Все знакомы с советской символикой, которая и сейчас постоянно напоминает о себе с кремлевских башен и присутствует на погонах практически всех «людей государевых». И никто не задумывается над вопросом, что русскому человеку исторически больше близка свастика, как бы кощунственно на первый взгляд это не прозвучало.
Но давайте не будем впадать в приступ лжепатриотизма, успокоимся и разберемся. Пятиконечная звезда, или «пентакль», как символ известна с глубокой древности – ее использовали в своих ритуальных рисунках и тотемах еще первобытные люди, а также народы ранних цивилизаций на территориях современной Греции, Ирана, Ирака и Турции. В меньшей степени – японцы, американские индейцы и северные народы. Славяне пятиконечную звезду тоже использовали и ее считали знаком весеннего бога Ярилы, покровителя пахарей и воинов.
Пентакль изначально символизировал вечность и высокие (бескорыстные) устремления. С подачи древних пифагорейцев, вычисливших в звезде пропорции и принцип «золотого сечения», она стала символом некого недостижимого идеала. Со средних веков она с подачи христианской церкви повсеместно стала считаться символом дьявольским и колдовским и одновременно с этим приобрела символизм еврейства и масонства.
В нашей же истории звезда официально появилась после того, как Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной армии, созданная 20.12.1917, предложила ее в качестве официальной воинской эмблемы. Вот что писала газета «Коммунист» 12.04.1919 года: «…Символ еврейства, веками борющегося против капитализма, стал и символом русского пролетариата, что видно хотя бы в установлении «Красной пятиугольной звезды», являющейся раньше, как известно, символом и знаком сионизма – еврейства. С ним – победа, с ним – смерть паразитам буржуям…». Хотя все-таки стоит упомянуть то, что в царской армии звезды в качестве различий воинских званий также применялись.
Поподробнее остановимся на свастике. В нашей культуре она занимает совершенно особое, незаслуженно забытое место, а по степени распространенности этого символа Индия и дореволюционная Россия стояли рядом. Славяне свастику называли «коловрат», то есть «солнцеворот», и он символизировал победу света над тьмой, жизни – над смертью, яви – над навью. Объяснение этому весьма простое: «коло» – древнерусское название солнца, «врат» – вращение, возвращение.
Этот символ широко применялся не только в каких-то языческих религиозных действах, но и в бытовой культуре. Полотенца, скатерти, оружие, предметы быта, одежда, посуда – практически везде присутствовала свастика. А кто вспомнит, как звали легендарного русского богатыря, противостоящего монгольскому нашествию? Правильно, Евпатий Коловрат, то есть Евпатий Свастика. Стоит ли после этого говорить, что существенно позже даже царская семья династии Романовых использовала свастику в качестве важного символа? А тому есть документальные подтверждения и фотографии.
Вопреки всеобщему заблуждению не существовало никакого различия между правосторонней и левосторонней свастиками, и обе они применялись повсеместно и практически одинаково.
Не прошла мимо свастики и христианская церковь: на облачении священнослужителей, окладах, потирах, в оформлении икон, епитрахилях, в росписи храмов, на надгробиях православных могил – везде можно было увидеть этот символ или его отдельные элементы.
Официальные власти тоже не видели в свастике ничего плохого и использовали ее в документах, на печатях, в архитектуре, на деньгах. В коллекциях многих коллекционеров есть российские деньги выпуска 1918 года, где номинал купюры напечатан на фоне свастики.
Достаточно длительное время пентакль и коловрат шли рядом, ничуть не противопоставляя себя друг другу, а дополняя. Хотя справедливости ради следует акцентировать внимание на том, что изображение свастики употреблялась все же существенно чаще, чем звезды. В ряде случаев их даже изображали вместе, в том числе и в официальной символике. Например, на нарукавном знаке красноармейца образца 1919 года свастика забрана в венок, над которым изображена существенно меньшая по размеру пятиконечная звезда.
Также коловрат вовсю использовался государственными органами СССР вплоть до конца 1930, начала 40-х годов. Позднее ситуация резко изменилась. В угоду текущей и сиюминутной политической ситуации, власть решила перечеркнуть всю многовековую историю данного российского символизма и принялась его уничтожать, в том числе и репрессивными методами. Отголоски и последствия этого видны и сегодня.
Например, историк В.Н. Демин в своей книге (Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999) пишет: «…специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, которые тут же бросались в огонь».
Либо, в качестве одного из ярких примеров происходящего в то время можно указать то, что 09.08.1937 года в Комиссию партийного контроля обратился некий гражданин, с заявлением и образцом маслобойки, изготовленной на заводе № 29, лопасти которой имеют свастики. Проверка установила, что автором конструкции маслобойки является старший инженер треста ширпотреба ГУАПа Тучашвили. В течение 1936 и 1937 годов завод изготовил 55763 маслобойки. Через два месяца все маслобойки были изъяты, а инженер, зам. по производству и директор отбыли в места не столь отдаленные. (Источник – Центральное Хранилище Советской Документации, опубликовано в 1-м номере журнала «Источник» в 1996 год).
А вот уже современность. Цитата одного из новостных сайтов: «…Сотрудники прокуратуры обнаружили в военном магазине футболки и майки со свастикой. Специалисты предположили, что это может быть пропагандой фашизма. Продукцию изъяли и передали на уничтожение…». Это только один из примеров, желающие могут найти их множество. Определенные исторические параллели увидели?
В современном обществе и законодательном поле уже произошла типичная подмена понятий: фашизм и свастика в головах подавляющего большинства стали одним и тем же.
Но это же не так! Наши с вами предки были тоже фашистами? Конечно же, нет!
Если какая-либо организация завтра совершит что-либо, что можно будет трактовать как преступление против человечества, то мы используемую ей символику тоже будем считать пропагандой чего-либо, а законодатели объявят вне закона? Если так, то начать стоит с христианского креста, прикрываясь которым на протяжении двух тысячелетий кровь невинных людей лилась реками, начиная с крестовых походов, средневековой охотой на ведьм и заканчивая гитлеровским «С нами бог».
Или самолеты, бомбившие Хиросиму и Нагасаки, несли на своих крыльях уже упомянутую пятиконечную звезду. В таком случае тоже имеет смысл признать ее вне закона.
Продолжить список «неблагонадежных» символов может компания ВР и ее логотип – зелененький цветочек, ибо совершенное ими в Мексиканском заливе и последствия той катастрофы всепланетного масштаба иначе как преступлением против человечества назвать не получается.
Но вернемся опять к свастике. Может ли символ с тысячелетней историей вдруг, в одночасье, превратиться из позитивного в негативный? Может ли исконно русский символизм в угоду политической обстановке стать чем-то предосудительным и всячески осуждаемым только из-за того, что возникла текущая потребность любой ценой формировать образ врага, а потом уже как-то неудобно признавать собственные перегибы? Очень интересный вопрос, не правда ли?
Отдельно хочу сказать, что я не фашист, не националист, не расист и не …, даже не знаю кто, в чем читатель с зашлакованным пропагандистскими догматами мозгом захочет меня обвинить. Мои два деда сражались во Вторую мировую войну, один из них погиб, второй вернулся в орденах. Но оба они воевали с врагом, а не с символом.
Сергей Казиник