«Вишня расцветает ночью»

Малоизвестные факты о подводных авианосцах Японии

Военное командование Японии прекрасно понимало, что биться с США лоб в лоб для него чревато печальными последствиями. Да и шансы на то, что авианосцы Страны Восходящего Солнца сумеют приблизиться к берегам Америки, существовали лишь в теории. Но соблазн пройтись по врагу воздушной бомбардировкой был слишком велик. Поэтому вариант оставался лишь один — построить не обычные авианосцы, а подводные.

Крылатые машины «Сарган»

Японцы как народ с менталитетом максималиста принялись за возведение настоящих монстров — подводных авианосцев «Сентоку», длинной более ста двадцати метров с водоизмещением порядка семи тысяч тонн.

Интересно то, что еще перед началом боевых действий на вооружении императорской Японии находились несколько десятков подводных авианосцев. На них базировались крылатые машины «Йокосука Е-14Y». Именно один их этих самолетов провел фотосъемку дымящегося после внезапного налета Перл-Харбора и его гавани. Эти же крылатые машины неоднократно совершали разведывательные вылеты и фотографировали дислокацию морских судов близ Сиднея и Мельбурна, а также стратегически важные объекты на берегах.

Вообще, надо сказать, что у «Е-14Y» послужной список весьма обширный. Эти «пташки» сбрасывали специальные заряды — «зажигалки» на леса, расположенные на западном побережье США.

По сути «Е-14Y» — это гидросамолет, а сами пилоты называли свои машины «сарганами», то есть «летучими рыбами».

Подготовка к вылету состояла из нескольких действий. Сначала гидросамолет нужно было выгрузить на открытую водную поверхность. Это делалось только тогда, когда субмарина заходила в нужный квадрат. После чего пилот взлетал для выполнения задания. Точку возврата определяли заранее.

Но японское командование считало, что от «Сарганов» толку мало. Ведь «Е-14Y» не мог вооружиться серьезными бомбами. Такое тяжелое вооружение было не под силу легкому гидросамолету.

Для успеха срочно требовалось нечто мощное и грандиозное. Поэтому-то проекту «Сентоку» был дан зеленый свет. В планах японского командования значилось возведение как минимум десяти тяжелых подводных авианосцев. При этом каждая из субмарин должна была «держать» при себе по несколько настоящих бомбардировщиков «Сериан».

Операцию назвали по-японски поэтично: «Вишня расцветает ночью».

Проект «Сентоку»

Для «Сентоку» термин «подводные лодки» подходил весьма условно. По факту, они представляли собой мощные крейсера. В своем арсенале «монстры» имели восемь торпедных аппаратов, 140-миллиметровое орудие и десяток зениток.

Феноменальную мощь в 7700 «лошадок» крейсеру выдавали четыре дизельных силовых агрегата. Скорость, особенно для тех времен, была более чем приемлемая — до 24 узлов (порядка 40 км/ч).

Благодаря большому запасу продовольствия, подводный авианосец мог чуть ли не два раза обогнуть земной шар. При условии своевременной дозаправки, конечно.

Бомбардировщик находился в герметичном ангаре, который располагался на верхней палубе авианосца. Для того чтобы самолет мог беспрепятственно там разместиться, японские инженеры разработали специальную конструкцию. Заключалась она в том, что крылья, а так же оперение хвоста прикреплялись к «туловищу» посредству специальных шарниров и в нужный момент они складывались.

Взлетал самолет с помощью паровой катапульты, которая находилась все на той же верхней палубе. После выполнения задания, бомбардировщик возвращался на нужную точку и опускался на воду. После чего кран, расположенный в передней части субмарины, цеплял крылатую машину и перемещал в ангар.

Понятно, что японское командование связывало с этими махинами и их возможностями очень серьезные, далеко идущие планы. И если бы они реализовались, то ход истории мог бы быть другим.

«Чумная» атака

Во-первых, было принято решение отправить пару субмарин к Панамскому каналу. Цель — точечной бомбардировкой вывести из строя шлюзы. Ведь по средствам этого канала американская армия получала необходимое снабжение.

Во-вторых, нанести удар непосредственно по Калифорнийскому побережью. Причем задумывалась не простая, в обычном понимании этого слова, бомбардировка, а весьма изощренная — распыление бацилл чумы. Подобную жестокость можно объяснить лишь одним мотивом. Японцы никогда не считались добрым и милосердным народом. Для них война — это священное действо, где приемлема только победа. Поражение для них сродни позору, что являлось для самураев самым страшным и недопустимым. Поэтому командование отчетливо осознало, что шансов сохранить честь и достоинство во Второй Мировой войне у страны практически нет. Япония стояла на грани поражения, и исправить ситуацию мог только беспрецедентный шаг.

«Чумная» атака была назначена на последние числа сентября 1945 года. Тогда японцы не знали, что союзники уже разработали план действий для полного разгрома всех составляющих японской армии. К тому же, перед этим советская армия нанесла сокрушительный удар Квантунской армии. Ну, а в довершении всего сама Япония узнала весь ужас войны «не по правилам», когда Хиросима и Нагасаки подверглись атомной бомбардировке.

Из-за этих провалов не достигла хоть какой-либо цели и операция по выведению из строя Панамского канала. Летом к побережью Центральной Америки отправились два подводных авианосца «Сетоку». Но когда субмарины прибыли на атолл Улити, где находилась японская база, экипаж ждал «сюрприз». Выяснилось, что после атомного налета на Хиросиму и Нагасаки император был вынужден признать факт капитуляции.

Как следствие, моряки сдались американцам, а субмарины были переправлены в Перл-Харбор. Интересно то, что Советский Союз потребовал доступ к захваченным судам для изучения, но США это просто проигнорировало. Они самостоятельно разобрали «Сетоку» по «косточкам» и благополучно затопили, засекретив при этом место.

Оставшиеся субмарины ждала та же участь. Первую затопили американские бомбардировщики, едва она сошла со стапелей. А два последних «живых» подводных авианосца, которые были еще не достроены, уничтожили сами японцы. Руководствовались они принципом «так не доставайтесь же вы никому».

Ровно десять лет назад, когда океанографы местного университета изучали флору и фауну Гавайского архипелага, случайно обнаружили останки «Сетоку». Произошло это возле одного из многочисленных островов.

Вторая субмарина также была найдена, но произошло это всего пару лет назад. Кстати, обнаружили ее все те же ученые-океанографы во время глубоководных работ.

Кстати, США на эти находки отреагировало своеобразно, то есть, никак. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Кого в 21-м веке могут заинтересовать технологии подводных авианосцев, разработанные еще в прошлом веке.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории