Внушительный список некоторых из 20 000 художественных произведений, отнятых фашистами во время Второй мировой войны у еврейских семей, появился вчера, 18 октября, в Сети. Цель инициативы — помочь картинам и иным культурным ценностям обрести своих настоящих хозяев.
Стартовавший в 2005 году проект — совместное начинание Комиссии по еврейским материальным искам к Германии (Claims Conference), которая осуществляет перевод компенсационных выплат от правительства ФРГ пережившим холокост, и Мемориального музея Холокоста (США).
«Десятилетия спустя после самого массового грабежа в истории потомки обворованных смогут определить нынешнее местонахождение своих семейных реликвий», — сказал Джулиус Берман, председатель совета директоров Claims Conference.
Вновь открытый веб-сайт «Культурные трофеи штаба рейхсляйтера Розенберга» содержит архивы 1940–1944 годов нацистского ведомства, которое конфисковало и вывозило объекты искусства с оккупированных территорий. Оригиналы досье, по словам историка Марка Мазуровского, хранятся в Министерстве иностранных дел Франции, Национальном архиве США и Германских федеральных архивах. Большинство из перечисленных ценностей принадлежало французским и бельгийским семьям; во время оккупации Франции они содержались в парижском музее Jeu de Paume.
«Музеи, арт-дилеры, аукционные дома просто обязаны проверить свои запасники, чтобы определить, владеют ли они ценностями, отнятыми у жертв холокоста», — считает Джулиус Берман. Списки, опубликованные веб-сайтом, содержат названия работ и их описание, главным образом на немецком, реже — на французском; во многих случаях здесь же указаны имена собственников. Настоящих, тех, кого ограбили фашисты.
«База данных собирает в одно целое множество разрозненных источников и записей, — говорит Уэсли Фишер из Claims Conference. — Корпус впервые содержит фотографии, подробности, а главное — позволяет искать информацию. Мы впервые имеем документ, в котором перечислено не только награбленное, но и те, у кого это отняли».
Увы, представленная база данных содержит сведения лишь о некоторых из 260 коллекций и 269 владельцах. «Описи, разумеется, не отражают реального положения дел, — уточняет историк Мазуровский. — Куда делись сотни других объектов? где эти архивы? что французское правительство делало после 1945-го?..»
Генерал Дуайт Эйзенхауэр и арт-трофеи.