Авиаконструктор ушел из жизни ровно 40 лет назад, так и не увидев перед смертью родной Киев
— Киевский авиатор Игорь Сикорский возглавил конструкторское бюро по созданию самолетов еще совсем молодым человеком — в 23 года, — рассказывает научный сотрудник Государственного политехнического музея Украины при Национальном техническом университете «КПИ» Сергей Грачев. — Стать во главе КБ ему предложил один из богатейших людей Российской империи Михаил Шидловский, занимавший должность председателя правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод». Это произошло весной 1912 года. Тогда Игорь, студент Киевского политехнического института, привез на Московскую воздухоплавательную выставку самолет, который сам разработал и построил — С-6 (назван по фамилии создателя). Эта трехместная машина выиграла проводившиеся в рамках выставки соревнования летательных аппаратов и была награждена золотой медалью. А за год до этого в Киеве Игорь установил на ней мировой рекорд скорости. Кстати, он сам испытывал свои крылатые машины. Шидловский пригласил молодое дарование на ужин. Игорь рассказал финансисту о своей задумке создать первый в мире многомоторный самолет, на котором можно было бы перевозить пассажиров. Нужно сказать, что годом раньше по инициативе Шидловского возглавляемое им акционерное общество организовало в Петербурге самолетостроительное предприятие. Выслушав юношу, финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. Парень с радостью согласился, оставил институт. Так и не получив диплом, он переехал в столицу империи, где с головой ушел в разработку самолета-гиганта «Русский витязь». Уже через год показал эту машину. Посмотреть ее приехал император Николай II. В благодарность за невиданный доселе самолет он подарил Сикорскому золотые часы, украшенные бриллиантами.
«Свои первые вертолеты Игорь испытывал во дворе собственного дома»
— Где Игорь Сикорский находил средства для постройки самолетов, когда был студентом?
— Эти немалые расходы нес его отец, один из крупнейших психиатров своего времени, профессор Киевского университета имени святого Владимира Иван Александрович, — рассказывает Сергей Грачев. — Авиацией Игорь заболел еще в детстве. Ему тогда подарили книгу о гениальном ученом средневековья Леонардо да Винчи, в которой рассказывалось об идее летательного аппарата с вращающимся крылом. Мальчик пытался воплотить ее — мастерил модели вертолетов. Будучи подростком, захотел пойти по стопам старшего брата: поступить в Морской кадетский корпус в Петербурге. Родители отдали его туда на учебу. Но вскоре Игорь понял, что флот — не его призвание. Решил стать инженером и авиатором. Выбрал Техническую школу Дювиньо де Лано в Париже. Отец ответил на это: «Пожалуйста», выделил необходимую сумму, затем оплачивал моторы и другие агрегаты, которые сыну требовались для постройки его первых самолетов и вертолетов. Игорь создавал их, когда уже стал студентом Киевского политехнического института. Наш город был тогда одним из крупнейших центров воздухоплавания. В те годы в Киеве энтузиасты создали более двадцати оригинальных летательных аппаратов. В политехническом институте организовалась группа авиаконструкторов. Первый свой самолет Игорь сделал вместе с однокурсниками — студентами Федором Былинкиным и Василием Иорданом. Названия машин составили из заглавных букв своих фамилий БИС-1 и БИС-2. Строили крылатые машины в мастерских при КПИ. Оттуда в разобранном виде их везли на лошадях на аэродром. Один находился на Куреневке, другой — на том месте, где сейчас расположена Национальная киностудия имени Александра Довженко. Правда, БИС-1 так и не смог взлететь, а вот на второй модификации этой машины Игорь Сикорский впервые в жизни поднялся в воздух. До этого Игорь построил в сарае, находившемся возле его дома по улице Ярославов вал, 15б, два вертолета. Испытывал их здесь же, во дворе. Опыт оказался неудачным. После этого Игорь полностью переключился на самолеты. К конструированию винтокрылых машин вернулся только в 1930-е, когда жил в Америке. Там ему удалось создать первый в мире одновинтовой вертолет.
*Снимок сделан в начале 1940-х во время испытаний вертолета VS-300
— Что он успел сделать на родине до того, как эмигрировал в США?
— До Сикорского все самолеты оснащались одним мотором. Наш земляк придумал разместить сразу четыре двигателя — на крыльях. Первой такой машиной был уже упоминавшийся «Русский витязь». Но с ним случилась неприятность. Когда он стоял на земле, от пролетавшего мимо самолета… отвалился мотор. Летчик выжил, а вот новаторская машина Сикорского сильно пострадала — оторвавшийся агрегат упал прямо на нее. Авиаконструктор решил не восстанавливать «Русский витязь» и занялся созданием следующего самолета-гиганта — пассажирского «Ильи Муромца», ставшего всемирно знаменитым. На нем экипаж Сикорского совершил беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Это было в середине июня 1914 года. В это время ночи короткие, летать во тьме тогда еще только учились. Погода сильно испортилась, самолет попал в зону дождей и гроз. Экипажу пришлось подняться выше облаков. Земли видно не было, ориентировались только по компасу. Неудивительно, что, когда самолет спустился ниже туч, Сикорский увидел, что они пролетели мимо Киева. Пришлось возвращаться. Расстояние почти в две тысячи километров преодолели за 13 часов и 40 минут. По дороге совершили лишь две посадки — одну для дозаправки, вторую из-за неисправности.
*За создание легендарного самолета-гиганта «Илья Муромец» Игорь Сикорский в 25 лет получил одну из высших наград Российской империи — орден Святого Владимира IV степени
Важно отметить, что «Илья Муромец» стал прообразом всех современных пассажирских и транспортных самолетов, а также бомбардировщиков. Рекордный перелет вдохновил руководство одного из министерств инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Но воплотить эту идею тогда было не суждено — через месяц разразилась Первая мировая война. Самолеты-гиганты решили использовать в качестве бомбардировщиков. К тому времени уже развернулось их серийное производство (всего построили 85 «Муромцев». — Авт.). Равных им не было ни в одной другой армии. Они отличались исключительной надежностью. Скажем, были случаи, когда загорался один из двигателей. Самолет в таких ситуациях не сажали. Механик пробирался по крылу к аварийному мотору и гасил огонь.
Сикорский создал еще несколько боевых самолетов, его имя знала вся Российская империя. Но после большевистского переворота этот человек был на волосок от смерти — чекисты внесли его в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора, что его придут арестовывать. Он также сообщил: жену и дочь тронуть не должны. Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. Оттуда уехал во Францию. В Париже правительство предложило ему наладить производство «Ильи Муромца». Но через несколько месяцев Германия капитулировала, и французам уже не был нужен бомбардировщик. Оставшись не у дел, Сикорский отправился искать счастья в Америку.
«Студенты политехнического института перед экзаменами приходят к памятнику Сикорскому, чтобы прикоснуться к его счастливой шляпе»
— Семья Сикорского осталась в советской России?
— Да. Через некоторое время он предлагал жене приехать к нему в США, но та отказалась. А дочь, когда подросла, приняла приглашение отца и покинула родину. Сикорский женился второй раз на эмигрантке, дочери русского офицера-пограничника Елизавете Семион. У них родилось пятеро детей. Сын Сергей продолжил дело отца.
— Как Игорю Сикорскому удалось начать свое дело в Америке?
— Денег у него не было. Пришлось устроиться преподавателем математики в школу для эмигрантов из России. Он жил идеей создавать самолеты. Собрал вокруг себя инженеров — своих соотечественников, зарегистрировал авиационную фирму, назвав ее собственным именем. В распоряжении энтузиастов был сарай, в котором они, располагая скудными средствами, начали собирать летательный аппарат. Раздобыть деньги удалось совершенно неожиданным образом. Помогло увлечение Сикорского музыкой. Чуть ли не за последние доллары он купил билет на концерт гениального композитора и пианиста Сергея Рахманинова. В конце вечера пошел за кулисы поблагодарить маэстро за великолепную музыку. Тот, конечно, слышал о Сикорском, предложил ему вместе выпить чаю. Авиаконструктор рассказал о своих затруднениях. Рахманинов в ответ достал из кармана весь гонорар — пять тысяч долларов — и отдал их собеседнику, чтобы тот поднял свою фирму. Тогда, в начале 1920-х, это была очень крупная сумма. Позже Сикорский вернул ее Рахманинову с процентами.
Еще в России авиатор занимался самолетами-амфибиями, которым аэродромы не нужны, поскольку они взлетают с водной поверхности. В США потребность в таких машинах была велика, ведь страна окружена океанами. Десятиместная амфибия S-38, которую Сикорский создал с единомышленниками, стала неимоверно популярной. Со следующей его амфибией, сорокаместной S-42, связана примечательная история: впервые увидев не на чертежах, а «живьем» комфортабельный салон этого пассажирского самолета, Сикорский очень удивился. Еще в одиннадцать лет ему приснился именно такой салон! Интересно, что одна из закупленных в Америке амфибий Сикорского попала в знаменитую кинокомедию сталинских времен «Волга, Волга».
Авиаконструктор по-прежнему сам испытывал свои машины. За штурвал садился в рубашке с галстуком и в шляпе, которую называл женским именем Федора. Когда он поднимал в небо свои первые вертолеты, порой случались аварии. Однако Сикорскому везло — он оставался цел и невредим. Даже шляпа ни разу не пострадала. Так что за ней закрепилась слава вещи, которая приносит удачу. Сейчас в рабочем кабинете Сикорского, превращенном в музей, эта шляпа хранится под прозрачным колпаком. Пилоты, которые впервые собираются сесть за штурвал машин фирмы, приходят в музей, чтобы прикоснуться к шляпе — на счастье.
— Кстати, на территории Национального технического университета «Киевский политехнический институт» сейчас стоит памятник Сикорскому, где он со шляпой в руках, — добавляет заведующий отделом Государственного политехнического музея Александр Болтенко. — Так у студентов появилась традиция: перед экзаменами приходить к памятнику, чтобы прикоснуться к шляпе авиаконструктора.
— Над воплощением идеи вертолета с одним винтом Сикорский бился около десяти лет, — продолжает Сергей Грачев. — Многие конструкторы считали, что это тупиковый путь. Впервые вертолеты Сикорского американцы стали применять в 1944 году при проведении спасательных операций на море — эвакуировали терпящих бедствия моряков. Когда в начале1950-х армия США вмешалась в войну в Корее, эти машины стали использовать массово. С помощью вертолетов спасли жизни многих тысяч раненых, потому что оперативно доставляли их в госпитали.
— После эмиграции Сикорский приезжал на родину?
— Ни разу. А вот два его вертолета президент США Эйзенхауэр подарил лидеру Советского Союза Никите Хрущеву. В 1959 году Никита Сергеевич гостил в Америке, и Эйзенхауэр предложил ему прокатиться на президентском вертолете. Хрущева очень заинтересовала эта техническая новинка. Тогда хозяин Белого дома и пообещал прислать парочку. Когда они были доставлены в СССР, в Москве решили, что негоже советскому лидеру пользоваться американскими машинами. Их отправили в соответствующие конструкторские бюро. И вскоре появился отличный советский вертолет Ми-4, на котором Хрущев летал из аэропорта Внуково прямо на территорию Кремля. Ми-4 очень похож на вертолет Сикорского…
— Дом, в котором родился и вырос Игорь Сикорский, сохранился, но в нем сегодня никто не живет, окна выбиты, — говорит однофамилец легендарного авиаконструктора,представитель созданного в Канаде «Проекта Игоря Сикорского» Николай Сикорский. — В связи с этим расскажу о приезде сыновей Сикорского Сергея и Игоря в СССР в 1989 году. Я тогда работал в Обществе по культурным связям с украинцами за границей. Как передал в горисполком, кто к нам едет, дом в экстренном порядке отремонтировали, прикрепили памятную доску. Теперь же это здание в таком состоянии, что может рухнуть в любой момент.