Некоторые произведения искусства не дают покоя исследователям и историкам: похоже, споры вокруг «Моны Лизы» Леонардо Да Винчи не утихнут никогда, даже в то время когда печать на холсте стала обычным делом во всем мире. Более того, если в течение какого-то времени не появляется новых открытий, связанных с произведением Леонардо, исследователи его творчества «вспоминают» о давних конспирологических теориях и публикуют их как результаты новейших исследований.
В последние дни в крупнейших европейских и американских СМИ появился ряд статей, в которых президент итальянского Национального комитета культурного наследия Сильвано Винчети рассказывает о том, что, скорее всего, на портрете изображена вовсе не Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, а юный подмастерье Леонардо Джан Джакомо Капротти (Gian Giacomo Caprotti), с 1490 по 1510 год работавший у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужившего прозвище «Дьяволенок» (Salai).
По мнению Винченти, Леонардо написал с Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела. Все перечисленные персонажи похожи друг на друга и одновременно имеют большое сходство с Моной Лизой: это стройные женоподобные кудрявые юноши. Вдобавок, Капротти стал героем нескольких эротических набросков мастера, из чего Винчети сделал вывод, что между живописцем и подмастерьем могла быть любовная связь. Вдобавок Винченти говорит о том, что «Мона Лиза» (Mona Lisa) – это не более, чем анаграмма названия «Мой Салаи» (Mon Salai). Стоит отметить, что этой гипотезе как минимум 50 лет, но это факт, по-видимому, нисколько не смущает Винченти.
Несколько месяцев назад этот же исследователь сообщил миру о еще одном «поразительном открытии»: по его словам, в глазах Джоконды прорисованы мельчайшие буквы и цифры. «Их трудно заметить невооруженным взглядом, однако с помощью увеличительного стекла знаки становятся различимы. Они написаны черной краской на зелено-коричневом фоне», — заявил он.
Предполагается, что, разгадав символы, начертанные художником, удастся прийти к окончательному мнению по поводу того, кто же на самом деле изображен на знаменитом портрете.
В правом зрачке Моны Лизы Винченти удалось рассмотреть латинские буквы «LV», что может иметь отношение к инициалам Леонардо да Винчи. В левом глазу буквы читаются с трудом и, по словам специалистов, это либо СE, либо В или E.
Одновременно не исключено, что буквами обозначены цифры, как это делалось в Средние века.
«На обороте картины видны цифры 149 и следы от еще одного стертого символа», — говорит Винченте. По его мнению, это говорит о том, что картина была создана в 1490-е гг. в Милане. При этом в качестве модели Винченти назвал придворную даму миланского герцога Людовико Сфорца.
Позади Джоконды, в арочном своде моста, различимо число 72, правда, по мнению экспертов, семерка может быть буквой «L». Значение этих знаков пока еще не раскрыто.
В начале 2011 года другой исследователь творчества Леонардо, Карла Глори, высказала гипотезу, что на фоне картины изображены окрестности городка Боббио, располагающегося на сервере Италии. Долгое время считалось, что мост и дорога, которые видны над плечом Моны Лизы – лишь плод воображения Леонардо, однако теперь ситуация изменилась. «Изображеннуюю на картине петляющую дорогу, так же как и мост с арками, Леонардо мог видеть из окон городского замка», – говорит Глори, которая собирается опубликовать монографию о своих исследованиях произведения да Винчи в этом году.
По мнению Карлы Глори, которое приводит The Guardian, вполне вероятно, что да Винчи приезжал в Боббио, чтобы посетить знаменитую библиотеку, как и многие ученые и художники, работавшие при дворе Сфорца. Не исключено, что через несколько лет он написал картину по памяти. Конечно, за прошедшие века ландшафт местности, которая видна за плечом Моны Лизы, изменился, но извилистая дорога сохранилась в Боббио до сих пор. Сейчас берега Требии соединяет другой мост, но он в целом похож на тот, что стоял на этом месте 500 лет назад и был смыт сильным наводнением в 1472 году – именно последние две цифры этой даты, по мнению Глори, и видны на мосту на шедевре Да Винчи.
Один из наиболее известных исследователей творчества Леонардо Да Винчи Мартин Кемп более чем скептически относится к подобным теориям. «Можно с высокой долей уверенности утверждать, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо, как бы неромантично и приземлено это ни звучало», – говорит он. То, что на картине изображены окрестности Боббио, также вызывает сомнения: «Леонардо изобразил архетипический пейзаж, на основе знания «тела земли»».
Создается впечатление, что общественность пресытилась подобными версиями. Как пишет газета Le Monde, «завтра нам будут доказывать, что для статуи «Мыслителя» Родену позировал законченный кретин. А прообразом «Русалочки» Эриксена была жительница Копенгагена, не умевшая плавать. В конце концов, какая разница? Художник черпает свое вдохновение там, где он того пожелает и затем творчески преобразует увиденное. Сложнее, когда речь идет о выдающихся людях: как в живописи, так и в скульптуре, для таких преобразований есть свой предел. Никто и не подумает о том, что для портрета Наполеона Давиду, Энгру или Гро мог позировать заурядный солдафон».
Армен Аспарян