Загадки каменного комплекса Акыртас

На юге Казахстана, близ города Тараз, что у самой границы с Киргизией, находятся руины загадочного сооружения, называемого Акыртас. Изучение его ведется давно – почти полторы сотни лет. И все это время выдвигались самые противоречивые гипотезы о назначении объекта и его создателях. Кто, по различным версиям, только его не строил – и персы, и греки, и арабы, и римляне. В истории древней архитектуры Акыртасу действительно нет аналогов.

Загадки каменного комплекса Акыртас

Город аков и асов 

Акыртас, как смогли установить археологи, представлял собой целый комплекс с жилыми постройками, складскими помещениями и водопроводом. Пятиметровая толщина наружных каменных стен, предположительная их высота 12-15 метров и четырехметровый фундамент свидетельствуют о том, что он мог выполнять и оборонительные функции.

Первые исследователи Акыртаса высказывали предположения, что имеют дело с буддийским храмом или несторианской церковью. Современные исследователи считают, что их предшественники были недалеки от истины. Возможно, это место действительно почиталось в древности как священное.

Время строительства Акыртаса относится примерно к VIII веку. Это был период владычества Тюргешского каганата, ставка которого располагалась на территории современного Тараза. На долины Алатау в те времена устремляли свои взоры две державы: империя китайской династии Тан и Арабский халифат. Китайцы дважды вторгались в долины Алатау, с запада приближались арабы. Для противодействия надвигающейся угрозе жителям Алатау следовало объединиться. Это были народы, которые, скорее всего, исповедовали буддизм и христианство несторианского толка. Как они именовались? У краеведа и исследователя Акыртаса Балтабека Умирьяева есть своя точка зрения на этот счет. Он предлагает обратить внимание на названия расположенных вблизи географических объектов – Акжар, Акбулым, Актоган, Акшолак. Исследователь полагает, что “ак” – принадлежность этническая: “Аки – это потомки мигрантов из Месопотамии, тиграхаудов. За долгие века они прошли ассимиляцию и приняли несторианство”.

О названии одного здешнего народа якобы говорят другие топонимы – Аспара, Баласагун, Талас, Тектурмас. “Следует учесть, – продолжает Балтабек Умирьяев, – что “ас” – собирательное наименование народов, к которым принадлежат не только тюрки, но и персоязычные народы. Видимо, они были выходцами из Малой Азии, также мигрировавшими в долины Алатау”. Историк античности Страбон упоминает этих людей как asiani. “Асы небесные” – так в переводе с прототюркского назывались приверженцы религии Отца Небесного – Тенгри Хана. Под влиянием Тибета они приняли буддизм.

Как считает Балтабек Умирьяев, буддизм вместе с христианством проник в долины Алатау по Великому шелковому пути и получил здесь широкое распространение.

Краевед полагает, что строители Акыртаса были людьми образованными. И вот почему. “План Акыртаса представляет собой почти правильный прямоугольник – его размеры 138 на 162 метра, – рассказывает начальник Акыртасского археологического отряда Дмитрий Воякин. – По площади он превосходит древнеримский Колизей, а по объему каменных работ равен египетской пирамиде средней величины. Ясно, что план такого огромного сооружения составлялся не наобум, для этого требовалось знание точных наук, а также и определенные теофилософские воззрения. Продольная ось сооружения имеет отклонение от земного меридиана на 18 градусов. Эта цифра взята из астрономии”.

Векторы Акыртаса, являющиеся продолжениями диагоналей, проходят аккурат через… Мекку и Кайлас. Случайность ли это? Вряд ли. Вероятно, создатели города обладали знаниями в области астрономии и инженерной геометрии.

Но почему не завершилось строительство Акыртаса? По версии казахского краеведа, в VIII веке долины Алатау захватили китайцы. В 751 году объединенные войска тюрков и арабов у реки Талас разбили агрессора. Но после его изгнания строительство не продолжилось. К тому времени Великий шелковый путь уже приходил в упадок. Экономика края не в состоянии была вытянуть строительство грандиозного объекта. Тем не менее Акыртас, даже будучи недостроенным, выполнил главное свое предназначение: авторы проекта увековечили себя и свои народы в плане города, являющемся научной шифровкой, письмом – посланием поколениям предстоящих тысячелетий. И спустя тринадцать столетий оно дошло до своего адресата.

Прочтение камня 

Осенью прошлого года археологи нашли на Акыртасе небольшой камень с загадочными надписями: три строки из двенадцати знаков. Тюрколог Алтай Аманжолов прочел надпись следующим образом. Первая строка: “Сизиш, сючиш!” (“Растапливайся (нагреваясь), становись сладким!”) Вторая строка: “Ашар” (“Корм”). Третья: “Ариш” (“Чистый”). На камне имеются также обозначения из нескольких пересекающихся линий под разными углами. Переводчик предположил, что камень служил для магического священнодействия при нагревании и растапливании питья или корма для скота в зимнее время в близлежащих каменных кормушках. Но Балтабек Умирьяев с такой трактовкой не согласен. Текст письма, по его мнению, имеет другое значение. И вот почему.

Уже неоднократно различными исследователями поднимался вопрос о необходимости проведения геофизических и медицинских исследований на Акыртасе. Эта территория, по мнению многих, представляет собой самую настоящую природную аномалию – зону тектонического разлома с огромными многоярусными пустотами в земной коре. Сложные процессы, происходящие в недрах, оказывают воздействие и на людей. Физические ощущения здесь сугубо индивидуальны. У одних обостряются зрение и слух, другие впадают в состояние транса, третьи испытывают сильный физический подъем. Часто приезжающие сюда люди ощущают тошноту и головокружение, им кажется, что под ногами у них дрожит земля. От соприкосновения с камнями Акыртаса многие начинают чувствовать жар в руках и ногах. “Во время многолетних посещений Акыртаса мне постоянно приходилось на себе испытывать подобное, – говорит Балтабек Умирьяев. – Такие же ощущения, по моим наблюдениям, возникают у каждого второго посетителя”.

“Сильное электромагнитное поле недр земли способствует пробуждению резервных клеток организма, включая их в орбиту жизнедеятельности, и активизирует физиологические процессы”, – полагает Балтабек Умирьяев. Считается, что организм человека за всю его жизнь использует только до 20 процентов своих возможностей. Акыртас, по-видимому, являлся и является природным генератором, активизирующим “спящие” клетки человеческого организма.

Очевидно, древние священнослужители эти явления использовали в обрядовых действиях, вкладывая найденный археологами необычный камень в ладони строителей Акыртаса. Возникавший жар, исходящий от ритуального камня, растекался по рукам, вызывая чувство умиротворения и одухотворенности. Конечно, никакими волшебными свойствами сакральный камень обладать не мог, в другой местности никаких ощущений от него не возникало. Все эти ощущения – результат воздействия природной аномалии Акыртаса на организм человека.

Не умаляя значения работы исследователя Аманжолова, краевед Умирьяев полагает, что первая строка его перевода – “Растапливайся (нагреваясь), становись сладким” – верно отражает аномалию Акыртаса. Выражение, звучащее примерно как “растопи свою душу”, означает духовную подготовку человека к встрече со святыней. Руны на акыртасском камне содержат в себе некие главные понятия при проведении обряда освящения. Нанести на небольшой ритуальный камень полный текст обряда священнодействия было невозможно, поэтому он содержал в себе только отдельные слова, смысл которых был ясен служителям культа. Краткий текст являлся для них своего рода памяткой.

Пока ученые пытаются докопаться до истины, сюда ежедневно приезжает по две-три машины с паломниками. В выходные и праздники – гораздо больше. Есть постоянные посетители, которые с удовольствием расскажут истории чудесного выздоровления своих знакомых. Работа на индустрию “оздоровительного” туризма – видимо, это новая жизнь Акыртаса.

МНЕНИЯ
Магия места 

Геннадий Баталов , доктор исторических наук, археолог:

– Я неоднократно был в Таразе и его окрестностях. Там есть три удивительных комплекса: Мерке, Жайсан и Акыртас, название которого переводится как “священный камень”. Я считаю, что любой памятник несет в себе информационную и историко-культурную нагрузку. А строились эти сооружения в тех местах, где, на взгляд наших дальних предков, это было целесообразно с точки зрения пространства, времени, ландшафта. Примерно по такому же принципу строились мечети и церкви. Я категорически не согласен с теми, кто говорит об особых проявлениях, которыми якобы обладают многие археологические памятники. Потому что сначала надо оценить историко-культурную ценность объекта, а уже потом говорить о его магических свойствах. Любое место освящает сам человек. Кстати, не без помощи СМИ знаменитый ныне Аркаим в Челябинской области превратили в эзотерический центр.

Карл Байпаков , академик Национальной академии наук Республики Казахстан, профессор:

– На мой взгляд, Акыртас является недостроенной ставкой тюркского племени карлуков, владевших Семиречьем в IX-X вв. и пригласивших для строительства арабских зодчих. В литературе существуют разные версии о времени начала сооружения комплекса, его назначении и отождествлении с конкретным населенным пунктом. Но ясно одно: в начале XIII века он уже стал памятником, и его руины видел в 1223 году даосский монах Чан-Чунь, описавший свое путешествие в ставку Чингисхана. В ходе раскопок установлено, что в западной стене комплекса мог располагаться михраб – обращенная на юг ниша в стене, где молятся мусульмане. Если считать, что в Акыртасе была мечеть, то это снимает предположения о несторианском или буддийском назначении всего комплекса. В то же время аналоги планировки Акыртаса уводят в архитектуру Ближнего и Среднего Востока. Она, в частности, очень похожа на планировку дворцов Самарры – летней резиденции арабских халифов, дворцов Сирии и Иордании. Все это заставляет взглянуть на постройку Акыртаса как на дворец.

Степан Кривошеев

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий