Возвращение в рай

Нагота некогда была естественным состоянием человека. По крайней мере, пока его не изгнали из Рая. “И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились”, – сказано в Библии о жизни в Эдеме.

  Лукас Кранах старший, “Адам и Ева”

Райская жизнь, как известно, продолжалась недолго: Ева и Адам были изгнаны из рая, Господь и определил им быть смертными, в муках рожать детей, в поте лица своего добывать хлеб. Как будто этих неприятностей было мало, у людей из-за того чертова яблока появилось чувство стыда. И единственное, что Адама и Еву хоть как-то утешало – Господь выделил им одежду.
Но это взгляд религиозный. Ученые же утверждают, что человек начал одеваться вполне самостоятельно, и произошло это около 70 тысяч лет назад. Не от хорошей жизни наши предки начали натягивать на себя шкуры животных: шел ледниковый период. А вот народы, живущие в тропиках (например, австралийские аборигены или пигмеи) до недавнего времени предпочитали ходить в чем мать родила. Это белый человек сбил их с панталыку, объяснив, что нагота неприлична…
На самом деле многие народы некогда полагали, что как раз одежда – неестественное явление. По крайней мере, языческие ритуалы частенько требовали снять с себя все. И древние египтяне, и американские индейцы, и африканские племена танцевали обнаженными, когда просили, например, своих богов послать им дождь. Практически во всех уголках Европы принято было встречать весну, скидывая одежду и несясь в леса (у нас это делали в ночь на Ивана Купалу). Правда, обнажение в данном случае не было самоцелью: ритуал задабривания природы – чтобы год был урожайным – превращалось, как кто-то изящно выразился, в «праздник всеобщего промискуитета».
Подобным обрядам следовали и древние греки, и римляне. Впрочем, они и в остальное время не слишком-то чурались наготы – вспомнить хотя бы античные скульптуры, роспись ваз. На Олимпийских играх атлеты выступали голышом. Да и в повседневности греки не слишком-то кутали свои телеса – из одежды у них были лишь тонкие туники (единственным адекватным изображением античного быта в кинематографе, как это ни странно, стал фильм Тинто Брасса «Калигула»).

  Микеланджело, “Сотворение Адама”

Отношение к обнаженному телу изменилось с распространением христианства – нагота стала считаться греховной. В течение многих веков не допускалось даже изображение обнаженного тела. Но постепенно нравы смягчались, и художникам вышла скидка: ведь священную историю следовало изображать адекватно. Хотя были и некоторые «мешающие» детали: на картинах у Адама пониже пояса появился фиговый лист, о котором в Ветхом Завете не было ни слова, а Еву сплошь и рядом оплетала дикая тыква с широкими листьями… Иногда прародители рода человеческого просто прикрывались руками, что совсем уж нелепо – ведь до изгнания из Рая они еще не ведали стыда.
Но живописцы пошли дальше. “Поскольку Господь создал человека по своему образу и подобию, а одежды изначально не дал, Он и сам наг”, – так, видимо, рассуждал Микеланджело. Расписывая Сикстинскую капеллу, он изобразил возлежащего на облаке Господа обнаженным, хоть и со спины. Но такой взгляд на Вседержителя смутил иерархов католической церкви. Микеланджело не захотел выполнять указание Папы Римского переделать роспись, и это сделал ученик живописца, Даниэле да Вольтерра, за что и получил не слишком-то приличное прозвище “braghetone” (от итальянского “braghetta” – гульфик).

Живопись еще долго оставалась единственным окошком, через которое можно было увидеть обнаженное человеческое тело на публике. Но случались и периоды «реакции». Так, во времена королевы Виктории художники вынуждены были угождать вкусам сладострастных зрителей лишь с помощью символов. Натюрморты надо было уметь читать, угадывать, что подразумевал художник под двумя лежащими рядом яблоками или свернутой шеей куропатки.
Но тем временем по другую сторону Ла Манша уже зрело новое художественное течение. Импрессионисты вернули зрителю обнаженное тело. Гоген изображал прекрасных, “неиспорченных” цивилизацией таитянок. А Мане в своем “Завтраке на траве” и вовсе изобразил “ню” в обстановке, вовсе не предполагавшей наличие обнаженной натуры.
В те же времена владельцы парижских кабаре внезапно осознали, что публику полуголые танцовщицы привлекают больше, чем водевили и пантомимы. В 1894 году стал давать свои откровенные представления знаменитое заведение “Follies Bergere”.
Но впереди планеты всей шла Германия. В начале XX века там получило распространение движение натуристов. Они подвели под желание загорать голышом философское обоснование. Мол, человек должен вернуться к своему естественному состоянию, то есть скинуть все одежды. Постепенно натуризм стал распространяться по всей Европе…

  Кадр из фильма “И бог создал женщину”

После второй мировой войны Запад пережил очередной приступ стыдливости. В те времена в кино не то что постельных сцен не было – даже длительность поцелуя всячески ограничивалась. В середине прошлого века считалось ужасно неприличным выставлять на обозрение более 44 квадратных сантиметров кожи. Полиция всех западных стран устраивала облавы на нудистов – вспомните знаменитое кино про жандарма из Сен-Тропеза в исполнении Луи де Фюнеса.
Но в это же время в Америке появился журнал “Playboy”. А в Европе стала сверхпопулярна Бриджит Бардо: в фильме «И Бог создал женщину» она осмелилась хоть и не обнажиться полностью, но оставить на себе минимум одежды (хотя сегодня подобная картинка едва ли вызвала бы воодушевление большее, чем предвыборные дебаты).
Проходит еще десяток лет – и сексуальная революция свершилась. На фестивале в Вудстоке заметная часть публики внимает музыке в чем мать родила. Джон Леннон и Йоко Оно фотографируются в костюмах Адама и Евы, причем без всяких фиговых листков. “Кандидаты в президенты США” от хиппи щеголяют без одежды, равно как и девушки из их групп поддержки. В 1960-е же зародилась и мода на “страйкинг” – бег голышом по улицам, на футбольных полях во время матчей или во время концертов.
Тогда все это было в новинку. Сейчас… Почти на любом пляже можно увидеть девушек “топ-лесс” (а то и вовсе “лесс”). Прозрачные блузки уже не скрывают нежных форм их обладательниц не только на подиуме, но и на улицах. И всеобщему обнажению мешает лишь то обстоятельство, что возраст и лишние килограммы не красят наши тела.

Пошла даже обратная реакция. Так, работы знаменитого фотографа Хельмута Ньютона абсолютно асексуальны, лишены пресловутого “sex appeal”. Это – пардон за невольный каламбур – голая и холодная красота. Ньютон не раз утверждал, что такого эффекта добивался специально. Мол, он не признает самого понятия – “эротика”. И Ньютон в этом подходе не одинок. Стоит посетить любой крупный вернисаж, чтобы убедиться: ню все реже несет заряд сексуальности. Нагота перестала быть самодостаточной, и обнаженное человеческое тело превращается в некую деталь, элемент оформления.

  Jaume Ventura (CC-BY-SA)

Так же и в кино: обнажение актеров на экране в наше время все реже вызывает бурные эмоции зрителей (за исключением отдельных депутатов и руководства некоторых госслужб). Подобные сцены воспринимаются уже как нечто само собой разумеющееся, хотя еще несколько десятков лет они вызывали скандал.
Наверно и впрямь мы вернулись в рай. Ну, или стоим у его порога. И только одно не дает покоя: не дай бог, нас отсюда снова выгонят.

Стаc Артемов

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий