Многие смотрели фильмы «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель», где в главной роли снимался Арнольд Шварценеггер. Фильмы были сняты по мотивам повестей Роберта И. Говарда о приключениях Конана из Киммерии.
Но мало кто знает, что союзы племен реальных киммерийцев населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.
О нашем родстве говорит и такой источник как «Велесова книга», которая в настоящее время имеется в нескольких переводах. Легенду о родстве славян и киммерийцев приводит и арабское сочинение 12 века «Собрание историй». В ней говорится о трёх братьях – Русе, Кимере и Хазаре.
Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря. По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, и началось их продвижение в Грецию, кельты были оттеснены на запад.
Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Частью союза племён киммерийцев были и синды, чьи потомки жили и у Балтики, и на берегах далекого Инда.
У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.
О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Добассе.
Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде – например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.
В мифологии часто прародителем народа выступает один человек (видимо, глава рода, племени, народа). Киммерийцам соответствуют несколько имен: уже упоминавшийся Кимер – брат Руса и Хазара, в германской мифологии — великан Имир-Бергельмир (прародитель людей, спасшийся от потопа), в «Велесовой книге» — «Богумир» (один из прародителей славян), в Авесте – царь Йима. Йиму, как и Богумира, боги научили готовить священный напиток Сому-Хаому, в славянском варианте – Сурицу. Йима, как и германский великан, спасает народ от потопа (видимо, гибель остатков Арктиды, приблизительно 10-12 тыс. лет назад). Да и известный город Аркаим (Южный Урал) переводиться как «арка-крепость Йимы».
На основе текстов Ветхого завета киммерийцев производят из имени «Гомера», сына Иафета.
Согласно «Велесовой книге», у Богумира было два сына – Сева и Рус, от них «произошли союзы племён северян и русов, три дочери – Древа, Скрева, Полева (кто помнит историю Киевской Руси, правильно соотнесёт их с союзами племён древлян, кривичей и полян). Согласно этой легенде, русы и северяне — прямые потомки киммерийцев, а древляне, кривичи и поляне — «дочерние» союзы племён, то есть с примесью других родов.
На берегах Балтийского моря осела часть киммерийцев, об этом говорит и Гомер, и другие авторы Древней Греции, называя их «виндами», «индами», «энетами». Они славились тем, что были главными поставщиками «слез солнца», янтаря. Видимо, дальними потомками балтийским киммерийцев были племена порусов-пруссов и воинственные русы-руги.
Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.
Примерно в 8 веке до нашей эры, во время очередного переселения русов с востока, согласно Геродоту, у киммерийцев началась междоусобная война. Народ восстал против политической элиты (видимо, слишком роскошно жившей и деградировавшей), все «цари» (политическая элита) были убиты. Поводом для междоусобицы стал вопрос – воевать со скифами или нет. Народные массы выступили за мир с родственными родами, политическая элита была за войну. Народ большей частью остался, влившись в состав родственного союза скифов-сколотов. Часть ушла на запад, часть на юг – во Фракию, образовав царство треров, ещё одна группа двинулась вдоль восточного побережья Чёрного моря. Ушли, скорее всего, военные элиты киммерийских племён, учитывая их бешеную военную активность в Малой Азии.
Те, кто решил уйти в Азию, вторглись в государство Урарту, в 722-711 гг. до нашей эры разгромили урартского царя Русу I. Его войско, по сообщениям ассирийской разведки, было целиком уничтожено. Киммирийцы подчинили себе остатки государства хеттов, которое уже было в упадке. В районе современного города Синоп киммерийцы основали свое государство, «страну Гимир», ассирийских источников. У грузин их название сохранилось с слове «гмири» — «великан, богатырь».
Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту.
Войны киммерийцев и их тактика
В бою с азиатскими державами киммерийцы использовали ещё не известную здесь тактику – манёвр крупными массами конных стрелков. Основу их армии составляли отряды конницы, это давало большие преимущества перед в основном пешими армиями азиатских держав. Их конные отряды не имели обозов. Их маневренность, быстрота, в сочетании с мощной пробивной силой киммерийских стрел (они отличались высокими баллистическими качествами), позволяли держаться от армии противника на расстоянии. Киммерийцы могли стрелять на ходу, конница противника и его колесницы не обладали столь высокими боевыми качествами, чтобы противодействовать киммерийским отрядам.
Вооружены воины-киммерийцы были луками, железными мечами и каменными боевыми молотами. Луки киммерийцев до нашего времени не дошли, найден только один лук в курганном погребении у г. Зимогорья в Луганской области. Он состоял из двух продольных полос дерева, обмотанного растительной плёнкой, видимо, берестой. Длина его – 93 см. В принципе – это характерный «скифский лук», традиция одна. Наконечники стрел – втульчатые. Среди бронзовых наконечников стрел встречаются ромбические, овальные и килевидные. Встречаются и костяные наконечники стрел — ромбовидные с выемчатым или прямым основанием, квадратные или круглые в разрезе. Носили стрелы в колчанах из кости или мягкого камня.
Для ближнего боя использовали мечи и кинжалы из бронзы или железа, иногда рукоять была бронзовой, клинок железным. Киммерийцы были знакомы и с железными наконечниками копий.
Киммерийцы одерживали победу за победой, в 705 году до н. э. наголову разгромили грозных ассирийцев, в бою погиб и ассирийский царь Саргон II. Примерно в 692 году до н. э. они напали на Лидию, лидийцы обратились за помощью к Ассирии, только совместными усилиями киммерийцев оттеснили. В 679 году до н. э. они совершили поход на Ассирию, в 676-674 гг., заставив Урарту войти с ними в союз, атаковали Фригию, фригийская армия была уничтожена, её царь Мидас (который в мифах обращал предметы в золото) погиб, Фригия прекратила существование. В 665 году Лидия вновь зовёт ассирийцев на помощь, но уже в 654 году киммерийцы всё же разгромили Лидию, город Сарды, столица, взята штурмом, царь Гиг погиб. Большая часть Лидии, Фригии вошли в состав царства киммерийцев.
Отряды киммерийцев дошли до Палестины и Египта, фараону Псамметиху I с трудом удалось сдержать их натиск. В это же время фракийские киммерийцы (основались на Балканском полуострове) атаковали греческие города в Малой Азии и ударили по Фригии и Пафлагонии с запада.
Но вскоре скифы перебрались через Кавказский хребет, в 650-640-х годах они в союзе с ассирийцами разбили киммерийцев, были разбиты и киммерийцы во Фракии. Ещё одно поражение они потерпели от возродившегося Лидийского царства. Киммерийцы были вынуждены отступить на запад Малой Азии, а на рубеже 7-6 столетий они переселились на Балканский полуостров, к своим сородичам. Впоследствии они вошли в скифский союз племён. Часть киммерийцев влилась во фракийские племена или по долине реки Дунай ушла дальше, в Западную Европу. От них, видимо, при смешении с кельтами произошли кельты-кимбры и племя кимвров. Они в союзе с племенем тевтонов во 2 веке до н. э. вторглись в Римскую республику. Византийские авторы уже в 1 тысячелетии нашей эры называли «киммерийцами» племена, населявшие берега Балтийского моря, часть из них влилась в состав балтийских и славянорусских племён Центральной Европы.
О верованиях киммерийцев мало что известно кроме того, что центральное место (как и у скифов) занимал бог войны, они поклонялись Мечу. Как и у всех арийских народов, у них была развита культура погребения. В могильники клались дары, приносились жертвы, встречаются простые погребения (ямы прямоугольные и овальные), ямы с деревянными срубами (поэтому археологическую культуру и назвали «срубной» и «ямной»). Тела лежат скорченно на боку, а также вытянуто на спине или боку. Преобладает восточная и западная ориентировка усопших. В могилы мужчин клали оружие, упряжь, инструменты, пищу. В женские — посуду, иголки, украшения.
Источники:
Василевская Н. И., Петухов Ю. Д. Русская Скифия. М., 2006
Велесова книга. В переводе Г. Максименко. М., 2008.
Иванчик А. И. Киммерийцы. М., 1996.
Петухов Ю. Д. История русов. М., 2002.
Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2000.
Самсонов Александр