Первые советские мультфильмы создавались буквально на… костях! По рассказам историков анимации, первые мультипликаторы работали в московском храме Николая Чудотворца на Долгоруковской улице, уже не действующем, часть которого была отдана под музей атеизма. Сегодня на месте этой церкви и располагается «Союзмультфильм». А в послереволюционные годы художники и операторы рисовали и снимали свои мультфильмы бок о бок с мумиями из музея атеизма.
Diletant.ru вспомнил, как аниматоры придумывали персонажей известных мультфильмов.
«Ну, погоди!»
Поначалу «Ну, погоди!» задумывался как мультфильм, четко разделяющий добро и зло, растолковывающий, что такое хорошо и что такое плохо. Героев для этой цели выбрали абсолютно противоположных — зайца и волка. 1 января 1969 года на телеэкраны вышел первый выпуск, снятый Геннадием Сокольским.
Несмотря на зрительский успех, образы, предложенные режиссером, подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их. Руководству Волк и Заяц показались слишком злыми. Сокольский в ответ на критику отказался от дальнейшей работы. Проект подхватил Вячеслав Котеночкин.
Волк и Заяц из первой серии «Ну, погоди!» показались руководству слишком злыми
«Заяц у меня сразу получился, — рассказывал Котеночкин, — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен быть Волк».
«Винни-Пух и все-все-все»
Историю о Винни-Пухе его друзьях придумал Алан Милн. Советские мультипликаторы, начиная работу, не выкупали права на произведение, не заплатили переводчику — денег было впритык.
Поначалу художник Владимир Зуйков срисовал образ Пуха с любимой игрушки детства — старого, еще довоенного мишки. Винни получился очень круглым, ободранным, лохматым, из него в разные стороны торчали перья. Мордочка была тупая, глаза разного размера. Этот образ забраковал режиссер. Следующих претендентов на Пуха Зуйков рисовал вместе с художником Эдуардом Назаровым. Однако ни один из вариантов не нравился.
По воспоминаниям режиссера Федора Хитрука, сначала решили нарисовать этого персонажа, а потом уже искать актера для озвучки. Но перерисовали множество Пухов, а режиссер оставался ими недоволен. Тогда он вспомнил, что его западные коллеги нередко сначала пробовали реальных актеров, а потом с них и срисовывали персонажей.
Советские мультипликаторы, начиная работу над «Винни-Пухом», не выкупили права на произведение
– Когда в студию вошел Евгений Леонов, который являлся не единственным претендентом на озвучание, подошел к микрофону, как-то застенчиво отвернул голову, лукаво улыбнулся, все мы ахнули: «Вот он, Пух!» — вспоминал режиссер. Фактически Леонов не только подарил медвежонку свой голос, но и стал прототипом героя.
Лучший друг Винни-Пуха Пятачок получился тоже не сразу. Сначала художники изобразили его пухленькой, откормленной такой свинкой.
– Когда к нам в студию пришел сценарист Борис Заходер, то, увидев нашего Пятачка, сказал: «Да вы что! Пятачок маленький, с тоненькой шейкой. У вас напоминает толстую сардельку!» Мы прислушались к замечаниям, — вспоминал Зуйков.
«Бременские музыканты»
Актер Василий Ливанов вспоминает, что идея «Бременских музыкантов» родилась у него дома: «Ко мне пришли композитор Геннадий Гладков, поэт Юрий Энтин. Мы пили чай и обсуждали, что хорошо бы создать музыкальную сказку. На ходу стали придумывать, как будут выглядеть герои. Вот, например, один из персонажей — Осел. Кажется, что здесь трудного? Симпатичный, длинноухий, упрямый… Но ведь наш Осел — бродячий артист. И мы представили его с длинной косматой гривой и челкой — стричься ему ж некогда, он все время в дороге. Грива его на солнце выгорела и стала совсем светлой, желтой. Чтобы голову не припекло, он носит легкую кепку с козырьком вроде велосипедиста. А собака у нас будет с синей шерстью. Кот умеет показывать фокусы, Петух — барабанщик».
Первоначально Принцесса и Трубадур выглядели совсем иначе. Принцесса была нарисована как самая типичная принцесса, что показалось скучноватым. Трубадур — в колпаке, как скоморох. Такие образы режиссер мультфильма Инесса Ковалевская забраковала и стала искать идеи в иностранных журналах. Приглянулся ей блондин с прической под The Beatles в джинсах-дудочках. А новый облик Принцессы срисовали с жены Юрия Энтина Марины.
Прототип Атаманши из «Бременских музыкантов» балерина Вишнева и в жизни любила устраивать танцы на бочке
У других персонажей тоже были прототипы. Лесные разбойники срисованы с известной троицы — Трус, Балбес и Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов). Короля, отца Принцессы, срисовали с актера Эраста Гарина, часто игравшего королей («Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII»). Прототип Атаманши — балерина Тамара Вишнева, жена режиссера Вячеслава Котеночкина. Она и в жизни любила устраивать танцы на бочке.
«Чебурашка и крокодил Гена»
Мультфильм «Крокодил Гена и его друзья» был снят по мотивам одноименной книги Эдуарда Успенского. Главные герои, согласно предисловию к изданию, срисованы с игрушек писателя. Так, Чебурашкой называлась бывшая в детстве у автора книги бракованная игрушка, изображавшая странного зверя. «Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».
Старуху Шапокляк Шварцман срисовал с тещи
«В книге Успенского описание Чебурашки довольно скупое и схематичное, — рассказывал художник-постановщик Леонид Шварцман. — В тексте не было сказано, что у него большие уши. Они появились в наших с режиссером Романом Качановым фантазиях».
Первый образ Чебурашки появился так: Шварцман нарисовал циркулем круг, приделал к нему уши, глаза — готово! Затем от эскиза к эскизу увеличивались уши и уменьшались ножки — это сделало героя забавнее.
Размышляя над образом крокодила Гены, художник представлял джентльмена, который носит шляпу и курит трубку. Старуха Шапокляк тоже получилась быстро. У нее даже был готовый прототип — теща Шварцмана.
По признанию художника Шварцмана, Попугая для мультика «38 попугаев» он замысливал похожим на Ленина
«38 попугаев»
По признанию художника Леонида Шварцмана, Попугая для мультика «38 попугаев» он замысливал похожим на… Ленина! Цензура этого не заметила, и мультипликаторы разошлись не на шутку: резкая жестикуляция, что ни слово — то демагогия.