Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский “Боинг”. ФОТО

“Понятно – гражданский самолет. Звоню генералу:” Товарищ командующий, если мы сейчас не примем меры, он пойдет, ну и тогда нам всем кердык “-” Решение одобряю! “

20 апреля 1978 в районе Кольского полуострова границу СССР пересек пассажирский лайнер “Боинг-707” южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Самолет выполнял рейс № 902 “Париж-Сеул” с дозаправкой в ​​Анкоридже (Аляска).

“Боинг” благополучно пролетел над Британией, Атлантикой и уже достиг Гренландии, когда в нем сломалось навигационное оборудование: по одним данным, напивгирокомпас, по другим – ошибки в вычислениях допустили сами пилоты.

Как потом официально объясняла сама авиакомпания, команда при подсчетах использовала неверные значения магнитного склонения (дело происходило как раз над северным магнитным полюсом).

В результате этих ошибок гигантский лайнер с 109 пассажирами на борту начал осуществлять разворот направо. Заложив огромную плавную дугу, он в конце концов улетел фактически обратно на юг – через Шпицберген в направлении финско-советской границы.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Карта полета из “Википедии”

“Боинг” был обнаружен радарами системы ПВО СССР в 400 км к советским вод: “курсом на Мурманск идет самолет с большой радиолокационной отметкой без позывного” я – свой “. Сначала офицеры противовоздушных сил подумали, что это возвращается с задания самолет морской авиации, экипаж которого забыл сменить код опознавательных системы.

Пока звонили туда-сюда по вертикалям уполномоченных лиц (там говорили, что это Ан-12 возвращается с Баренцева моря, то морской разведчик Ту-95), самолет вошел в воздушное пространство СССР. “Сюрприз ждал меня, когда я стал слушать эфир, – вспоминал летчик 265-го истребительного авиационного полка Сергей Слободчиков. – Такой шум стоял! Я слышал и Мурманск, и Петрозаводск. Все кричат, все что-то командуют … “

Когда “Боинг” уже был над территорией Кольского полуострова, на его перехват был направлен истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова.

Далее показания сторон разнятся.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Это и другие фото: heninen.net

Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолета с правой стороны (а не слева, как того требуют правила Международной Организации гражданской авиации – ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и включил навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки.

Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми (Финляндия).

Согласно официальному утверждению советской стороны, лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку на ближайшем аэродроме. Босов сначала доложил, что видит на “боинга” кленовый лист, что вызвало ажиотаж на земле – канадский (т.е. НАТОвский), возможно, военный самолет над территорией СССР!

Но через несколько минут советский истребитель уточнил увиденное. “Босов заходит ему в хвост, подходит ближе и говорит:” На борту полоса – что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте НЕ кленовый лист, а большой красный аист с распростертыми крыльями! “, – рассказал тогдашний командир 21-го корпуса ПВО Владимир Царьков. – Понятно – гражданский самолет “.

После маневров рядом с советским истребителем “боинг” начал поворачивать вправо – в сторону финской границы. Вот как описывал то, что было дальше, Царьков:

“От границы с Финляндией он находился на расстоянии максимум 80 километров. На скорости 900 – это 6 минут полета. Итак, максимум за шесть минут надо было решить вопрос …

Даю команду: “Босов, снижайся, выпускай тормозные щитки и занимай позицию для атаки сзади”. Втором Су-15 приказываю навести после атаки Босова в переднюю полусферу – может же не получиться.

Звоню генералу Дмитриеву: “Товарищ командующий, он вернул в Финляндии. Если мы сейчас не примем меры, он пойдет, ну и тогда нам всем кердык!”. Командующий спрашивает: “Твое предложение, Царьков Как сбивать?” – “Очень просто!” – “Решение одобряю!” Я говорю: “Понял -” решение одобряю! “

Беру трубку: “Босов, слышишь меня?” – “Слышу!” – “Приказываю: уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!” Он: “Что? Взбивать его?” Я говорю: “Повторяю! Уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!”

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Утро после “приводнения”

Согласно данным американского радиоперехвата, пилот Босов пытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60 (кстати, тепловые головки самонаведения к этому оружию разработаны на киевском заводе “Арсенал”).

Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, обломками заклинило турбину одного из четырех двигателей.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Место в салоне, куда попали поражающие элементы (металлические стержни) ракеты

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение с высоты 9 км и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Советские пилоты также потеряли в облаках поврежденный “Боинг”. Босов тоже не мог обнаружить следов пожара на земле.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Корейский капитан виртуозно посадил гигантскую машину, выехав на берег

На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла лайнера – этот кусок планировал с высокой скоростью и был воспринят советскими офицерами за крылатую ракету или кассету со шпионским оборудованием. Эту цель итоге сбил упомянутый в начале рассказа Слободчиков.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Следы поражений снаружи салона

В течение следующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сумерках на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Закрылки “боинга” выпущены в посадочной конфигурации

Финские источники сообщают, что в течение всего этого времени советская ПВО не имела никакой информации о судьбе и местонахождении самолета. Но тот же Царьков говорит, что в конечном итоге самолет обнаружил еще один поднят на перехват истребитель под командованием Анатолия Керефов.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Место в крыле, куда попала ракета Босова

Пилот пытался показать корейцу дорогу к аэропорту Африканда, но тот отстал от истребителя и наконец сел на замерзшее озеро.

Сам Керефов вспоминал, что едва не силой, прямо таки положив крыло на крыло, заставил “боинг” приземлиться на лед Корпиярви.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
То же самое крыло

Заслуживает внимания описание переговоров Царькова, который тем временем общался с высшим руководством в Москве – маршалом авиации Александром колдунов:

“Докладывай, что происходит?” Я все рассказываю … “Сколько он километров прошел?”, – Не дослушав, перебивает Колдунов. “Прошел 180 километров и стал в районе Кандалакши идти …” – “Сколько-сколько прошел?” – “180 километров!” – “По нашей территории? Почему не сбили раньше?”

Отвечаю, что использовать ЗРВ [Зенитно-ракетные войска – ИП] запретили, что надо было и опознать – чего же своих сбивать? “Ты будешь снят с должности!”, – Ответил маршал и повесил трубку …

В это время вбегает офицер, приносит мне шифровку, передаваемую по телеграфу из подразделения, который вел прослушивания эфира на всех частотах. Мол, в такое-то время пропал самолет “Боинг-707” авиакомпании “Эйр-Корея”, на борту 100 человек пассажиров и 12 членов экипажа вместе со стюардессами.

Только я прочитал – бац, опять звонок из Москвы! Колдунов: “Да ты что, его сбил?” – “Так точно, я хотел вам доложить – вы трубку положили, я командующему доложил”. – “Ну и что?”. Говорю: “Азимут – такой-то, дальность – такая-то … Проводим воздушный поиск. Но, товарищ маршал, я получил спецдонесения …” – “Какое спецдонесения?” – “Перехватили сообщение Ассошиэйтед Пресс …” – “Что это там сообщает? Почему у тебя есть, а у меня нет?” – “Мы же впереди, пока к вам радиоволны придут – мы уже расшифровали”. – “Ну ну-ну, прочитай, что там написано?”

Читаю: “Пассажирский” Боинг “, летевший по маршруту Париж-Англия (сейчас я точно уже не помню все пункты), – и он должен был по северному маршруту пойти в Корею, а оттуда в Токио. На борту 100 человек туристов и 12 человек экипажа “. – “И вы чего, сбили его?” – “А в чем дело-то • Не слуеться и идет … А флот проводит обучение … Сбили!” – “Ну, вот что, Царьков, тебя будет судить международный трибунал!” – Сказал маршал и бросил трубку “.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Карта: iltasanomat.fi

Наконец к обнаруженному на берегу озера лайнера начали прибывать советские вертолеты. Всех 107 уцелевших пассажиров были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров.

23 апреля 1978 в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США в Ленинграде и авиакомпании Pan American, которая и переправила их в Хельсинки.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Следы от шасси?

Командир корабля Ким Чанг Ки и штурман были задержаны в связи с проведенным расследованием в Союзе. Они признали свою вину и обратились с просьбой о помиловании в президиум Верховного Совета СССР. Их выслали за пределы Советского Союза.

30 апреля 1978 было обнародовано заявление ТАСС об инциденте в Карелии. СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные с изъятых из самолета “черных ящиков”.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Скан: autoreview.ru

Сам самолет был разобран и вывезен частями вертолетом Ми-6 на баржу в Кандалакшский заливе. Пилотскую кабину обследовал лично заместитель главкома войск ПВО Евгений Савицкий.

Шпионского оборудования не нашли, зато советских инженеров заинтересовали мощная аварийная радиостанция, сотовые наполнители крыльев и система слива топлива.

Никого из пилотов и командиров, которые приняли решение сбить нарушителя государственной границы, официально не наградили. Никто также не был наказан, действия ПВО были признаны правильными.

Весна 1978-го. Как СССР сбил над Карелией корейский "Боинг". ФОТО
Конец апреля 1978

Через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 сбил над Сахалином “Боинг-747” все той же авиакомпании Korean Air Lines. Южнокорейский лайнер выполнял рейс “Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул”, и также отклонился от курса, войдя в советское воздушное пространство над Сахалином. Все 269 человек на борту лайнера погибли.

Пилот-истребитель Сергей Слободчиков сейчас работает охранником в частной фирме в Петрозаводске. Корейский авиакомпания до сих пор имеет в расписании рейс № 902 “Париж-Сеул”, только уже без дозаправки в Анкоридже.

Смотрите также:

1987 немецкий самолет приземляется на Красной площади возле Кремля. ВИДЕО

1988 советский фрегат атакует американский крейсер под Ялтой. ВИДЕО

Переговоры военных диспетчеров, которые сажали самолет Качиньского. СТЕНОГРАММА

10 лет трагедии над Черным морем. Российский Ту-154 и взрыв на нем

1991 Автострада Смерти. Разбомбленная иракская колонна в Кувейте. ВИДЕО

————————-

Источники: Heninen.net, “Военно-космическая оборона”, “Независимое военное обозрение”

Темы: авиация, XX столетия, Холодная война, история СССР, Корея, армия

Оцените статью
Тайны и Загадки истории