Он родился в одно время с доильным аппаратом и дизельным двигателем. Он глотал гвозди, грубил, курил и соблазнял женщин, но все-таки дожил до наших дней – в 2000 году газета The Financial Times назвала Бибендума лучшим логотипом двадцатого века. В этом году исполнилось 120 лет, как Эдуарду Мишлену пришла в голову идея приделать к горе покрышек руки и ноги, а мы вспомнили, как это было.
Все началось в 1894 году на колониальной выставке в Лионе – международной экспозиции, призванной поддержать торговый оборот между империями и их колониями. Франции тогда принадлежало полмира, так что на выставке можно было увидеть как последние достижения технического прогресса, вроде инкубатора для недоношенных младенцев, так и экспозиции с колониальными товарами, импровизированные сомалийские и вьетнамские деревни, палатку с алжирской кухней, а также копии дворцов и мечетей из разных уголков империи.

До выставки ходил электрический трамвай, а специальный аэростат поднимал гостей на несколько сотен метров, чтобы они могли насладиться общей панорамой.
Один стенд был отведен под семейное предприятие Michelin, которое на тот момент выпускало самые разные шины – для кресел-колясок, тачек, велосипедов.
Зная, что выставку посетят сами братья Мишлен, сотрудники фирмы старались изо всех сил и сложили все виды покрышек в две пирамиды, от самых больших внизу до самых маленьких сверху. Младший из братьев Эдуард, увидев их, воскликнул: Если сюда приделать руки – получился бы человек.

Собственно, на этом история с кучей покрышек могла бы закончиться, не начавшись, но спустя четыре года парижский офис Michelin посетил художник и карикатурист Мариус Российон, больше известный под псевдонимом О’Галоп.
Занимавшийся творческими вопросами Андре Мишлен понимал, что хорошая реклама начинает играть все более важную роль в развитии бизнеса и позвал Российона, чтобы тот показал свои работы для варьете, популярного велосипедного журнала Alena Cycle и других заказчиков. Одна из них привлекла его внимание больше остальных.
На рисунке для мюнхенской пивоварни был изображен бородатый увалень с огромным животом и кружкой пива в правой руке, а слоган рядом с ним гласил Nunc est Bibendum – настало время выпить. Фраза была взята из оды древнеримского поэта Горация в честь очередной победы императора Августа. Враг, мол, повержен, пора поднять бокалы, друзья. Но здесь это высказывание скатилось до девиза какого-то заправского пьянчужки.

Увалень был столь упитан и велик, что напомнил Андре гору покрышек с выставки в Лионе. Сами же шины Michelin если не пили пиво, то относительно успешно проглатывали плохие дороги, чреватые проколами.
О’Галопу было дано задание как-то объединить два этих образа в одном плакате.
Если в рекламе Michelin прошлого 1897 года, словно в календаре Pirelli, была изображена полуобнаженная богиня на пневматической шине, то в творении художника главным действующим лицом была огромная стопка шин с руками и ногами, выглядевшая как заправский французский аристократ.

Новый персонаж говорил уже знакомую латинскую фразу Nunc est Bibendum, добавляя по-французски: Ваше здоровье. Шины Michelin глотают все препятствия, и готовился выпить бокал с острыми камнями, осколками и гвоздями – главным проклятием автомобилистов тех лет. Лошади, коих на дорогах по-прежнему было достаточно, не только оставляли на дорогах живописные кучи навоза, но и россыпи гвоздей, крепящих подкову к копыту. Так что автомобильные прогулки регулярно прерывались на физкультурные паузы для замены покрышек.
Новый персонаж выглядел напыщенно и явно происходил из высших слоев общества: прямая осанка, перстни на руках, пенсне, а главное – бокал! В его руке была не пивная кружка или сакральный для французов винный бокал, а фужер для шампанского – напитка бомонда.
Во всей Франции к этому моменту было около 2500 самодвижущихся экипажей, которыми владели богатые люди и аристократы – главная целевая аудитория автомобильных шин.

Острые языки окрестили резинового человека Michelin дорожным пьяницей, а уже в 1898 году во время пробега Париж – Амстердам – Париж один из его участников закричал Андре Мишлену: Смотрите, Бибендум идет.
Прозвище приклеилось к персонажу само собой, а О’Галоп получал все новые заказы на рекламные плакаты с его участием.
Эволюция Бибендума

В новых сюжетах Бибендум всячески помогал автолюбителям как друг и ангел-хранитель, а в инструкции по уходу и ремонту шин угодливо подписывался Ваше пневматчество. При этом он пользовался авторитетом, поучал конкурентов, мог завоевать любую женщину и непременно курил сигару – еще один символ благосостояния тех лет.
Однако главной находкой рекламной кампании было даже не то, что достоинства продукта демонстрировал удачно подобранный персонаж. Он продвигал не шины – он продвигал образ, а это было новым витком в эволюции рекламы. Michelin стал не просто заводом – теперь марка вызывала определенные эмоции и ассоциации. Хотя, когда крутой нрав Бибендума выходил из-под контроля, справиться с ним не мог даже сам О’Галоп.

На плакате 1905 года Бибендум был изображен одетым в боксерские трусы и перчатки, бьющим противника ногой. В подошве его обуви видны металлические вставки – новая технология Michelin, с помощью которой французы пытались усилить защиту протектора от гвоздей. Подпись ниже гласила: Le Coup de la Semelle Michelin – «удар подошвой “Мишлен».
Плакат, опять же, как плакат, но был нюанс: Джон Данлоп в Великобритании побеждал в соревнованиях по боксу, а во французском боксе разрешены удары ногами, чем Бибендум и пользуется для решающего удара.
В другой рекламной кампании его жертвой уже стали владельцы парижских автобусов, которые закупали жесткие, безвоздушные шины.
Реклама изображала свинью, которая с комфортом нежится в кузове грузовика на пневматиках, и пассажиров общественного транспорта, которых трясет в автобусе как в преисподней. Бибендум призывает: Парижане, требуйте равноправия!. Шины спешно заменили на пневматические.

Увы, оставаться бунтарем в возрасте 120 лет не смог бы даже Хью Хефнер, и своенравный Бибендум с годами становился все мягче: в тридцатых он окончательно бросил курить, а вскоре у него даже появились… жена и сын Биб. Наконец, в восьмидесятых он всегда изображался бегущим и, очевидно, сбросил лишний вес – из живота исчезли лишние шины, улучшилось зрение – ему больше не требовалось пенсне.

Отказавшись от светского образа жизни, курения и поедания гвоздей он, кажется, утерял частичку харизмы. Стал выглядеть слаще и моложе, но по-прежнему занимает главное место в рекламе Michelin. Картинка всегда важнее, чем текст, – так в завещании своему преемнику написал Андре Мишлен.
P.S.
В 1910 году О’Галопу заказала рекламный постер российская шинная фирма Проводник из Риги. Начав в XIX веке с производства калош, она вскоре переключилась и на шины, а в начале XX века уже занимали второе место в Европе по объемам производства.

Рекламные надписи Prowodnik можно было встретить по всему миру от Парижа до австралийской Аделаиды, эту же резину использовал Андрей Платонович Нагель во время путешествия в Африку

Постер О’Галопа для Проводника изображал безмятежного медведя в покрышке, которого не могла остановить даже стая гончих псов. Увы, во время Первой мировой войны рижское производство было раздроблено и перенесено вглубь страны, а потом исчезло в смуте революции. Вторым Бибендумом медведь не стал.
http://motor.ru/articles/2014/12/15/bibendum/

Michelin не устраивают требования Формулы 1
Французская компания Michelin поставляла шины для Формулы 1 до 2006 года и планировала вернуться после ухода Bridgestone в 2010 году, но отказалась из-за необходимости создавать шины, которые быстро изнашиваются ради повышения интереса к гонкам. По словам технического директора компании Николя Грубера, это и сейчас противоречит общей политике компании в продвижении бренда на мировой арене.
Николя Грубер: «Одним из ключевых элементов бренда Michelin всегда была долговечность нашей продукции. Готовясь к гонкам, мы всегда стараемся найти наилучший компромисс между уровнем сцепления и долговечностью шины. В MotoGP мы делаем всё возможное, чтобы гонщики могли показать лучшее время на последнем круге гонки. Это одна из причин, по которой компания не вернулась в Формулу 1.
Мы были заинтересованы в возобновлении поставок, но нас не устроил регламент и требования к производителю резины. Высокий износ шин противоречит тому, что мы хотим продемонстрировать. Было бы контрпродуктивно так поступать».








