Винни-Пух и все-все-все

Первые советские мультфильмы создавались буквально на… костях! По рассказам историков анимации, первые мультипликаторы работали в московском храме Николая Чудотворца на Долгоруковской улице, уже не действующем, часть которого была отдана под музей атеизма. Сегодня на месте этой церкви и располагается «Союзмультфильм». А в послереволюционные годы художники и операторы рисовали и снимали свои мультфильмы бок о бок с мумиями из музея атеизма.

Diletant.ru вспомнил, как аниматоры придумывали персонажей известных мультфильмов.


«Ну, погоди!»

Поначалу «Ну, погоди!» задумывался как мультфильм, четко разделяющий добро и зло, растолковывающий, что такое хорошо и что такое плохо. Героев для этой цели выбрали абсолютно противоположных — зайца и волка. 1 января 1969 года на телеэкраны вышел первый выпуск, снятый Геннадием Сокольским.

Винни-Пух и все-все-все

Несмотря на зрительский успех, образы, предложенные режиссером, подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их. Руководству Волк и Заяц показались слишком злыми. Сокольский в ответ на критику отказался от дальнейшей работы. Проект подхватил Вячеслав Котеночкин.

«Заяц у меня сразу получился, — рассказывал Котеночкин, — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен быть Волк».

«Винни-Пух и все-все-все»

Историю о Винни-Пухе его друзьях придумал Алан Милн. Советские мультипликаторы, начиная работу, не выкупали права на произведение, не заплатили переводчику — денег было впритык.

Поначалу художник Владимир Зуйков срисовал образ Пуха с любимой игрушки детства — старого, еще довоенного мишки. Винни получился очень круглым, ободранным, лохматым, из него в разные стороны торчали перья. Мордочка была тупая, глаза разного размера. Этот образ забраковал режиссер. Следующих претендентов на Пуха Зуйков рисовал вместе с художником Эдуардом Назаровым. Однако ни один из вариантов не нравился.

Винни-Пух и все-все-все

По воспоминаниям режиссера Федора Хитрука, сначала решили нарисовать этого персонажа, а потом уже искать актера для озвучки. Но перерисовали множество Пухов, а режиссер оставался ими недоволен. Тогда он вспомнил, что его западные коллеги нередко сначала пробовали реальных актеров, а потом с них и срисовывали персонажей.

– Когда в студию вошел Евгений Леонов, который являлся не единственным претендентом на озвучание, подошел к микрофону, как-то застенчиво отвернул голову, лукаво улыбнулся, все мы ахнули: «Вот он, Пух!» — вспоминал режиссер. Фактически Леонов не только подарил медвежонку свой голос, но и стал прототипом героя.

Лучший друг Винни-Пуха Пятачок получился тоже не сразу. Сначала художники изобразили его пухленькой, откормленной такой свинкой.

– Когда к нам в студию пришел сценарист Борис Заходер, то, увидев нашего Пятачка, сказал: «Да вы что! Пятачок маленький, с тоненькой шейкой. У вас напоминает толстую сардельку!» Мы прислушались к замечаниям, — вспоминал Зуйков.

«Бременские музыканты»

Актер Василий Ливанов вспоминает, что идея «Бременских музыкантов» родилась у него дома: «Ко мне пришли композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин. Мы пили чай и обсуждали, что хорошо бы создать музыкальную сказку. На ходу стали придумывать, как будут выглядеть герои. Вот, например, один из персонажей — Осел. Кажется, что здесь трудного? Симпатичный, длинноухий, упрямый… Но ведь наш Осел — бродячий артист. И мы представили его с длинной косматой гривой и челкой — стричься ему ж некогда, он все время в дороге. Грива его на солнце выгорела и стала совсем светлой, желтой. Чтобы голову не припекло, он носит легкую кепку с козырьком вроде велосипедиста. А собака у нас будет с синей шерстью. Кот умеет показывать фокусы, Петух — барабанщик».

Первоначально Принцесса и Трубадур выглядели совсем иначе. Принцесса была нарисована как самая типичная принцесса, что показалось скучноватым. Трубадур — в колпаке, как скоморох. Такие образы режиссер мультфильма Инесса Ковалевская забраковала и стала искать идеи в иностранных журналах. Приглянулся ей блондин с прической под The Beatles в джинсах-дудочках. А новый облик Принцессы срисовали с жены Юрия Энтина Марины.

У других персонажей тоже были прототипы. Лесные разбойники срисованы с известной троицы — Трус, Балбес и Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов). Короля, отца Принцессы, срисовали с актера Эраста Гарина, часто игравшего королей («Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII»). Прототип Атаманши — балерина Тамара Вишнева, жена режиссера ­Вячеслава Котеночкина. Она и в жизни любила устраивать танцы на бочке.

«Чебурашка и крокодил Гена»

Мультфильм «Крокодил Гена и его друзья» был снят по мотивам одноименной книги Эдуарда Успенского. Главные герои, согласно предисловию к изданию, срисованы с игрушек писателя. Так, Чебурашкой называлась бывшая в детстве у автора книги бракованная игрушка, изображавшая странного зверя. «Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

«В книге Успенского описание Чебурашки довольно скупое и схематичное, — рассказывал ­художник-постановщик Леонид Шварцман. — В тексте не было сказано, что у него большие уши. Они появились в наших с режиссером Романом Качановым фантазиях».

Первый образ Чебурашки появился так: Шварцман нарисовал циркулем круг, приделал к нему уши, глаза — готово! Затем от эскиза к эскизу увеличивались уши и уменьшались ножки — это сделало героя забавнее.

Размышляя над образом крокодила Гены, художник представлял джентльмена, который носит шляпу и курит трубку. Старуха Шапокляк тоже получилась быстро. У нее даже был готовый прототип — теща Шварцмана.

«38 попугаев»

По признанию художника Леонида Шварцмана, Попугая для мультика «38 попугаев» он замысливал похожим на… Ленина! Цензура этого не заметила, и мультипликаторы разошлись не на шутку: резкая жестикуляция, что ни слово — то демагогия.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории

Винни-Пух и все-все-все

Шотландец по происхождению, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне, где его отец работал в школе. Его раннее образование во многом определялось влиянием учителя юношества Х. Дж. Уэллса — много позже Милн писал об Уэллсе как о «великом писателе и большом друге ».

Он продолжал свое образование в Вестминстерской школе и Тринити колледже, Кембридж. Впоследствии, он преподнес рукописный оригинал своей книги «Винни-Пух» и «Дом на Пуховой опушке» Библиотеке Колледжа.
Будучи студентом Кембриджа, он редактировал студенческий журнал «Грант» и его первые литературные опыты были опубликованы в юмористическом журнале «Панч». Через месяц после своего двадцатичетырехлетия, Милн начал работать в «Панче» в качестве помощника редактора вплоть до начала Первой мировой войны.
Alan Alexander Milne, 1920
Pooh Man
С сыном Кристофером Робином и Винни-Пухом 1920-е
Кристофер Робин ,1925
Christopher Robin
Christopher Robin
Комната Кристофера Робина , Винни на кровати, 1920-е
Playing In Nursery
В 1913 Милн женился на Дороти Дафне де Селинкот, от этого брака родился один сын, Кристофер. Прирожденный пацифист, Милн был призван в ряды Королевской армии и служил во Франции. Его знаменитое антивоенное произведение «Почетный мир» было опубликовано в 1934 году. Эта книга нашла огромный отклик в межвоенные времена, а в 1924 году Меффин издал знаменитые рассказы Милна «Когда мы были совсем юными», часть из которых ранее публиковалась в «Панче» и была хорошо известна постоянным читателям журнала.
Два года спустя, в 1926, появилась первая версия Медвежонка с опилками в голове (по-английски — Медведь-с-очень-маленькими-мозгами) «Винни-Пух». Вторая часть рассказов «Теперь нас стало шестеро» появилась в 1927 году и, наконец, финальная часть книги «Дом на пуховой опушке» была издана в 1928 году.
Милну казалось, что он написал нечто вроде хорошо продаваемой детективной истории, ведь его книга сразу заработала две с половиной тысячи фунтов. Даже после головокружительного успеха Винни-Пуха Милн пребывал в сомнениях, касательно своего литературного дарования. Он писал: «Все, что я хотел — это убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из Панча, как я всегда хотел убежать… Однако…»
В 1922 году он действительно написал детектив «Тайна красного дома», который был опубликован Меффином в 1939 вместе с 25 другими пьесами, рассказами и автобиографией Милна «Теперь слишком поздно». Милн всегда признавал и неоднократно с благодарностью подчеркивал определяющую роль своей жены, Дороти, и своего сына, Кристофера, в написании и самом факте появления «Винни-Пуха».
История создания этой книги действительно полна загадок и противоречий, но факт остается фактом — книжки о медвежонке Пухе были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.
Первая глава Пуха «в которой мы впервые встречаемся с Винни-Пухом и пчелами» была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года и передана по радио BBC в день рождества Дональдом Калфропом. Винни-Пух был впервые опубликован Меффином в октябре 1926, и вот уже на протяжении многих лет Милновские книжки — это признанная классика детских книжных полок и диснеевских мультфильмов.
Alan Alexander Milne, 1948
Winnie The Pooh
Christopher Robin Milne со своей невестой Lesley de Selincourt. 1948
Christopher Robin
Ирония судьбы заключается в том, что Милн был убежден, что он не пишет ни детской прозы, ни детских стихов. Он обращался к ребенку внутри каждого из нас. Он никогда не читал своих рассказов о пухе своему сыну, Кристоферу Робину, предпочитая воспитывать Кристофера на произведениях своего любимого писателя Вудхауза. Вудхауз впоследствии вернул Милну этот комплимент, сказав, что «Милн — его любимый детский писатель».
Книги Вудхауза продолжали свою жизнь в доме Милна и после его смерти. Кристофер Робин читал эти книги своей дочери Клэр, книжные полки в комнате которой буквально ломились от книг этого детского писателя. Кристофер писал своему другу Питеру (актер): «Мой отец ничего не понимал в специфике рынка книг, ничего не знал о специфике продаж,
он никогда не писал книг для детей. Он знал обо мне, он знал о себе и о Гаррик Клубе (писательско-артистический клуб Лондона) — и он просто не обращал внимания на все остальное… Кроме, пожалуй, самой жизни». Кристофер Робин впервые прочел стихи и рассказы о Винни-Пухе через 60 лет после их первого появления, когда услышал записи Питера на пластинке.
Приключения медвежонка Винни любимы как взрослыми, так и детьми. Проведенный в 1996г. опрос, устроенный английским радио показал, что эта книга заняла 17 место в списке наиболее ярких и значительных произведений, опубликованных в двадцатом веке.
Всемирные продажи Винни-Пуха с 1924г. по 1956г. перевалили за 7 миллионов. Как известно, когда продажа переваливает за миллион — издатели перестают их считать. С 1968 издательство Муффин продавало ежегодно 500000 экземпляров, причем 30 процентов расходились в «новых странах» — Австралии, Южной Африке, Новой Зеландии. К 1996 году было продано около 20 миллионов копий, причем только издательством Муффин. Сюда не входят издательства в США, Канаде и не англо-говорящих странах.
В 1960 году, Винни-Пух был блистательно переведен на русский язык Борисом Заходером. Всякий, кто владеет двумя языками, может подтвердить, что перевод был сделан с изощренной точностью и гениальной изобретательностью. Вообще Винни переведен на все европейские и почти все мировые языки.
Кроме всемирно известного Винни-Пуха, Александр Алан Милн известен как драматург и новеллист. Его пьесы с успехом шли на профессиональной сцене Лондона, но сейчас ставятся преимущественно в любительских театрах, хотя по-прежнему собирают полные залы и вызывают интерес публики и прессы.
В 1952 году Милн тяжело заболел… Ему пришлось перенести тяжелейшую операцию на головном мозге. Операция прошла успешно, и после нее Милн вернулся в свой дом в Сексесе, где провел остаток своей жизни за чтением. После долгой болезни он скончался в 1956 году, 31 января.
Вскоре после выхода «Винни-Пуха» А.А.Милн писал в «Нэйшн»: «Думаю, что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии.. В том смысле, что его имя переживет тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек перешел в мир иной.»
Когда Милн умер, ни у кого не было сомнений, что он открыл для себя секрет бессмертия. И это не 15 минут славы, это настоящее бессмертие, которое, вопреки его собственным ожиданиям, ему принесли не пьесы и новеллы, а маленький медвежонок с опилками в голове.
В 1996 году любимый плюшевый медвежонок Милна был продан в Лондоне на аукционе дома Бонхама неизвестному покупателю за 4600 фунтов стерлингов.
Художник Ernest Howard Shepard (1879–1976), иллюстрировавший книгу. 1976
Ernest Shepard
Первое американское издание на аукционе Sotheby’s. 2008
Рождественская открытка Шепарда , Sotheby’s. 2008
Иллюстрации, Sotheby’s. 2008
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий