В далеком 1516 году Томас Мор написал произведение, которое назвал «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В своем труде английский мыслитель описал идеальное общество, где все всегда хорошо и спокойно. «Утопия» Мора дала начало целому жанру и породила новое направление — антиутопию, в котором свобода личности сильно ограничивается государством, а вольнодумие жестоко наказывается.
Diletant.ru составил список лучших утопий и антиутопий в литературе и кино, которые способны изменить ваше отношение к этому миру.
Томас Мор «Утопия»

Идеальным государством Томаса Мора управляет мудрый князь, при этом на острове царит полная демократия — народные собрания решают наиболее важные дела города и избирают большую часть должностных лиц. В Утопии нет частной собственности, а труд является обязательным для всех. До определенного возраста все граждане идеального государства занимаются сельским хозяйством поочередно, но при этом ремесленные профессии передаются строго по наследству. Деньги в Утопии существуют только для торговли с другими странами. Что же касается религии, то в государстве Мора запрещен только атеизм, в остальном граждане свободны сами выбирать себе вероисповедание.
Томмазо Кампанелла «Город Солнца»

Знаменитая утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» изображает в форме романа идеальную страну. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. В своем произведении Кампанелла пытался распространить принцип общности и на брачно-семейные отношения: соответственно этому, производственной ячейкой в городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада.
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

Обложка первого издания книги
Самый знаменитый роман Олдоса Хаксли принадлежит к жанру «утопического», только с отрицательным знаком: автор глубоко убежден в несостоятельности идеального общества будущего, построенного по «разумному» плану. Роман изображает Лондон 2541 года, где люди производятся на специальных человекофабриках, автоматически подразделяясь на касты, обладающие различными умственными способностями. В этом мире нет места любви и традиционным человеческим отношениям и чувствам, а наука, религия, искусство — практически под запретом. «О дивный новый мир» — это манифест неверия в социальный и нравственный прогресс человечества.
Спустя почти 30 лет, в логическом продолжении романа «Возвращение в дивный новый мир», Хаксли признал, что мир движется к мрачному сценарию куда быстрее, чем он думал.
Джордж Оруэлл «1984»

Обложка одного из первых изданий романа «1984»
Роман-антиутопия «1984″ описывает мир, разделенный между тремя тоталитарным государствами. Книга Джорджа Оруэлла — о полном контроле, уничтожении всего человеческого и о попытках выжить в мире ненависти. Произведение неоднократно подвергалось цензуре со стороны социалистических стран, было запрещено в СССР до 1988 года.
В 2009 году газета «The Times» включила роман «1984″ в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал «Newsweek» поставил произведение на второе место в списке 100 лучших книг всех времен и народов.
Евгений Замятин «Мы»

“Мы», пожалуй, — одна из самых знаменитых антиутопий мира. В XXXII веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по «нумерам». Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый «Благодетелем», которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.
Фриц Ланг «Метрополис»
“Метрополис» — яркий пример немецкого фантастического кино-экспрессионизма. Фриц Ланг заложил в нем каноны жанра для многих фантастических фильмов и антиутопий, снятых позднее. События кинокартины разворачиваются в футуристическом городе, где процессы индустриализации превратили жителей Метрополиса в шестеренки огромного производственного механизма. Классовый антагонизм выражен условным делением города на два слоя — «верхний», где «мыслители» занимаются планированием производства, и «нижний», где тяжело трудятся «работники». Главный герой Йо Фредерсен, сын правителя Метрополиса, вдруг осознает шаткость внешне идеального устройства города. Он попадает в подземный мир, где влюбляется в прекрасную Марию из мира рабочих.
Кинолента метафорична, она показывает, что дисбаланс, вызванный индустриализацией и прогрессом, можно восстановить, если «проводником между разумом и руками будет сердце». Данную идею воплощает главный герой, который становится своего рода «мессией».
«Метрополис» — был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера. Вероятно, это связанно с масштабностью сцен и общих высоких тонов, на которых звучит вся лента. Картина стала самой дорогой за всю историю немого немецкого кино, а в массовых сценах участвовало около 30 тысяч человек.
Георгий Данелия «Кин-дза-дза!»
Комедийная антиутопия Георгия Данелия уже давно стала культовой. Ее растащили на афоризмы, а полный чатланский словарь сегодня процитирует каждый второй. Это неудивительно. Несмотря на причудливые декорации и атмосферу позабытой планеты, в сюжете просматривается явная пародия на общество того времени. Жадные, эгоистичные, самовлюбленные пришельцы, которые на все готовы ради пригоршни спичек, — не самый приятный портрет современника. Но еще страшнее — неприспособленность молодежи к меняющимся условиям.
Но даже в этом невзрачном, проржавевшем мире есть место благородству. А под занавес сюжет выделывает забавный твист, показывая, что даже такая «мусорка» лучше и человечнее некоторых фашистских планет. Режиссер дает шанс человечеству. За новыми выводами он придет значительно позже и уже в анимационном формате.
Марко Брамбилла «Разрушитель»
К 2032 году общество окончательно победило преступность и живет в тепличной утопии, а самой головокружительной полицейской миссией является спасение забравшихся на дерево котят. В криогенной тюрьме, где содержатся самые опасные преступники прошлого, пробуждается рецидивист Саймон Феникс. Для него новый мировой порядок — это безграничные возможности. И единственный, кто способен остановить развязанную им вакханалию убийств, — это полицейский Джон Спартан, несправедливо осужденный за свою последнюю схватку с Фениксом.
Фантастический боевик с Сильвестром Сталлоне выделяется среди других фильмов подобного жанра не только оригинальным сюжетом, но и идеей показать минусы и недостатки идеального общества, другую сторону монеты, где правосудие больше напоминает группу из детского сада, физические контакты приведены к минимуму, а в туалетах используют ракушки, что, кстати, смешно обыграно в фильме.
Братья Вачовски «Матрица»
Первый фильм трилогии «Матрица» изображает будущий мир, который воспринимается человечеством как реальность, а на самом деле является программой-симулятором. Матрица была создана разумными машинами для того, чтобы полностью контролировать человеческую популяцию, подчинив себе сознание людей, тела которых используются как источник энергии.
Обычному офисному работнику Нео внезапно открывается тайна Матрицы, таким образом, он становится втянут в восстание людей против машин. Мир Матрицы — это потоки информации и пульсирующего сознания. Осознав это, Нео получает возможность трансформировать программу по своему усмотрению.
Говоря о технических особенностях картины, важным моментом стало использование визуального эффекта «bullet time», который дает возможность настолько замедлить время на пленке, что зритель может увидеть даже полет пули.
В фильме содержится множество религиозных и философских идей, отсылки к «Алисе в стране чудес», спагетти-вестернам и гонконгским боевикам. Также присутствуют намеки на хакерские субкультуры и эстетику киберпанка.
В фильме-антиутопии «Время» показан мир, где время стало единственной и самой твердой валютой, где люди генетически запрограммированы так, что в 25 лет перестают стареть. Правда, последующие годы стоят денег. И вот богатые становятся практически бессмертными, а бедные, как всегда, обречены сражаться за свою жизнь.








