Так к концу Второй Мировой войны в люфтваффе было 34 пилота, сбивших в воздушных боях более 150 самолетов противостоящей стороны, и около 60 – от 100 до 150 самолетов. Лучший немецкий пилот Эрих Хартман уничтожил в боях 352 самолета противника, а фоне подобных показателей успехи асов воздушного боя государств – противников Германии выглядят крайне бледно. Например, ас номер один ВВС США Р.Бонг одержал лишь 40 побед, а наиболее удачливый пилот ВВС Великобритании Д.Джонсон – 38. В данном списке несколько лучше показали себя летчики ВВС СССР. В составе наших ВВС в конце кровавой войны было 7 пилотов, сбивших более 50 самолетов врага. Самым результативным пилотом был Иван Кожедуб, который одержал 62 победы. Вслед за ним по числу уничтоженных самолетов идут Александр Покрышкин – 59 побед, Николай Гулаев – 57, Григорий Речкалов – 56, Кирилл Евстигнеев – 53, Арсений Ворожейкин – 52, Дмитрий Глинка – 50.
Но все же вернемся к успехам немецких пилотов. Наиболее элементарное и самое правдоподобное объяснение высокой результативности асов Люфтваффе – это низкая летная подготовка наших пилотов.
При поверхностном ознакомлении кажется, что данное утверждение наиболее реальное. В начальный период Второй Мировой войны значительная часть авиации СССР была уничтожена. Только за один день 22 июня 1941 года потери наших ВВС составили более 1200 самолетов, из которых 800 было уничтожено непосредственно на аэродромах, а еще 400 в воздушных боях. Огромны были и потери среди личного состава. В данной ситуации советские авиационные военные училища организовали ускоренные подготовительные курсы пилотов. К 1942 году схожая система подготовки кадров для летных подразделений начала работать в полную мощность, в итоге, в боевые полки ВВС стало приходить огромное число молодых пилотов. Например, средний налет выпускника военного авиационного училища не превышал 34 часов, из которых только 3-4 часа выполнялись на боевой технике. Столь слабая подготовка привела к тому, что молодые, практически не имеющие необходимого боевого опыта советские летчики становились довольно легкой добычей не только для асов, но и рядовых пилотов Люфтваффе. Скажем сразу, немецкие пилоты переводились в войска только после окончания летных школ и за время обучения имели налет не менее 400 часов.
Если принять как реальную версию о том, что наши ВВС задавили Люфтваффе огромным количеством плохо подготовленных пилотов, то очевидным было бы предположение, что в данном случае, потери авиации СССР должны значительно превышать потери немецкой. Но этого-то как раз в документах и не наблюдается. Потери каждой из сторон в годы войны примерно равны.
Необходимо признать, что и немецкие асы никогда не ссылались на слабость в летной подготовке советских летчиков, напротив они всегда утверждали, что за все время их участия в воздушных боях именно советские пилоты были самыми сильными и их подготовка и боевое умение многократно превышали подготовку американских, британских и французских пилотов.
Учитывая вышеприведенные факты, возникает вопрос – так в чем же кроется сила асов Люфтваффе или как их называли в Германии «птенцов Геринга»?
Однажды майор Гюнтер Ралль, который за годы войны одержал 275 побед, сказал: «Русские – отличные летчики-истребители, но они к нашей радости, не подготовлены вести воздушный бой слаженно, эскадрильями…”. Из его слов можно сделать вывод, что сами немецкие пилоты видели причину своих выдающихся успехов не в слабости летной подготовки, а в полном отсутствии тактической подготовке советских боевых летчиков и, как следствие, в превосходстве собственных тактических приемов.
В самом начале войны тактика истребительных подразделений немецких ВВС была значительнее эффективнее, чем тактика, применяемая в советских истребительных частях. Прежде всего, они были рационально организованы. Главной задачей истребительной немецкой авиации было уничтожение самолетов противостоящей стороны. Ее выполняли элитарные подразделения, такие, как эскадры Рихтгофена и Мельдерса, или специально подготовленные эскадрильи в рядовых эскадрах. В данные подразделения отбирались только лучшие летчики из действующих рядовых частей, решавших в большей степени второстепенные задачи – прикрытие сухопутных войск и сопровождение тяжелых бомбардировщиков.
Эти привилегированные эскадрильи использовали и должную тактику. Основной используемой тактикой немецких пилотов была так называемая свободная воздушная охота, которая заключалась в действии малыми группами, чаще всего в паре, при свободном поиске самолетов противника. В основном, немецкие охотники появлялись в небе со стороны солнца, что затрудняло их обнаружение, совершали быструю атаку и, уничтожив один-два самолета, мгновенно скрывались, не ввязываясь при этом в масштабный воздушный бой. В общем, тактика заключалась в следующем, немецкие асы сами принимали решение, какую цель им выбирать для атаки, а какую нет, вступать в бой с превосходящими по количеству силами противника, или же уйти от этого, то есть благодаря данной тактике они каждый раз владели инициативой и могли постоянно навязывать противнику крайне невыгодные условия боя.
Советская истребительная авиация в основном выполняла задачи по прикрытию сухопутных войск от воздушных налетов противника и сопровождение тяжелых бомбардировщиков. В соответствии с указанными задачами тактика советской истребительной авиации была в большей части пассивной и оборонительной. Тактические построения, не всегда верными даже для подобной тактики. Слабость советской тактики в воздухе тактики в начале войны признавал и легендарный советский ас, и великолепный стратег воздушного боя А.Покрышкин. Он неоднократно указывал, что наставления по ведению воздушного боя были неверны в корне, связывали пилотов по рукам и ногам, что в итоге приводило к большим потерям. Базируясь на собственном опыте, полученном во время воздушных боев, Покрышкин разработал целый ряд новых и непревзойденных тактических приемов, которые в результате применения принесли успех и ему самому и большому числу советских асов – учеников Александра Ивановича: Глинке, Гулаеву, Речкалову. К концу 1943 года, когда в войне произошли кардинальные изменения в соотношении сил тактические приемы Александра Покрышкина были введены во многих советских эскадрильях. Покрышкин также был сторонником введения в боевую деятельность советских истребительных частей, так же и тактики прекрасно зарекомендовавшей себя в немецких ВВС – свободной воздушной охоты. Данная тактика использовалась советскими летчиками только эпизодически вплоть до 1944 года, когда было принято решение из лучших пилотов сформировать полки воздушных охотников. Героем одно из таких полков стал лучший советский ас Иван Кожедуб, в то время уже дважды представленный к званию Герой Советского Союза.
С воплощением в жизнь тактических приемов разработанных Александром Покрышкиным в 1943 году тактика нашей авиации стала соответствовать всем передовым наработкам немецких ВВС, а в некоторых приемах ведения боя и превосходила их. Тем не менее, в период с 1943 года по 1945 немецкие асы добиваются в небе над Восточным фронтом наибольших успехов. Очевидно, отсталость тактической подготовки летчиков советских ВВС едва ли была главной причиной небывалого успеха знаменитых «птенцов Геринга».