Юрий Александрович Гарнаев

Юрий Александрович ГарнаевЮрий Александрович Гарнаев (17 декабря 1917, Балашов, СССР — 6 августа 1967, Ле Ров, Франция) — Советский лётчик. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964), Герой Советского Союза (1964).

Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области. В 1939 окончил Энгельское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в Советско-Японской войне в составе 718 ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвел 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года. С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский.

С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР. В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации. В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4. В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино. В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте. Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе. Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).

В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС). К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ. В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.

16 июля 1964 года в испытательном полёте потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий летчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом. 21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

В 1965 году участвовал в составе советской делегации в XXVI международном авиасалоне в Ле Бурже с демонстрацией вертолётной техники. Затем осуществлял полёты в ряде стран Европы на производство уникальных лётных монтажных работ с внешней подвески вертолёта по контракту с французской фирмой Сьюд.
Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков. Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом. Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.

Погиб 6 августа 1967 года в катастрофе вертолёта Ми-6ПЖ при тушении с воздуха лесных пожаров во Франции.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий