Королева, конечно, намеревалась скорее успокоить, чем огорчить свою дочь, и кронпринцесса позже писала, что слепки действительно утешают меня! – Она также находила утешение в том, что помогала матери с идеями мемориальных планов. Королева Виктория написала ей 18 декабря 1861 года: “Я очень надеюсь, что вы приедете через две-три недели; тогда это будет такое благословение. Мне понадобится ваш вкус, чтобы помочь мне в выполнении работ в память о Нем, которые я хочу, чтобы Его помощь была достойна Его! Ты же знаешь Его вкус. Вы унаследовали его”. Кронпринцесса консультировала свою мать по поводу дизайна Королевского мавзолея, Мемориальной часовни Альберта, а также статуй и бюстов, которые сыграли столь заметную роль в увековечении памяти королевы Виктории о ее муже.
Проигнорировав просьбу принца-консорта о том, чтобы, если он умрет раньше нее, она не “воздвигла ни одного мраморного изображения” его имени, королева сразу же после его смерти заказала две статуи в натуральную величину, группу и несколько бюстов и статуэток своего любимого мужа для своих резиденций, а также в качестве подарков для членов своей семьи и верных слуг. Кроме того, фотографии и несколько мемориальных картин, заказанных королевой Викторией, показывают ее одну или с детьми, сгруппированными вокруг посмертных бюстов принца-консорта.
Уильям Тид, скульптор, которого уважал принц Альберт, был выбран для выполнения большей части этой мемориальной скульптуры. Королева удалилась в Осборн 19 декабря 1861 года, и именно здесь, в течение двух недель после смерти принца-консорта, Тид начал работу над первым посмертным бюстом. 27 января 1862 года она сказала кронпринцессе, что это ” сама жизнь’. Завершенный мраморный бюст, изображающий принца-консорта с обнаженными плечами, был помещен между двумя кроватями в Голубой комнате Виндзорского замка, где он умер, и который королева хотела “посвятить… ему не как Стербе – Циммеру, а как живому прекрасному памятнику”. Внешний вид комнаты был запечатлен на фотографиях, и в первую годовщину смерти принца бюст Теда был перенесен и помещен на одну из кроватей, где, окруженный цветами, он стал центром трех поминальных служб, которые были проведены там в тот день.
Второй бюст Тида, также законченный в 1862 году, изображает принца Альберта с драпировкой через левое плечо, удерживаемой пряжкой, несущей портрет молодой королевы Виктории. Пьедестал для этого, украшенный головами херувимов и цветами, был спроектирован принцессой Алисой, и потребовалось двенадцать месяцев, чтобы закончить его “из-за мельчайших деталей исполнения”. В феврале 1864 года он был помещен в вестибюле Осборна на “мемориальный алтарь” из цветного мрамора с бронзовыми венками ормолу.
Оба бюста, увитые венками, изображены на фотографиях, сделанных в 1862 году, – королева с сыновьями и дочерьми или дети в одиночестве. Задрапированный бюст также можно увидеть на заднем плане портрета вдовы королевы Виктории Альберта Грэфи, заказанного в 1863 году и завершенного в следующем году, и на незаконченной мемориальной картине, изображающей ее с несколькими детьми, для исполнения которой шотландский художник Джозеф Ноэль Патон был вызван в Виндзор в феврале 1863 года.
Уильям Тид также выполнил статуи принца Альберта для королевы, первая из которых предназначалась для замка Балморал, и соответственно изображает его в шотландской одежде, с дирхаундом рядом. Поза этой фигуры, по-видимому, заимствована из портрета принца-консорта Джона Филиппа, заказанного в 1858 году Абердинским городским советом, набросок которого маслом висит в замке Балморал. Королева, вероятно, попросила Тида смоделировать его фигуру на этом портрете, потому что, как она сказала кронпринцессе, Филипп был “нашим величайшим художником”, и “дорогой папа так восхищался им”.
Во время пребывания в Осборне королева Виктория записала в своем дневнике 1 января 1862 года, что она “пошла посмотреть эскиз статуи моего любимого Альберта в шотландском платье, которое обещает быть хорошим”. В мае 1862 года Тид отправился в Балморал, чтобы обсудить места для фигуры, а в августе следующего года полноразмерная гипсовая модель была отправлена в замок для испытания в различных положениях. В конце концов было выбрано место у подножия лестницы, и когда после двух часов напряженной работы гипс был наконец установлен, королева Виктория заметила, что он “выглядит очень красиво и так похож на жизнь”.
26 августа (в день рождения принца Альберта) королевские дети “возложили венки из вереска на любимую и прекрасную статую”. Актерский состав оставался в Балморале до возвращения королевы в Лондон, когда его отправили в мастерскую Тида для исполнения в мраморе. Завершенная статуя – “чудесное подобие” – была открыта в Балморале на церемонии, на которой присутствовали королева, члены королевской семьи и домочадцы 17 октября 1863 года. Надпись на пьедестале – “Его жизнь возникла из глубокого внутреннего сочувствия Божьей Воле, а следовательно, и всему истинному, прекрасному и правильному” – была фразой, использованной Норманом Маклеодом в письме королеве от 28 декабря 1861 года, которое она переписала в свой альбом Inconsolativum .








