Для объяснения этого парадокса — «молчания космоса» (названного по имени выдающегося итальянского физика Ферми) можно было бы предложить три основных варианта:
• Мы одни во Вселенной.
• Мы не знаем, что наблюдать, а наблюдая, не понимаем.
• Мы сами результат какого-то эксперимента сверхразума, для чистоты опыта отделенные в какую-то космическую резервацию, виварий или даже зоопарк.
С начала 1990-х годов в научных изданиях появилось много «раскованных» и «рискованных» тем. Среди этого потока публикаций, прорвавших плотину научной цензуры, выделяется тема научного обоснования Бога.
К примеру, известный астроном В. М. Липунов в статье «Научно открываемый Бог» анализировал так называемый парадокс Циолковского, развивающий парадокс Ферми. Согласно ему, бесконечное развитие природы приведет к полной победе разума и превратит Мироздание в «разумную Вселенную».
Пульсар В1509-58: Рука бога, держащая колосья
Таким путем ученые приходят к существованию могучего Сверхразума, а как следствие — к открытию научно обоснованного Бога. Основной аргумент таков: раз все вокруг подходит для жизни человека — значит, и Вселенная создана Богом для него.
Сторонников «научного Бога» во многом поддерживают охотники за НЛО. Разочаровавшись в попытках найти реальные летающие тарелочки с зелеными человечками, они все чаще обращаются к поиску чудес вселенского сверхразума. При этом многие уфологи то и дело ухитряются разглядеть что-то чудесное и в обычных астрономических объектах.
К примеру, современная наука никак не может удовлетворительно объяснить колоссальные звездные мосты из газа и пыли, соединяющие соседние галактики. И тут же появляются гипотезы о могущественных сверхцивилизациях, построивших эти соединительные перемычки-мосты. В принципе, подобный искусственный галактический феномен вполне возможен, нужен только поистине колоссальный океан энергии и какая-то трудновообразимая космическая техника.
Для чего же высокоразвитые космические цивилизации соединяют галактики звездными перемычками?
Нам, конечно, не понять, зачем высокоорганизованным разумным существам, меняющим облик целых галактик, светящиеся межгалактические перемычки, Но можно предположить, что это некие мосты связи для энергии, материи и информации для завоевания Метагалактики…
Тут самое время задуматься над вопросом: а что же надо понимать под космическим чудом? Что-то очень необычное и труднообъяснимое на основе естественных законов природы? Однако же многие загадочные явления во Вселенной сначала казались космическими чудесами, но шло время, и астрономы превращали их в обычные вещи. Впрочем, для того, чтобы объявить о следах «космического Бога», нужна и немалая смелость.
БОГ КАК КОСМИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ
Ну а что могли бы противопоставить гипотезе «научного Бога» противники космического сверхразума?
Британский биолог Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия» остроумно развенчивает поиски «научного Бога». Вообще его книги вызывают чувство изумления перед красотой мертвой природы, породившей чудо жизни и разума.
Самое высшее в мире — это сознательность, разум, жизнь… Совершенство космоса — результат разума, сознания и высокой деятельности… Разум — величайшая сила космоса… Что же могущественнее разума! Если же он сильнее всего, то он все победит. Ему власть, сила и господство над всем космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы… Человек и разумные силы составляют одно целое с природой, и нельзя отрицать возможность участия разумных сил и в явлениях природы. Мы только не знаем, насколько оно велико и распространено… К. Э. Циолковский. Грезы о Земле и небе
Не менее впечатляющая картина взрывающихся миров и островных вселенных, развенчивающая гипотезу «научного Бога», предстает в феерических произведениях Карла Сагана «Космос» и «Драконы Эдома».
«Космический сверхразум» резко критикует и Нобелевский лауреат Стивен Вайнберг, считающий, что слово «бог» следует употреблять лишь исключительно в бытовом значении для описания мифического сверхъестественного создания. Иначе возникнет большая путаница, ведущая к глубоким заблуждениям.
Многие выдающиеся мыслители нашего времени, которые кажутся религиозными, вовсе таковыми не являются. Так, например, президент Королевского общества Мартин Риз объясняет, что ходит в церковь лишь как «неверующий англиканец… верный своему народу».
Ну и, конечно, в поиски «научного Бога» большую путаницу вносят поклонники так называемой эйнштейновской религии, в основе которой лежит бесконечное удивление и преклонение перед неописуемой красотой, сложностью и противоречивостью Природы. А между тем гениальный физик использовал слово «бог», как и другие ученые-
атеисты, лишь в переносном значении.
ЛЮДИ КАК БОГИ
В середине 1960-х годов прошлого века писатель-фантаст и популяризатор науки Сергей Снегов приступил к созданию трилогии «Люди как боги». Много интересного можно найти в этой замечательной эпопее из мира далекого будущего, однако главная «физическая» идея об изменении не только окружающей материи, но и управляющих ею законов долго оставалась незамеченной.
В этот же период великий Лем выпустил очень необычную статью «Новая космогония», в которой представил Метагалактику разделенной на анклавы сверхцивилизаций. Эти внеземные разумы обладают невыразимой мощью, буквально подстраивая под себя окружающий космос.
Так появились первые идеи о физической основе деятельности сверхъестественного разума, управляющего Космосом. «Научный Бог» как явление абстрактное был почти развенчан: его функции заполучили некие разумные существа. Последний шаг в этом развенчании удалось сделать группе советских исследователей. Они поставили перед собой грандиозную задачу — создать кибернетические основы управления фундаментальными законами природы. Проще говоря, речь шла о математических моделях «сверхъестественной деятельности» высшего разума, которые просто свели бы на нет гипотезу «научного Бога».
Профессор Л. М. Пустыльников и его коллеги А. Г. Бутковский и О. И. Золотое решили объединить в своих моделях, описывающих «технику Бога», математику, теоретическую и математическую физику, техническую кибернетику, а также теорию управления.
Отсюда и родилась удивительная концепция, получившая название «Управленческая или кибернетическая парадигма мира». В ней утверждается, что все окружающие нас явления основаны на схеме управления с обратной связью, содержащей некие регуляторы, естественно присутствующие в природе и обществе.
В те времена подобные теории вызывали волны критики, а сегодня они полностью укладываются в поразительную модель мультиверса. В этой схеме многомирового Мироздания нас окружают бесконечно разнообразные вселенные. Среди них теоретически можно найти все что угодно: от полностью мертвых миров до волшебных земель, населенных сказочными существами.
Вот так от научных спекуляций по поводу божественного «Великого молчания Вселенной» и «научно открываемого Бога» ученые перешли к захватывающей перспективе «научного управления Богом» (имея в виду Природу). И очень вовремя. Ведь уже сейчас человечество задумывается о выживании в грядущих космических катастрофах планетарного и даже вселенского масштаба.
НАШИ
«БОЖЕСТВЕННЫЕ» ТАЙНЫ
Нельзя закончить рассказ о «божественных» тайнах «управления» Вселенной, не упомянув окружающие нас загадочные феномены.
Во-первых, само наше светило — столь необычная звезда, что астрономы до сих пор не нашли среди тысяч желтых карликов его полного аналога.
Во-вторых, и сама Солнечная система расположена в очень умеренном поясе звезд нашей Галактики — Млечном Пути.
Ну а в-третьих, Земля с Луной являются уникальной планетарной системой, породившей в редко встречающихся условиях жизнь и разум. Да и само строение Солнечной системы, подчиняющееся арифметическому правилу Тициуса — Боде, выглядит довольно искусственным…
Все перечисленные обстоятельства часто приводят к выводу, что в формировании нашего космического дома никак не обошлось без вмешательства внеземного разума поистине божественной силы. Некоторые креационисты прямо заверяют, что на каждом шагу Мироздания мы встречаем отпечатки «божественной длани», построившей чудо разумной жизни. Так ли это на самом деле?
В долгом перечне несостоявшихся космических чудес можно найти и искусственные спутники Марса — Деймос и Фобос, и саму марсианскую цивилизацию с каналами, пирамидами и сфинксами. Встретятся тут и версии о Луне как гигантском космическом ковчеге, оставленном в наследство землянам после детонации миллионов ядерных зарядов на планете Фаэтон, которая оставила после себя пояс астероидов между Юпитером и Марсом.
Последовательное развенчивание космических чудес действительно приводит к грустным . выводам: либо мы одиноки, либо наша планета — лишь пылинка под «микроскопом» сверхразума, раздумывающем о ее препарировании…
Ну а если все же «космические боги» существуют, то их проявление очень может напоминать сюжет «Пикника на обочине» братьев Стругацких. Ведь масштабы нашего разума и их сверхразума окажутся просто несоизмеримы….