1. Идею фильма Рязанову подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников «Мосфильма», он был настолько потрясен тем, что вместо своих друзей и знакомых увидел сборище равнодушных и трусливых людей, лишенных совести и забывших о справедливости, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.
2. Однако еще больше режиссеру было стыдно за собственное поведение — поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. И так в фильме появился персонаж, олицетворяющий самого Рязанова, профессора Смирновского, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.
3. Сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры, любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил-таки «несчастливый билет». Таким образом он как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.
4. В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей. Но сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне. Многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, но на самом деле Рязанов понимал, что действие, происходящее в одном и том же помещении, может показаться скучным и решил разнообразить картинку.
5. Работа над фильмом шла в стахановском режиме — все сцены «Гаража» отсняли всего за 24 дня. Для того чтобы все успеть, актеров снимали одновременно тремя камерами, и им приходилось постоянно играть в полную силу. А получилось так потому, что Рязанов упорно хотел снять только самых лучших актеров. Но всех их удалось отпросить из театров всего на месяц. Снимали фильм без праздников и выходных — дабы не разрушать коллектив и не «понижать градус» съёмочного процесса.
6. Актеров Рязанов подобрал так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о том, что актриса и в жизни терпеть не может никакой несправедливости. Правда, такая ответственность слегка напугала актрису, ведь в то время она только еще начинала набирать популярность.
7. А вот Валентин Гафт, попал в «Гараж» совершенно случайно. Изначально Рязанов видел в этой роли Александра Ширвиндта, которого так и не отпустили из театра на съемки. И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне «Мосфильма».
8. Кстати, это не единственная «счастливая случайность», произошедшая на съемках. Ольга Остроумова вообще пришла к Рязанову с просьбой помочь устроить ребенка в детский сад. С детским садом режиссер помочь не смог, а вот роль в фильме дал. Но и на этом везение не заканчивается — именно на съемочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, в то время они оба были еще заняты, но спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках «Гаража».
9. Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которого в фильме лишили голоса. Таким образом Рязанов отомстил Мягкову за то, что пару лет назад тот раскритиковал его стихи «У природы нет плохой погоды…». Режиссер скрыл свое авторство, сказав всем, что это стихи английского поэта Уильяма Блейка. Мягков поверил в это и раскритиковал стихи так, что в следующем фильме «онемел».
10. Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова — Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.
11. Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. Чиновники были настороже. Дабы не мозолить им глаза афишами, фильм не пускали в прокат в кинотеатрах, находящихся на пути следования правительственных кортежей. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.
12. Публика влюбилась в эту картину — еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! «Мне бы очень хотелось, чтобы „Гараж“, который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее, — признается Эльдар Рязанов. — Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! — „Гараж“ по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»
Источник: Мосфильм/mosfilm.ru