На первый взгляд, кажется, что человек слаб перед коварством природы, но это не так. Истории яхтсмена Стивена Каллахэна и семьи Робертсон доказали, что можно выжить даже в безнадежной ситуации. Для этого нужно совсем немного – верить в спасение и приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Счастливый конец этих историй – это не только везение, но и титанический труд людей, оказавшихся один на один с океаном. Идти вперед и не сдаваться, вот чему учат истории этих мореплавателей.
Кто такой Стивен Каллахэн и чем прославился
Об этом необычном человеке узнал весь мир, когда он в одиночку смог выжить в океане. За свою жизнь американский яхтсмен Стивен Каллахэн боролся 76 дней. Оказалось, что даже в океане вполне возможно выжить, если владеть базовыми знаниями, навыками и иметь сильный инстинкт самосохранения.
Каллахэн родился в 1952 году в одном из городков штата Пенсильвания, США. Он конструктор парусных судов и судостроитель. Море и походы на морских суднах – это его стихия. За свою жизнь Стивен много раз принимал участие не только в разнообразных морских круизах, но и в гонках. Кроме того, Каллахэн был редактором «Cruising World» и автором статей про яхты для других изданий. Стивен читал лекции на тему как выжить в море, и знал об этом все. Правда, он никогда и не думал, что весь этот багаж знаний и навыков в буквальном смысле спасет ему жизнь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как одному выжить 2 месяца в открытом море: Эксперимент врача, который он поставил сам на себе
Стивена знали в узких кругах, а вот мировую известность он приобрел в 1982 году. Тогда он отправился в очередное свое путешествие, но потерпел крушение. На надувном плоту Стивен в одиночку пересек Атлантический океан и на удивление выжил. Его история поразила тогда весь мир, и легла в основу книги «76 дней в плену у моря». Этот человек может легко стать объектом подражания для тех, кто сомневается в своих силах и готов сдаться.
76 дней наедине с океаном
Эта история началась осенью 1981 года. Тогда Стивен Каллахэн отправился в одиночную регату на своей 7-метровой лодке. Спустя несколько месяцев плаванья в районе Ла-Коруньи (Испания) у яхтсмена начались неожиданные технические проблемы. Гонка была оставлена. Стивен решил плыть в направлении Канарских островов, чтобы починить все неисправности. Однако на пути к островам яхтсмен попал в сильный шторм, который продлился целых 7 дней. К тому же его шлюпку повредил кит, который из-за взбушевавшегося моря сильно помял бочину. Лодка пошла на дно, а Стивену удалось эвакуироваться на надувной плот.
Каллахэн имел тент, что спасало от палящего солнца, удобный спальный мешок, карту, гарпун, небольшие запасы продуктов и воды. А вот инструментов для навигации у него не было, и это осложняло ситуацию. Куда и сколько плыть было непонятно. Тогда Стивен смастерил необычный прибор для навигации из оставшихся у него карандашей. Так можно было хоть определить высоту Солнца, а значит, и географические координаты.
Продуктов и воды хватило на неделю. Выручала охота на рыбу и птицу. Правда, есть приходилось все только в сыром или вяленом виде (огонь на резиновой лодке не развести). С водой было куда сложнее. Солнечные приборы для переработки жидкости из морской в пресную давали возможность получать только ½ литра питьевой воды. Этого было очень мало. Спасали дожди. Все это давало возможность яхтсмену не умереть от голода и обезвоживания, дожидаясь, пока его заметит какое-нибудь судно.
Ждать пришлось долгих 76 дней. А все, потому что надувной плот Стивена имел небольшие размеры, и его попросту было не видно другим кораблям. Неприятная и опасная ситуация произошла на 42-й день плавания. Во время очередной охоты сломался гарпун, а его острым концом Каллахэн случайно зацепил край лодки. Если ее не ремонтировать, то трагедии не избежать. Стивен чинил лодку 11 дней. Это было для него тяжелым физическим и моральным испытанием, и чуть не довело до сумасшествия. Все это время яхтсмену приходилось бороться с негативным воздействием морской соли, палящим солнцем, акулами и даже пищевым отравлением.
Счастливый финал и жизнь после испытаний
Стивен надеялся на самого себя, и это его заставляло не опускать рук. Спасение пришло на 75-й день пребывания в море. Его плот выбросило на остров Мари-Галант, что возле Гваделупы. А на следующий день (20 апреля 1982 года) Стивена увидели и спасли местные рыбаки. И так, яхтсмену за 76 дней экстремального плавания удалось не только выжить, но преодолеть около 3359 км, пересекая Атлантический океан.
Стивена отвезли в больницу для стандартного осмотра. Оказалось, что тот не только в отличной форме, но и сумел сохранить крепкое здоровья, несмотря на такие испытания. Правда, от такой «морской еды» Каллахэн был прилично истощен. А от постоянного контакта с морской водой на коже появилось множество язв. Яхтсмену помогли восстановить карточки и документы, утонувшие вместе со шхуной. На это ушло целых 30 дней.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Современный Иона: История моряка Джеймса Бартли, которого проглотил кит, но он выжил
Все, что с ним случилось в море, и как он выжил, Стивен описал в книге. Это как справочник для тех, кто попал в похожие условия. Несмотря на то, что океан чуть его не погубил, Стивен и дальше продолжал заниматься парусным спортом, участвовать в регатах и морских походах в одиночку и в команде. В 2023 году американскому яхтсмену исполнилось 71 год, и он по-прежнему жив и полон планов.
Подготовка семьи Робертсон к плаванью
Не только яхтсмен Стивен Каллахэн смог выжить в нечеловеческих условиях несмотря ни на что. В подобные истории попала семья Робертсон. Глава этого легендарного семейства Дугал Робертсон появился на свет в 1924 году в Эдинбурге, что в Шотландии. Свою жену Линду он встретил в 1952 году в Гонконге. Супруги поселились на одной из английских молочных ферм. В семье появилось четверо детей, и долгое время пара занималась их воспитанием. Как-то за завтраком (в 1968 г.) семья услышала о кругосветном путешествии одной яхты. Решили всей семьей отправиться в плаванье, ведь умений и знаний было вполне достаточно для такого путешествия.
К кругосветке готовились целых 2 года, купили шхуну Lucette и в январе 1971 года из Фалмута отправились в путь. По пути они заскочили на Канары, и взяли двух временных пассажиров. Они были на Багамах, Ямайке, в Панаме и Новой Зеландии, Галапагосских островах, а далее путь шел во Французскую Полинезию. На их борту появился новый попутчик вместо первых двух, а старшая дочь осталась с женихом на Канарах. Беды никто не ждал. Это случилось в июне 1972 года. Неожиданно к их кораблю приблизились касатки и, ударив с силой, пробили бок. Пробоина была огромной, пришлось покинуть шхуну всем 6 членам экипажа.
Путь к спасению
Люди перебрались на небольшой плот и спасательную лодку, прихватив с собой недельный запас воды и продуктов, и какие-то вещи. Было страшно, что касатки вновь нападут на людей, и на этот раз им не спастись. Но все обошлось. На плоту оказался аварийный комплект. Сейчас он был необходим как воздух. Все же этого бы не хватило надолго на 6 человек, и надо было выжить любой ценой. И решение нашлось. Они собирали дождевую воду, ловили и ели сырую рыбу, морских черепах, птиц, даже пили черепашью кровь. Плот периодически сдувался, его нужно было накачивать и вычерпывать воду. Со временем пришлось перебраться на шлюпку, взяв только необходимое.
Там было очень тесно для 6 людей. Через 2 месяца такого «плавания» начались конфликты. Казалось, что их так никто и не найдет. Но чудо произошло на 38-й день. Семья Робертсон увидела корабль японских тунцеловов, и на борту заметили горе-мореплавателей. Только по счастливой случайности японский лайнер неожиданно изменил свой курс. Это и стало спасением для лодки с шестью путешественниками. Так прославилась семья Робертсон и их попутчик Уэльс Робин. Правда, после такой «жесткой проверки» брак Лин и Дугала распался. Но написанная книга о морском путешествии помогла разбогатеть. Дугал дальше плавал на собственной яхте. А Лин развивала свою ферму. Попадая в экстремальные условия человек может выжить.А вот на легендарном “Титанике” выжить удалось немногим. Эксперты объяснили, что спровоцировало гибель «Титаника»: Почему судьба так коварно поступила с людьми