Изобретатели тратят годы жизни на свои новшества; дорабатывают и совершенствуют их до тех пор, пока не приходит уверенность в том, что их детище готово увидеть мир. Остальная часть жизни большинства рационализаторов и изобретателей сокрыта во мраке, но из этого правила встречаются очевидные исключения, Есть те, чьи детища не только привлекли внимание человечества, но так или иначе стали причиной смерти своего создателя.
Франц Рейшельт – Костюм-парашют
Франц Рейшельт (1879-1912) был убеждён, что может разработать костюм для авиаторов, который способен превращаться в парашют. Известный как “Летающий Портной”, француз австрийского происхождения расстался с жизнью, когда 4 февраля* 1912 года он прыгнул с первой платформы Эйфелевой башни в своём костюме. Несмотря на то, что планировалось использовать манекен, в последнюю минуту он решил протестировать своё изобретение самостоятельно. К несчастью для Рейшельта и его семьи, вера в то, что его изобретение будет работать, оказалась всего лишь принятием желаемого за действительное.
После того как Рейшельт врезался в землю на глазах наблюдателей, его немедленно доставили в госпиталь, несмотря на то, что отважный испытатель уже был мёртв. Существует видео его смертельного 90-метрового прыжка, которое сопровождается комментарием: “Если бы он чувствовал ужасную судьбу, которая его ожидает, неудачливый изобретатель долго бы колебался, прежде чем броситься в пустоту”.
Макс Валье – Жидкотопливный ракетный двигатель
Макс Валье (1895-1930) находился на переднем крае ракетной науки Германии и был одним из основателей «Общества космических полётов», многие члены которого способствовали успеху космических программ XX века.
В 1930-х годах общество работало с жидкотопливными ракетами, и Валье стоял за идеей первого тест-драйва ракетного автомобиля с таким двигателем. К несчастью, этот тип двигателя его и уничтожил: месяц спустя, 17 мая 1930 года, ракета, над которой Валье работал в своей берлинской лаборатории, взорвалась, выстрелив металлическим фрагментом прямо в его лёгочную артерию, тем самым убив ракетостроителя.
Отто Лилиенталь – Планер
Известный как “Король Планеров”, Отто Лилиенталь (1848-1896) отнюдь не был изобретателем, “вылетевшим из ниоткуда”. Немецкий пионер авиации, Лилиенталь предпринимал контролируемые эксперименты и был первым, кому удалось совершить повторяющиеся и документально заверенные парящие полёты.
Благодаря Лилиенталю и публикациям прессы о его успехах научное сообщество и обычная публика начали понимать, что возможность существования летающих машин вполне реальна. Лилиенталь был также первым, кому удалось совершить контролируемый полёт на аппарате тяжелее воздуха – достижение, из-за которого он получил прозвище “Отца Полёта”. Братья Райт также следовали его работам и называли его своим вдохновителем. К сожалению, после 2000 полётов, Лилиенталь погиб. 9 августа 1896 года его планер внезапно спикировал с высоты 56 футов, во время падения он сломал позвоночник, и умер на следующий день, успев сказать свои последние слова “Жертвы неизбежны”.
Гарри К. Далиан Младший и Луис Слотин – Демоническое Ядро
Американец Гарри К. Далиан Младший (1921-1945) и канадец Луис Слотин (1910 – 1946) были физиками, которые подверглись воздействию радиации, и оба погибли в схожих инцидентах в ходе работы над атомной бомбой в лаборатории Лос Аламос в Нью-Мехико. 21 августа 1945 года Далиан случайно уронил слиток карбида вольфрама на плутониевое ядро – что сделало его “суперкритическим”. В панике Далиан безуспешно попытался сбить слиток, и затем был вынужден частично демонтировать вольфрамовые блоки, чтобы остановить ядерную реакцию. Он умер от острой лучевой болезни 25 дней спустя.
Второй жертвой “критического инцидента” стал Луис Слотин, после того, как 21 мая 1946 года случайно уронил отвёртку, и запустил реакцию ядерного деления. Он умер ещё быстрее, спустя всего лишь 9 дней после инцидента, который вызвал голубое свечение и интенсивный жар, поразивший Слотина. По странному стечению обстоятельств, в эксперименте над которым он работал, использовалось то же самое плутониевое ядро, которое убило Далиана, В силу своего мрачного наследия, позже ядро получило прозвище “демоническое”.
Жан-Франсуа Пилатр де Розье – Шар Розье
Француз Жан-Франсуа Пилатр де Розье (1754-1785) является выдающимся авиатором с несколькими достижениями, которыми можно гордиться. Первым из них было то, что он совместно с маркизом д’Арландесом 21 ноября 1783 года совершил первый управляемый человеком непрерывный полёт на воздушном шаре. Второе достижение оказалось гораздо менее удачным: 15 июня 1785 он и его компаньон Пьер Роман стали первыми в истории жертвами воздушной катастрофы, когда они погибли при попытке пересечь Ла-Манш на воздушном шаре.
Поскольку шар Монгольфье, который воздухоплаватель использовал в первом неуправляемом полёте, не был приспособлен для более длинных полётов, де Розье разработал свою версию шара, который использовал и водород и горячий воздух. Во время последовавшего перелёта перемена ветра неожиданно с плющил ала шар, и они упали с высоты около 500 метров. Ещё более печально то, что невеста Розье умерла восемью днями позже, как многие полагают, покончив жизнь самоубийством.
Лоусон Ханли – Субмарина Ханли
Хорас Лоусон Ханли (1823-1863) сражался на стороне Конфедератов в ходе Американской гражданской войны. Будучи морским инженером, он изобрёл субмарины, приводившиеся в движение с помощью рук. Одна из субмарин стала причиной его гибели и позже была названа в его честь.
Субмарина Ханли уже имела несколько гибелей на своём счету: первая ее команда была затоплена волной от проходящего мимо судна, когда люки лодки были открыты. Была нанята вторая команда добровольцев и в ходе обычного упражнения Ханли решил самостоятельно командовать лодкой. 15 октября 1863 года субмарина затонула, и все восемь человек на борту расстались с жизнью. Позже субмарина была поднята на поверхность и затем получила известность как первая субмарина в истории, которой удалось успешно потопить вражеский корабль.
Аурель Влайку – Аэроплан
Аурель Влайку (1882-1913) был инженером и изобретателем аэропланов, родившимся в Румынии. Он построил свой первый аэроплан и 17 июня 1910 года совершил на нём полёт. Затем Влайку построил второй аэроплан и выиграл множество призов на аэрошоу 1912 года. К несчастью, он погиб от своего собственного детища 13 сентября 1913 года, когда “Влайку II” отказал при попытке пересечь Карпатские горы. Влайку уже работал над новым аэропланом под названием «Влайку III», но когда он услышал, что двое других румынских пилотов планируют пересечь Карпаты, он принял необдуманное решение использовать свой старый и изношенный “Влайку II” вместо того, чтобы дождаться окончания работ над новой моделью. Это было решение, которое стоило ему жизни.
Источник: “Интересная газета. Оракул” №1 2012 г.