Уже давно фильмы о войне не были настолько актуальны как сегодня. Картина «На Западном фронте без перемен» образца 2022 года, созданная по мотивам одноимённого романа Эриха Марии Ремарка, стала мировой сенсацией и антивоенным манифестом. Это она была номинирована на «Оскар 2023» в 9 категориях и, получив в итоге 4 заветных статуэтки, стала Лучшим международным фильмом. Это она стала лучшим кинопроектом года по версии BAFTA и взяла 7 наград. Это она затронула сердца миллионов зрителей и напомнила о том настолько губительна и жестока война по своей природе, и насколько обесценена жизнь человеческая на её фоне.
Говоря о Первой мировой войне, нередко вспоминают Эриха Марию Ремарка и его один из лучших романов «На Западном фронте без перемен», поскольку его лейтмотивом является проклятущая война – жестокая, угнетающая, безжалостная и совершенно не нужная простым людям. Автор этого романа лично прошел Первую мировую и не понаслышке знал, что такое бомбежки, массовые ранения, смерти, горе и боль от потерь родных и близких. С тех времен прошло более века, а коварная война в восприятии значительной части мировой общественности выглядит именно так, как написано в романе Ремарка: грязно, бессмысленно, трагично.
«На Западном фронте без перемен» – трагическая история о немецких мальчишках, недавних выпускниках, которые под воздействием патриотической пропаганды идут на войну, не зная о том, что впереди их ждет не слава героев, а инвалидность или даже погибель… Именно этот мотив взял за основу своего нашумевшего кинопроекта немецкий режиссер Эдвард Бергер (Edward Berger), картина которого взяла четыре “Оскара” и заняла вторую позицию в количественном рейтинге наград.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему на 95-й церемонии вручения премии «Оскар -2023» не было традиционной красной дорожки.
Три экранизации романа «На Западном фронте без перемен»
Что любопытно, к произведению Ремарка Работа кинематографисты обращались и ранее. Работа немецкого постановщика и сценариста Эдварда Бергера является уже третьей экранизацией бессмертного ремарковского наследия. Впервые роман был экранизирован в далеком 1930 году и получил два «Оскара» за лучший фильм и режиссуру. Но в те годы эта эпическая антивоенная кинокартина была запрещена к показу в нацистской Германии. Сейчас эта киноработа по праву считается великой классикой кино и входит в Национальный реестр фильмов США.
Вторая версия была создана для телевидения и вышла на экраны в 1979 году. Благодаря развитию самого кинематографа, авторы в этом фильме смогли более правдоподобно отобразить ужасы военных событий Первой мировой. Эта версия получила «Золотой глобус» как лучший телевизионный фильм.
А вот третья, созданная в 2022-м, несколько отошла от оригинала по сравнению со своими предшественницами, поскольку её создатели ввели в сценарий не только новые сюжетные линии, но и персонажей.
25 лет ожидания. Заслуженные награды
Впервые в истории за главную премию Голливуда в категории “лучший фильм” боролась немецкая картина, что стало беспрецедентным успехом для национального кино Германии. Это знаковое событие перевело режиссера Эдварда Бергера, который до этого считался не хватавшим звезд с неба ремесленником, на самую верхнюю ступень немецкого кинематографа.
И нужно отметить, что немецкое кино ждало своего звездного часа целую четверть века. Более того, эта работа была номинирована еще в восьми категориях – от операторской работы до музыки и спецэффектов. По итогу создатели антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен» получили 4 статуэтки за: «Лучший иностранный художественный фильм», «Лучшая музыка к фильму», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника».
Несколько слов об актёрском составе
Актёры постарались весьма правдоподобно воплотить в жизнь историю о молодых парнях, которые мечтали о долгой и счастливой жизни, красивых девушках, успешной карьере; о парнях, которые попав на фронт в самое пекло сражений, стали пушечным мясом.
Актерский состав ленты в основном мужской. Главных женских ролей здесь нет. И это правильно – женщинам не место на войне. В фильме снялись Даниэль Брюль, Альбрехт Шух, Себастьян Хюльк, Арон Хильмер, Эдин Хасанович, Девид Штризов и др. Одного из главных героев рядового Пауля Боймера сыграл молодой австрийским актер Феликс Каммерер.
О сюжете
В основу кинопроекта положены события Первой мировой (1914—1918), когда немцы воевали против Франции, России, Англии и Америки одновременно. В фильме режиссера Эдварда Бергера, отражена Германия во временном отрезке 1917 года. Повествование ведётся от лица выпускника школы 17-летнего Пауля Боймера, который со своими друзьями-одноклассниками, ослепленными пропагандистской патриотической риторикой, имевшей большое влияние на молодые умы в тогдашней кайзеровской Германии, оказались в самом аду мировой войны. Хотя мечтали они совершенно об ином: торжественно пройти победоносным маршем по Парижу через несколько недель, а после, получив медальки и став героями, вернуться домой.
Но вместо этого вчерашние школьники станут совсем скоро теми, кого будут называть «потерянным поколением». Их романтическое представление о войне в первый же день разобьётся о реалии окопной войны на Западном фронте. А затем, когда один из четверых одноклассников погибнет от артиллерийского обстрела в первую же ночь, придет осознание абсурдности и тщетности всего происходящего вокруг и, даже собственной жизни. Ибо на войне для солдат, не нюхавшим пороху, оказывается не все так просто.
Перед зрителем на протяжении двух часов предстает реальный визуальный ряд фронтовых будней: кто-то плачет и хочет домой, кто-то идет собирать жетоны у павших в бою, кто-то с тоской вспоминает родных, кто-то вычерпывает воду из окопа, кто-то переносит раненных в госпиталь… Отдельный акцент режиссёр в своём фильме сделал на голоде и жажде. Ибо отсутствие еды и питья превращает человека в животное, которое ест и пьёт всё, что нашло на поле боя, позабыв об опасности. И не важно, насколько эта пища грязная и мерзкая.
В фильме обособлено показаны и те – сытые и амбициозные, которые до последнего цепляясь за удовлетворение собственного эго, беспощадно отправляют своих солдат на бойню. Безумие, бессмысленность и жестокость самой войны создатели подчеркнули круговоротом происходящего: бои, убийства, раненные, грязь, крики отчаяния, вездесущая смерть – и так по кругу, нескончаемой чередой.
В итоге уже никому не хотелось убивать на этой войне, но еще меньше никто не хотел на ней же умирать. Тем не менее, все ключевые герои картины один за одним сложат свои головы на полях сражений той бессмысленной войны начала прошлого века…
О спецэффектах
Сегодня уже никто не поспорит с тем, что немецкий режиссер Эдвард Бергер с блеском дебютировал в жанре массового полнометражного кино. Для оператора Джеймса Френда это тоже первая настолько же большая полнометражная работа. Отдельной похвалы заслуживают гримеры, костюмеры, художники-декораторы. Эффектным дополнением к кинофильму послужило и музыкальное сопровождение, в котором было все, что нужно, но ничего лишнего. Поэтому “Оскаровские” номинации за художественную составляющую, музыку, операторскую работу и спецэффекты говорят сами за себя.
Справедливости ради нужно сказать, что в некоторых эпизодах создателями фильма были задействованы элементы компьютерной графики. Но она была подана настолько дозированно и аккуратно, что реальность происходящего на экране не вызывает никаких сомнений у зрителя. Военная техника, спецодежда, оружие, предметы быта, толпы людей, огонь, взрывы и масштабность – практически все это было снято в реальном режиме на самом деле.
Отзывы зрителей об оскароносном фильме
▪ Итоговое ощущение такое, словно сам побывал на никому не нужной, бессмысленной и грязной войне, где царят лишь убийства и смерть, которых, как оказалось, никто не хотел и никому они не были нужны. Очень жаль, что легально увидеть этот антивоенный манифест в России будет сложно, не говоря уже о показе в кинотеатрах.
▪ Максимально реалистичные сцены. Местами фильм очень мучительно смотреть. Очень тяжелый, я эмоционально раздавлен…
▪ Видимо, неслучайно у романа Ремарка такая судьба – напоминать миру о том, что приносят нам войны, и попытаться остановить безумие тех, кто этого не понимает. Актуальность фильма превышает всё остальное.
▪ Финал фильма, его последняя сцена, длящаяся 45 секунд, – высшая точка трагедии. В момент, когда пушки наконец стихнут, мы увидим то, что остаётся после войны. И это не победа.
P.S.
Многие на это скажут: какая эпоха – такие и фильмы. А ведь уже не так страшно то, что было 100 лет тому назад, страшно то, что сегодня этот фильм невероятно актуален. Страшно, что наша никчёмная многотысячелетняя цивилизация, не смогла предотвратить войну вчера, а сегодня никак не может остановить потоки крови, которые буквально реками заливают нашу землю.
К слову, сегодня актуальны не только фильмы и литературные произведения о войне, но и картины художников прошлых эпох. Как доказательство – масштабное полотно передвижника Константина Савицкого «На войну». Эта картина также имеет и другие варианты названий: «Отправка новобранцев на войну» и «Проводы на войну», громко говорящие сами за себя.