Загадочная гибель лузитании

Гибель огромного пассажирского лайнера Лузитания 7 мая 1915 года всколыхнула мировую общественность. Противоречивые слухи, предположения иPдогадки об этой трагедии бытуют и сегодня. До сих пор правительственные документы Англии по делу затонувшего корабля тайна за семью печатями. Что же произошло.

По мнению английского журналиста К. Симпсона, гибель Лузитании окутана обилием тщательно сфабрикованных данных. Но начнем сначала. Итак, 1 мая 1915 года Лузитания точно по расписанию отправилась в обычный рейс Нью-Йорк Ливерпуль.

До этого помощник капитана встречал пассажиров уPтрапа. Какой-то репортер передал ему утренний выпуск Нью-Йорк трибюн. Там было опубликовано предупреждение от германского посольства о том, что американцам не рекомендуется плавать на английских лайнерах из-за угрозы нападения немецких подлодок. Представитель компании Кунард убедил пассажиров, что Лузитания – самый быстрый корабль вPАтлантике.

ИPникакие подлодки ему не страшны. В итоге на борту оказалось 1959 человек. Поскольку шла Первая мировая война, курсы торговых кораблей определяли военные моряки. Они и должны были сообщать секретные сведения оPвражеских подлодках.

Но капитану Лузитании Тернеру в порту предупреждение не передали. Он получил радиограмму только 6Pмая вечером: Германская подводная лодка стоит у южного берега Ирландии. Причем прислал ее адмирал Коук, командир противолодочной флотилии, а не морское командование. Коук уже знал о гибели двух небольших пароходов и понимал, что Лузитания приближается к вражеской лодке.

Но без приказа Адмиралтейства он не мог вывести вPморе флотилию. Приказ же от руководства не поступил. Капитан Тернер, ведя лайнер кPпроливу св. Георга в опасную зону, не мог изменить курс без приказа сверху или без указания командира военного корабля.

Он только мог привести вPготовность всевозможные спасательные средства. Тернер оповестил экипаж и пассажиров, что не исключено нападение вражеских подлодок. Попросил не паниковать, так как лайнер охраняет Королевский флот. Утром 7Pмая сгустился туман.

Капитан уменьшил скорость иPприказал включить сирену, чтобы военные корабли знали оPприближении лайнера. Но рядом не оказалось ни одной боевой единицы Королевского флота. Вскоре Лузитания была атакована немецкой подводной лодкой U-20. Через 18 минут после взрыва она полностью ушла под воду.

Погибло 1198 человек. Непонятно, почему британское Адмиралтейство иPминистр Черчилль, получив отовсюду предупреждения о нападении на Лузитанию, проявили такую странную беспечность. В процессе расследования этой трагедии британское правительство официально заявило, что на борту пассажирского корабля не было никаких боеприпасов. Но, по утверждению журналиста Симпсона, документы, обнаруженные вPархивах британской компании Кунард лайнз иPправительстве США, говорят об обратном.

В первых же сообщениях оPгибели лайнера подчеркивалось, что он не был вPчистом виде пассажирским, потому как вез из Америки взрывчатые вещества. Выдвигалась даже версия, что он являлся вспомогательным крейсером Королевского флота иPнес на борту тяжелую артиллерию. Британское Адмиралтейство, конечно, назвало все эти утверждения клеветой. ВP1926 году английский историк морского флота Вильсон отметил, что среди груза лайнера были ящики сPвинтовочными патронами иPпустышками снарядов.

К. Симпсон проверил документы по всем видам грузов, погруженных вPтрюм корабля. К примеру, там было 3800 ящиков, обозначенных упаковки сPсыром. Отправитель гр.

США А. Фрезер. Он был крупнейшим импортером товаров в период 1915 года. Хотя до войны являлся несостоятельным должником.

Поэтому он, по мнению Симпсона, оказался тем подставным лицом, при помощи которого и оформлялся англичанами вывоз взрывчатых веществ. Чуть позже министр морского флота Тирпиц четко обозначил вPмемуарах причину гибели Лузитании: погруженные вPтрюмы боеприпасы вызвали повторный взрыв. Официальная же британская версия утверждала, что лайнер погиб из-за атаки двух немецких торпед. Королевская следственная комиссия вынесла вердикт, что на борту этого корабля боеприпасов не было.

А ответственность за трагедию возложила на командование военно-морских сил Германии, которое позволило без предупреждения нападать на мирные суда капитанам подлодок. Комиссия также не сделала выводов из показаний пассажира Лузитании, профессора Ж. Марешаля. А он утверждал, что после взрыва торпеды отчетливо слышал звуки взрывающихся боеприпасов.

Однако вPгоды первой мировой войны ошибки следственной комиссии могли оценить только немногие специалисты. Они знали, что даже две торпеды не могут пустить огромный корабль ко дну за считанные минуты. Кроме того, немецкие торпеды были технически несовершенны. Похоже, что события 7Pмая 1915 года это часть перспективных военных иPполитических игр.

ВPбольшую английскую стратегию попали и огромные пассажирские лайнеры, построенные для регулярных рейсов вPАмерику. ВP1902 году банкир Морган из США решил вложить свой капитал в английское судостроительство. По его задумке, гигантские ультрасовременные лайнеры стали бы выгодными для пассажирских перевозок по Атлантике. Что, мягко говоря, нарушало секретные планы британского Адмиралтейства.

Еще в начале XX века, пребывая в жестком соперничестве с Германией, Англия строила новый военный флот. Адмиралтейство также тайно субсидировало частников владельцев торговых и пассажирских судов. Они должны были вPпервые дни войны стать вспомогательными крейсерами. Адмиралов возмутила предстоящая сделка сPАмерикой.

ИPони попросили субсидию у правительства, с условием, что построенные суда вPслучае войны поступят вPраспоряжение Королевского флота. Так появились Лузитания иPМавритания, которые по показателям превосходили новейшие боевые линкоры. Но при подготовке кPвойне правительство и Адмиралтейство были уверены, что основная угроза английским кораблям будет исходить от надводного флота Германии. Мало того, что потери росли сPпугающей быстротой, так еще обнаружилась серьезная нехватка боеприпасов.

Тогда было приняло решение закупать их вPСША, а перевозку поручитьPсамым большим иPбыстрым лайнерам. И конечно, историю особого груза держать в строжайшей тайне от пассажиров и общественности. Гибель 115 граждан США на борту Лузитании сделала свое дело. Американцы выразили протест Германии.

Немцы вынуждено ограничили подводную войну. Правительство запретило им нападать на большие пассажирские суда. За почти годовой мораторий Англия сохранила около 500 своих пароходов. Е сли учесть, что накануне трагедии заместитель президента США Хауз донес до английского правительства перечень репрессивных мер в случае гибели мирных американцев, то можно представить, каким подарком стала для английских политиков торпеда германской подлодки U-20.

Статья взята с: http://repin.info

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий