в большей степени) и украинского (в меньшей) события 1939-1941 выходят на своего рода “второй план”. Многие исследования показывают, что “ускоренная” советизации Западной Украины в каких-то аспектах способствовала тому, как интенсивно происходили погромы лета 1941 года. Это касалось, например, распространение стереотипа “жидокомуны” среди галицких украинского и поляков.

Частично отражение таких стереотипов можно услышать от людей, которые пытаются улучшить украинский-еврейские отношения в Украине.

Классическим примером такого мировоззрения является книга известного львовского историка Евгения Наконечного “Шоа во Львове”. В книге автор будто пишет собственные воспоминания о событиях конца 1930-х и о советской и нацистской оккупации столицы Восточной Галиции. Он был 1931 года, поэтому не мог помнить многие события, которые описывал в своей книге. Вероятнее всего он пользовался семейными воспоминаниями.

Среди этих стереотипов, вероятно переданных в семейных преданиях, например, фигурируют молодые евреи, которые едва не целуют советские танки в 1939 году. При том, что так же радостно встречали Рабоче-крестьянскую Красную армию много украинском – а, возможно, и кто-то из поляков – ни слова нету.

Или хотя бы “воспоминание” о том, как в советском Львове в 1940 году на Пейсах появилась в продаже маца в магазинах? Которая может быть маца в советском магазине? Поэтому изучение новых разноплановых источников о событиях 1939-1941 года в Галичине очень актуальным.

Доклад Ольги Колесник была посвящена именно тому, как советская оккупация Львова была отражена в воспоминаниях евреев, переживших Холокост. Докладчик при подготовке выступления работала обнародованным на Западе воспоминаниями, а также реляциями, которые собраны в архиве Еврейского исторического института в Варшаве.

По заключению лекторкы, события 1939-1941 года занимают незначительную часть воспоминаний евреев, переживших Холокост. Основная часть свидетельств посвящена именно событиям 1941-1944 годов. В воспоминаниях евреи Львова восприняли приход большевиков, как “меньшее зло” (по сравнению с нацистами) и пытались выжить, как и при любой другой власти.

Украинской и евреи: вызовы непростой истории и правдыЮрий Радченко
Кандидат исторических наук, директор Центра исследования межэтнических отношений Восточной Европы, старший преподаватель кафедры международных отношений Института востоковедения и международных отношений “Харьковский коллегиум”

Темы: евреи, история Украины, Холокост, иудаизм, Харьковщина

Оцените статью
Тайны и Загадки истории