Такой жанр кино, как «боевик», в СССР долгое время считался «чуждым» (сразу оговорим, что под этим термином мы понимаем фильмы, в которых основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням). Как только его ни клеймили, как ни обзывали: «капиталистическая отрыжка», «порождение гнилого Запада», «развлечение для слабоумных»! В итоге первый полноценный боевик у нас вышел аж в 1979 году. Это были «Пираты ХХ века». Там было все: карате, крики «кий-я!», крутые герои и эффектные враги. Впрочем, первым он стал именно за чистоту жанра. Так как негласно боевики у нас все-таки снимали и до этого. Просто их… маскировали и смешивали с другими жанрами. В итоге зритель получал героико-приключенческие «Неуловимые мстители», патриотически-воспитательные «В зоне особого внимания» и истерн (не вестерн!) — «Белое солнце пустыни».
А для того, чтобы жанр мог окрепнуть и встать на ноги, — понадобилась «малость»: перестройка Горбачева. Именно тогда цензура ослабила свою бульдожью хватку, в результате чего на экраны хлынула невиданная до того обнаженка, чернуха, кровище и — да, боевички! В основном низкопробные: «Фанат» (1989), «Палач» (1990), «Волкодав» (1991). Тогда эти картины казались по-настоящему крутыми. Потому что это было ново и необычно.
Что интересно, качественные боевики у нас до сих так и не научились снимать. К примеру, картины «Код апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк или «Личный номер» с Алексеем Макаровым в прокате провалились. «А не научились снимать, — говорит кинокритик Валерий Ковалевич, — по одной причине: мы стараемся копировать лучшие образцы Голливуда и Гонконга. Но у них за плечами многолетний опыт, внушительные бюджеты и харизматичные актеры. У нас с этим, увы беда. Кроме того, копия — значит, вторичный. Ничего своего в жанр мы не внесли. Только заимствуем».
Мы вспомнили самые яркие советские образцы жанра и рассказали, как и в каких условиях они создавались. Подробно о фильмах читайте в подписях под фото.
Съемки еще одного знаменитого истерна оказались не из легких — начались они с того, что один из участников съемочной группы умер от укуса змеи, а каскадер-кавалерист скончался после неудачного падения с коня и ассистентам режиссера пришлось делать заказ траурных венков. Кстати, в окончательный монтаж те конные трюки так и не вошли… Актер Павел Луспекаев, блистательно сыгравший Верещагина, на момент съемок был инвалидом — ему ампутировали пальцы обеих ног. Для актера сшили специальную обувь — сапоги с внутренними упорами. Дрался он без дублеров, и когда сняли сцену, в которой он ногами толкает бандита в грудь, ему аплодировала вся группа. К сожалению, Луспекаев скончался через две недели после премьеры картины. Кстати, одного из разбойников в банде Абдуллы сыграл настоящий бандит. Режиссер Мотыль снял его в картине в благодарность за то, что уголовный авторитет помог вернуть украденный реквизит.
На главные роли в этом советском истерне были утверждены юные актеры Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин. С ребятами сразу же стали заниматься тренеры по самбо, плаванию (включая прыжки в воду), верховой езде и хождению по канату. Военным консультантом на картине был суровый генерал-лейтенант в отставке, во время Гражданской войны командовавший партизанским отрядом. Все трюки на съемочной площадке исполняли сами актеры — без дублеров. Естественно, не обошлось без неприятностей — Виктор Косых (Данька), например, прыгал с крыши на лошадь мимо седла, но это еще цветочки. Однажды актера сбило оглоблей с ног, и нагруженная тачанка проехалась по нему. Косых не только самостоятельно встал на ноги, но и обошелся без переломов и остался с целыми зубами. Режиссер Эдмонд Кеосаян не уставал повторять актерам, что если в военные годы у пацанов получалось творить такое, то и они должны сделать это как минимум не хуже.
Истерн Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» снимался, в основном, под Грозным. Больше всего досталось тогда 24-летнему Константину Райкину. Актеру приходилось падать со скалы высотой в 12 метров прямо в бурные холодные воды горной реки Аргун. Причем перед дублем замеряли глубину реки с помощью шеста, но палку раз за разом сносило могучим течением. Тогда решили использовать стальной рельс — вроде бы все получилось, глубина достаточная, можно прыгать. Но, как потом оказалось, реальная глубина составляла всего 2 метра. Райкин чудом не покалечился.
У Михалкова в массовке снималось много местных чеченцев, которые вежливо у него интересовались: «Оружие вы будете давать, или нам свое принести?» Однажды, во время обеденного перерыва, группа каскадеров обсуждала, как лучше снимать эпизод с ограблением поезда — как именно запрыгивать на несущийся состав, как должны скакать лошади. Молодой чеченец слушал обстоятельный разговор, потом заскучал, взлетел на коня, догнал поезд, идущий в депо, запрыгнул на него, потом вскочил обратно в седло, и вернулся обратно. Каскадеры были впечатлены. А вот Юрию Богатыреву больших трудов стоило просто заставить себя ударить человека — сцена его драки с героем Кайдановского снималась очень долго.