В конце нынешнего лета на Палатинском холме можно будет лицезреть экспозицию, посвященную самому известному после Юлия Цезаря римскому императору — Нерону. За ним на века закрепилась самая дурная слава: убийцы родной матери и жены, братоубийцы, убийцы собственного наставника — знаменитого философа Сенеки, гонителя христиан и даже поджигателя Рима! Уцелевшие находки помогают лучше понять Нерона и его время.
Золотой дворец оправдает Нерона
Вообще-то будущего римского императора Нерона звали Луций Домиций Агенобарб. С его смертью прервалась мужская линия наследников Августа. Пресеклась династия Юлиев-Клавдиев. В истории трудно сыскать более одиозное имя, пожалуй только в ХХ веке фюрер Адольф Гитлер удостоился такой сомнительной чести. С поправкой, что Нерона ненавидели христиане, а Гитлера — евреи. Правда, в отличие от фюрера — инициатора “окончательного решения еврейского вопроса”, император не был настолько кровожаден ни в отношении христиан, ни в отношении иудеев. Еще при Нероне, в 66 году, зелоты вступили в Иерусалим и потребовали отмены ежедневной жертвы, заказанной Августом для императорского дома, что означало разрыв с Римом. Однако разрушение Храма и взятие Иерусалима имели место быть уже при другом императоре — Веспасиане.
В ночь на 19 июля 64 года н. э. в Риме вспыхнул один из самых знаменитых пожаров в мировой истории. Огонь уничтожил богатые кварталы Вечного города, дворцы и театры, главную святыню Рима храм богини Весты и многие другие. По приказу Нерона у подножия Эсквилина очистили от домов огромное пространство, чтобы лишить огонь материала. Пожар приостановился, но затем разгорелся с новой силой. Всего стихия бушевала девять дней. Из 14 частей города, на которые Август разделил столицу, — три совершенно сровнялись с землей, от семи остались одни почерневшие стены и только четыре сумели уцелеть.
В это время Нерон находился в Анциуме, но вернувшись энергично принялся за ликвидацию пожара и его последствий. Для пострадавших он приказал открыть свои собственные сады и все постройки на Марсовом поле. Император распорядился повсюду возводить временные постройки, снизить цены на хлеб и завезти продукты из близлежащих городов. Во время спасательных мер Нерона, наблюдающего за выполнением распоряжений, часто видели на башне в бывших садах Мецената. Однако мгновенно разнесся слух, что император на фоне пожарища декламирует свою поэму о взятии Трои. Чуть позже добавили слушок о том, что Рим подожгли по его приказу. Этот матереубийца жаждет не только гибели Города, но и всего человечества. А когда Нерон, не жалея усилий и денег приступил к восстановлению города, появилось объяснение: император сознательно поджег Рим, чтобы на его развалинах возвести новую столицу по своему вкусу.
Золотой дворец оправдает Нерона
Кстати, попытка свалить вину за пожар на христиан, как это принято считать с легкой руки Генрика Сенкевича, вовсе не принадлежит Нерону. Он вообще до самого факта поджога не подозревал о существовании этой немногочисленной тогда еще секты. Согласно немногочисленным свидетельствам очевидцев пожара, избиения христиан начали сами жители Вечного города, решив, что это они своими оскорбительными действиями против традиционных богов (а в то время, что и говорить, поседователи Христа вели себя по отношению к другим культам ну совсем неполиткорректно) вызвали это бедствие. Нерону даже пришлось отдать приказ преторианцам отнимать христиан у беснующейся толпы и препровождать их в тюрьмы только для того, чтобы хоть как-то защитить от расправы. Однако толпа жаждала крови и теряющий популярность император, для того, чтобы еще больше не раздражать народ, вынужден был примерно наказать христиан, обвинив их, правда, не в самом поджоге, а в богохульстве, последствием которого и стала данная катастрофа.
Однако, если имя Нерона у многих прочно ассоциируется с разрушением, то это вовсе не значит, что при данном императоре вообще ничего не строили. Классическим архитектурным памятником той эпохи стали несколько дворцов, которые в разное время были резиденциями правительства. Один из них, называвшийся “Переходный” или “Проходной дом” (Domus Transitoria) протянулся от Палатинского холма, где Нерон когда-то жил со своим дедом и приемным отцом Клавдием и матерью Агриппиной, до садов Мецената на Эсквилине. Эта резиденция, построенная около 60 года, просуществовала недолго. После пожара 64 года на ее месте появился грандиозный Domus Aurea (“Золотой дом”). Согласно Светонию, в нем находилась статуя Нерона около 36 метров высотой, внутри пруд, поля, пастбища, леса и виноградники.
По подсчетам писателя А. В. Амфитеатрова, “в Европе ни один царствующий дом не располагает такой громадной резиденцией, хотя для резиденции внестоличной ее размеры уже не так велики. Ватикан, самый огромный дворец Европы, занимает только 55000 кв. метров, и если даже к этой цифре присоединить 15160 кв. метров базилики Св. Петра и 340х240=18600 кв. метров площади перед ней, то и тогда площадь нынешнего папского города-государства будет равняться всего лишь 1/7-1/8 Золотого дома. Неронов Золотой дворец уступает по площади лишь Запретному городу китайских императоров в Пекине (да и то, тот был построен намного позже, в XVII — XVIII веках, а во времена Нерона дворцовый комплекс императоров из династии Хань в Лояне был куда более скромным сооружением).
Золотой дворец оправдает Нерона
“В покоях же все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами; в обеденных залах потолки были штучные, с поворотными плитками, чтобы рассыпать цветы, с отверстиями, чтобы рассеивать ароматы; главный зал был круглый и днем и ночью вращался вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды”, — не поскупился на описание дворца Нерона автор “Двенадцати цезарей”.
Благодаря начатым еще в 18 столетии раскопкам археологи обнаружили уцелевшие фрагменты, позволившие составить трехмерную виртуальную реконструкцию всего комплекса сооружений.
Устроители зрелища, кроме утоления праздного любопытства жадной до всяческих развлечений толпы, задаются благородной целью. Они намереваются развенчать некоторые нелепые слухи, окружающие Нерона. Череда неудач сопровождавших его царствование разочаровали императора в политике и он полностью отдался любимым занятиям — театру и скачкам. Государь, который не управляет государством, не мог долгое время править. Однако заговор против Нерона составили не рядовые преторианцы, что потом не раз будет происходить в империи, но командиры преторианской гвардии, к которым примкнули сенаторы. Сказанное не означает, что Нерон был “белым и пушистым” и на нем нет крови матери Агриппины и Сенеки. Однако зачем обвинять Нерона в еще больших преступлениях, чем он их совершил на деле? Мало кто из серьезных исследователей верит в миф о поджоге им Рима. Эта легенда получила широкое распространение в стане его явных врагов.
В одной из эпиграмм римского сатирика Марциала говорится: писать о Нероне значит — непременно лгать. Для самого поэта-насмешника в образе Нерона нет ничего привлекательного, облику императора он противопоставляет столь любимые им термы, построенные по приказу Нерона. Марциалу было за 20 лет, когда чуть не выгорел весь Рим, но в его эпиграммах нет обвинений в адрес Нерона, как нет их и у другого мастера сатиры Ювенала, который был на три года моложе своего коллеги по перу. Упрек Ювенала относится лишь к бестактной поэме, написанной Нероном, и которая оскорбила римский народ в его национальном горе.
Но что же еще требовать от человека, перед смертью причитавшего о самом главном — о том, для чего он был предназначен в этой жизни: Qualis artifex pereo! – Какой артист погибает!
Игорь Буккер