Этот знаменитый бренд складывался на протяжении многих веков, истоки его возникновения уходят в глубокое средневековье, когда караваны везли поВеликому Шелковому Пути изделия бухарских мастериц в государства Востока, Запада,Средиземноморья. В изделия влюблялись сразу. Мягкий блестящий ворс, затейливый рисунок и все оттенки красного в цветовой гамме, от темного бордо, до светло розового. Такой шедевр хорош и на стене и на полу, как говориться: «и душу греет и глаз радует».
И пусть сегодня утверждают, что «бухарскими» ошибочно называли туркменские ковры, а Бухара никогда не знала ковроткачества. У нас есть, что ответить злопыхателям.
Кажется, что ковры в Бухаре и на территориях ей подчиненных ткали всегда. Во всяком случае, уже в XIII веке есть первые хвалебные отзывы о работах местных мастеров. Так достаточно авторитетный персонаж – Марко Поло, посетивший эти края, писал: «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры»!
А уже в XV веке, посол Кастилии Руи Гонсалес де Клавихо на все лады расхваливал «яркие красные ковры», которые он в изобилии встречал при дворе Амира Темура.
Эти запоминающиеся ковры можно видеть на старинных узбекских миниатюрах и картинах средневековых европейских мастеров.
С фактами не поспоришь.
Бухарские ковры во все времена отличались красочностью, пестротой узора и высоким ворсом.
Доподлинно известно, что для изготовления такого ковров традиционно брали только весеннюю самую длинную и мягкую шерсть равнинных овец. Ведь считалось, что овечья шерсть и изделия из нее способны излечить от многих болезней.
Для крашения выделанного волокна применяли исключительно естественные красители : кору дуба, ореха и граната, которые давали насыщенные цвета от черного до бежево-золотистого, а для получения знаменитой красной палитры использовали корень морены.
Об орнаментах бухарских ковров можно рассказывать вечность. Здесь и стилизованные солнечные знаки, и рога архара, и туморы~ – своеобразные амулеты призванные уберечь хозяина от злого глаза и жизненных невзгод. Популярны также изображения людей в виде геометрических и ромбических фигурок, очень часто встречаются изображения так называемого «райского сада» – любимая тема всех узбекских ковров и специфические восьмиугольники в окружении звезд- традиционный бухарский рисунок.~
Но со временем производство ковров пришло в упадок, а концу XIX века секреты ремесла и вовсе были практически утеряны. И только с обретениемУзбекистаном независимости, стали потихоньку восстанавливать секреты ковроткачества.
Сегодня в Бухаре полностью восстановлен этот некогда знаменитый промысел, наряду с шерстяным, вспомнили и о шелковом ковроткачестве и производстве паласов безворсовых ковров, которыми когда-то тоже славилась это местность.
Современные паласы ткут больших размеров с простым рисунком, белого, красного и желтых цветов.
И сегодня как когда-то, ковры в Бухаре продаются на любом базаре, в любой сувенирной лавке. Расстеленные на полу они удивляют своей яркостью и пестротой, бахвалясь друг перед~ другом затейливостью рисунка и сочностью красок, а свернутые в рулон бесстыдно хвастают необыкновенно ровной изнанкой признаком огромного мастерства ткачей. Вывешенные для обзора они так и пытаются поймать налетевший ветерок и улететь.