Варяги и Ладожско-Новгородская Русь

В IX веке нашей эры на землях Восточной Руси выделялись два основных государственно-экономических центра – Южный, с Киевом, и Северный, с Ладогой и, позднее, Новгородом.

Северного центра не коснулась экспансия Хазарии, он процветал и вполне мог выйти из «ядра» Восточной Руси и перейти в систему политико-экономических связей Европы. У Новгородской Руси (условное название, данное, чтобы выделить огромные северо-восточные территории, подконтрольные ильменским словенам) были отличные связи не только с балтийскими и финно-угорскими племенами, но с Западной Русью – союзами племён западных славянорусов-вендов. С ними торговали, заключали династические союзы. Так, старейшина Гостосмысл отдал дочь в жены князю союза бодричей Годлаву (Годолюба), их сын – это знаменитый Рюрик (Сокол), с которого началось правление династии Рюриковичей.

На территории славянской Центральной Европы (современная Германия) у новгородских купцов были свои подворья, в города венедов-вендов шли товары из Хазарии, Византии, арабских земель. Новгородцы держали постоянную связь с Волином, Арконой, Демином, Коданьском и другими градами западных славянорусов.

Именно с территории западных славянорусов новгородцы вместе с кривичами, чудью, весью призвали и «варягов-русь». По некоторым летописям, поводом к такому шагу послужил захват новгородских земель «викингами», они были вскоре изгнаны, но начались внутренние раздоры.

Нужно отметить, что править в славянских государствах мог только князь, хотя его власть была ограничена советами знати и вечевыми собраниями народа. Но его место мог занять человек только из княжеского рода. Место князя не мог занять человек из простолюдинов или даже бояр. Такой порядок дольше всех просуществовал в Польше – магнаты могли быть богаче короля, у них могло быть больше воинов, но трон занять они не могли. На сейме рассматривались кандидаты только из княжеских, королевских родов, можно даже и не славянских – из Франции, Литвы, Венгрии и так далее.

Новгородские летописи называют другую, видимо, менее отредактированную, чем «Повесть Временных лет», причину призвания Рюрика. По новгородским источникам, род князя Гостосмысла, который шёл от легендарного князя Славена, брата Скифа, пресёкся. Четверо его сыновей умерли или погибли, три дочери отданы замуж, а сам он был уже глубоким старцем, наследника дать не мог.

Перед смертью Гостосмысл рассказал о вещем сне, в котором «из чрева дочери его Умилы» выросло чудное древо, от плодов которого насытились все люди Новгородской земли. Волхвы истолковали сон так: «От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его». Гостосмысл призвал старейшин союзных славянских и финно-угорских родов и уговорил их позвать на место князя Рюрика сына дочери его Умилы. Ипатьевский список летописи сообщает и ещё одну интересную деталь, упущенную в «Повести временных лет»: в числе союзов племен, которые образовывали Новгородскую Русь, перечислены не только словене, кривичи, чудь и весь, но и русь. Это или переселившаяся на север часть русов из погибшего государства Русколань (располагалось в Причерноморье), или русы из Центральной Европы. Иоакимовская летопись причисляет к северному союзу и союз племён дреговичей.

Н. М. Карамзин исказил цели посольства, направленного к Рюрику. Он их перевёл: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет – идите княжить и владеть нами». Но в летописях нет слова «порядок», есть слово «наряд», или «нарядник» — «наряда в ней нет», «нарядника в ней нет». Говорится о системе управления или о правителе (князе), а не о «порядке».

Представителей южных княжеских родов не позвали, видимо, ещё по одной важной причине – они были данниками Хазарии, лишились воли. Рюрик к тому же был внуком Гостосмысла, законным наследником.

Ещё один важный фактор – родовая близость вендов, западных славянорусов к новгородским словенам. Это подтверждает и вывод, сделанный в 1974 году антропологом Т. Алексеевой, – новгородцы и бодричи антропологически сходны. Еще раньше, в 1841 году, лингвист Бурмайст сделал вывод, что язык ободритов (бодричей) ближе к языку ильменских словен, чем к языку поляков. Археология также подтверждает эти выводы, новгородская керамика ближе всего к мекленбургской (Старград ободритов). Поэтому, попав в затруднительную ситуацию, прервался княжеский род, словене и обратились к самым близким родичам.

Ещё один фактор, почему призвали Рюрика-Сокола, это его громкая слава на Севере Европы. Рюрик был одним из самых прославленных вождей варягов. Он захватывал и грабил города во Франции, участвовал в первой осаде Парижа норманнами. В 850 году атаковал с флотом из 350 кораблей Англию. Он был кровным врагом данов-датчан, датский король Готфрид в 808 году атаковал его родовое имение град Рерик-Рарог и убил отца, Годолюба

Правление Рюрика-Сокола

Рюрик принял приглашение и стал князем Ладожско-Новгородской Руси. Он разместился первоначально в Ладоге, что было вполне разумным шагом, именно здесь начинался так называемый «путь из варягов греки» и путь, связывавший Северную Европу с южными странами через Волгу. По летописям, часть дружины Рюрика (братья Трувор и Синеус, в европейских источниках о них не упоминается) была расположена в Белоозере (начало пути на Волгу) и в Изборске (контроль над Чудским озером и рекой Великая, также путь на запад, в современную Эстонию). Старый воин знал толк в стратегии.

Сокол не терял времени даром и практически сразу начал войну с хазарской экспансией. Уже в 864 году (прибыл в 862 году) в его владениях были Ростов и Муром. Эти территории, Ока и Верхняя Волга, были в сфере интересов Хазарии, а союзы племён мурома (Муром) и меря (Ростов) платили дань Хазарскому каганату. Следы варяжских поселений, относящиеся к эпохе Рюрика, обнаружены археологами на Волге, под Ярославлем. Эту информацию подтверждает еврейский источник, «Кембриджский аноним» перечисляет врагов Хазарии во второй половине IX века, с кем хазары воевали, среди них – Алания, Дербент, Зибух (черкесы), венгры и Ладога.

Затем в летописях говорится о восстании Вадима Храброго против власти Рюрика. Что его вызвало? Причин несколько: русы-бодричи, составлявшие основу дружины Рюрика, хоть и были близки словенам, но всё равно имели и значительные отличия: в наречии, верованиях, поведении. К тому же, в дружине были, в основном, изгнанники, люди, давно утратившие «корни», профессиональные воины, убивавшие за «злато». Был там и значительный процент ариев из других родов – норманны (женой Рюрика была Ефанда их норвежского королевского дома) и другие. То есть, словен могли возмутить пиратские повадки дружинников Рюрика.

Другой причиной может быть некоторое нарушении вечевых порядков словенского союза, в Западной Руси вече уже давно отошло на второй план, князь обладал единовластием, это во многом связано с жесточайшими войнами, которые вели славянорусские племена на западе. Новые порядки не пришлись по вкусу старому боярству, которое оттеснили на второй план соратники Рюрика. Железная дисциплина, царившая в дружине Рюрика, также не пришлась по нраву вольнолюбивым новгородцам.

Есть причины и мировоззренческого характера. Восточная Русь сохранила многое из единой Ведической традиции, в частности, восточные славяне не приносили человеческих жертв богам. Верования вендов-венедов более деградировали, местами впав в идолопоклонство и кровавые жертвоприношения (хотя и приносили в жертву не своих, а пленников). Этому опять способствовали жестокие войны, которые шли между союзами племен и с «крестоносцами».

Поэтому против Рюрика могла выступить местная знать, поддержанная жрецами и частью простых людей. Ещё одну причину можно добавить путём логических размышлений: вряд ли хазарская элита была довольна, что на Севере у неё появился сильный враг. Хазарские купцы имели доступ во все грады Руси и поэтому могли «подогреть» недовольство и златом.

Рюрик восстание подавил, Вадим был убит, ещё более ужесточилась система контроля. В грады были посажены бояре-наместники.

В правление Рюрика вторжений варягов-викингов в Новгородско-Ладожскую Русь зафиксировано не было. Хазария на полномасштабную войну с ним не шла, хазары прекрасно знали ударную мощь варяжских дружин и предпочли потерять ряд данников. Рюрик укрепился на Севере, создал основу для дальнейшего наступления. Его Дело с успехом продолжил Вещий Олег. То, что Рюрик его назначил на место опекуна своего сына Игоря, говорит о его умении выбирать нужных людей. Олег и Дело с успехом продолжил и сына сберёг.

Источники:
Велесова книга. Под ред. Г. Максименко, М., 2008.
Полное собрание Русских летописей.
Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995.
Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2000.

Самсонов Александр

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий