Зачем епископу Шпейера Рудигеру понадобились евреи?

В 1084 г. епископ Рудигер (Rudigerus), властитель города Шпейер (Speyer), опубликовал привилегию для евреев. Это первая дошедшая до нас привилегия, выданная еврейской общине. Содержание этого документа таково:

“Именем святой и неделимой Троицы. Я, Рудигер, прозываемый также Хойзман, епископ Шпейера, желая сделать город Шпейер великим, решил, что тысячекратно увеличу славу нашего города, если приглашу поселиться в нем и евреев.

Приглашенных сюда евреев я поселил отдельно от всех остальных жителей города и, чтобы они не стали легкой жертвой бесчинств толпы, окружил их поселение стеной. Место их поселения, которое я купил честным и законным путем – ибо этот холм купил я частично за деньги и частично путем обмена, а долину я получил в подарок по наследству, – передал им на условии, что будут они ежегодно платить три с половиной литры в деньгах города Шпейера на общие нужды братьев.

Я дал им разрешение и право заниматься обменом золота и серебра, а также покупать и продавать то, что им покажется нужным, как среди жителей их поселения, так и на территории, которая находится вне порта, до стоянки кораблей и в самом порту. Это разрешение распространяется [также] и на весь город.

А кроме того, я выделил им из церковных земель в вечное пользование место для кладбища.

И к этому добавил вот что: если приедет к ним погостить еврей из других мест, то он не должен платить налогов.

И будет глава еврейской синагоги как правитель города: он обязан решить каждый спор и каждую тяжбу, которые возникнут между ними или с ними. Однако, если он не сможет вершить суд, то дело будет передано епископу города или его придворному.

Ночная охрана, защита и укрепление [стены] возлагаются на них только в пределах их поселения, и в охране могут участвовать слуги.

Им разрешается нанимать кормилиц и наемных работников из нашей среды.

Им разрешается продавать мясо животных, зарезанных не по правилам их религии, и христианам разрешается это мясо покупать.

В итоге, дабы выказать им мою милость, я дал им законы, лучше которых для евреев не было еще ни в одном тевтонском городе.

А для того, чтобы не появился кто-нибудь после меня, кто попытался бы посягнуть на эти права и льготы или наложить на них тяжелые налоги, утверждая, что они сами присвоили себе эти льготы, а не получили их из рук епископа, я записал все указанные льготы и оставил этот документ у подходящего для них свидетеля. И для того, чтобы все это было известно и в грядущие дни, я подписал этот документ собственноручно и запечатал его кольцом-печаткой, как можно видеть внизу, и исполнил [этот рукописный документ]. Выдано тринадцатого сентября 1084 года, в двенадцатый год моего правления этой страной, когда было мне присвоено звание епископа».

Составьте список тем, обсуждаемых в привилегии. Какие, по Вашему мнению, стороны жизни евреев не затрагиваются в этом документе?

Привилегия (privilegium), наподобие приведенной выше, получила свое название от латинского priva lex – “частный закон”. Привилегии выдавались местным правителем людям или группам населения. В них определялись особые права этих лиц или групп. Посредством привилегий можно было предоставить особые льготы, которые не были предусмотрены общим законом, если таковой существовал, и, таким образом, – выделить эту группу из общей массы населения. В нашем случае речь идет о правовом документе, выданном евреям. Как мы увидим дальше, положение других групп в обществе тоже определялось при помощи привилегий. Привилегии выдавались по разным поводам: зачастую, во время основания новой еврейской общины; иногда при смене власти или при возникновении опасности, чтобы обеспечить безопасность евреев и предостеречь тех, кто угрожает их благополучию. Привилегия, данная Рудигером, создала условия для образования в Шпейере еврейской общины и определила ее структуру. Изучение этого документа помогает нам понять, как складывалась жизнь в других еврейских общинах, поскольку его содержание достаточно полно отражает то положение, какое занимали евреи в развивающемся городе, отношения между евреями и правителями городов, а также отношения между евреями и христианским большинством. Привилегия Рудигера стала, в сущности, основой для установления статуса евреев во всей Западной Европе того времени и моделью для определения их места в обществе. В 1090 г. император Генрих IV дал сходную, но более подробную привилегию евреям Вормса (Worms). В ней подчеркивается финансовая независимость евреев в королевстве, и даже право присягать в судах, согласно их религии. Эта привилегия освободила евреев от христианской присяги государю, которую обязаны были приносить все остальные подданные.

Еврейская община в Шпейере была основана по приглашению христианского правителя Рудигера. Об этом мы узнаем из вводной части привилегии. Евреи были приглашены в город благодаря той важной экономической роли, которую они играли в области торговли и обмена денег. Рудигер позволил евреям вести себя в соответствии с их законом и пожаловал им внутреннюю автономию. Глава еврейской общины (archisynagogus) получал среди евреев те же права, что и епископ среди христиан. Он отвечал за судопроизводство, которое совершалось в соответствии с еврейской Галахой. В привилегии евреям Вормса, о которой мы упоминали выше, появляется звание “еврейский епископ” (episcopus Judaeorum). Имеется в виду глава еврейской общины, которому была вручена привилегия. Признание еврейской традиции и, одновременно, определение должностей в терминах, принятых в христианском обществе, как бы придавали еврейской общине официальный статус. Христианский правитель оставлял себе право вмешиваться во внутреннюю жизнь евреев только в исключительных случаях.

Следует обратить внимание на то, что без официального разрешения со стороны христианских правителей создание особых общественных и культурных рамок для евреев в Европе оказалось бы невозможным. Привилегия определила эти рамки и очертила границы еврейской жизни. Существование европейских евреев основывалось на обоюдном договоре: евреи отказались от политической силы, в обмен на которую получали разрешение вести тот образ жизни, какой предписывала им Тора. Они могли обращаться в раввинский суд и не подчиняться другим органам судопроизводства за исключением особых случаев.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий