31 августа 1986 года…
Cнимок слева сделан днем 31 августа 1986 года школьником из города Харькова. Пароход “Адмирал Нахимов”, совершая круизный рейс по Крымско-Кавказской линии в 14.00 ошвартовался у причала № 34 порта Новороссийск.
Для многих из этих людей этот причал станет последним в их жизни. Уже через сутки на этот борт, который будет находиться от поверхности воды ~ на 30 метров, будут погружаться водолазы и через него проникать внутрь судна для поиска людей, в запутанных лабиринтах корабля…
Но пока пароход “Адмирал Нахимов” стоит у причала, всей своей громадой возвышаясь над ним. Другой случайный прохожий, который находился у причала морвокзала запечатлел судно с более близкого расстояния.
Прямо напротив парохода находится здание Новороссийского морского вокзала, сквозь стеклянные стены которого виден большой зал ожидания. Здесь можно устроиться в мягком кресле и отдыхать, ожидая посадки на судно.
Но 31 августа 1986 года просторному вокзалу суждено было стать первым пристанищем для спасенных людей. Здесь им оказывалась первая медицинская помощь, работали на регистрации пострадавших работники милиции. Здесь, множество людей будут стоять перед стеклянными стенами вокзала и смотреть в сторону моря, в сторону мыса Дооб, вблизи которого они всего несколько часов назад проходили на красавце-лайнере “Адмирал Нахимов” и где спустя некоторое время они боролись за свою жизнь в воде, среди сотен людей, где многих из них судьба разлучила с их близкими…
До этого пароход “Адмирал Нахимов” много раз заходил в порт Новороссийск и швартовался к причалу № 34 в соответствии со своим круизным расписанием, которое в последние годы практически не менялось.
Круизы по Черному морю начались еще в конце 50-х, когда только что отремонтированный в ГДР пассажирский пароход, гордость Черноморского пароходства, принял под свое командование капитан Николай Антонович Соболев. В течение двух с половиной десятилетий своего круизного плавания “Адмирал Нахимов” для Новороссийска был также привычен, как и для других портов Крыма и Кавказа. В 14 часов пароход приходил в порт и оставался в нем до 22 часов – обычного времени своего отхода. За эти 8 часов стоянки пассажиры судна имели возможность погулять по городу, познакомиться с местными достопримечательностями, или просто отдохнуть на городских пляжах. Мало кто из пассажиров по собственной воле оставался на судне во время стоянки в порту, так как это было по меньшей мере просто нелепо. В августе 1986 года стояла жаркая погода, а в каютах 2-го и 3-го класса кондиционеров не было. С вентиляцией на судне, было не очень хорошо, особенно на нижних палубах. Во время рейса пассажиры нижних кают вставляли в иллюминаторы своеобразные “воздухозаборники” – так свежий воздух хоть как-то попадал в каюту, поэтому пассажиры этих помещений быстро сходили на берег сразу же по прибытии в порт. Для того, чтобы попасть обратно на пароход каждый пассажир обязан был показать вахтенному на трапе “посадочный талон” – своеобразный пропуск на судно для пассажиров. Более того, многие предпочитали путешествовать на “Нахимове” “палубными” пассажирами, например, между Новороссийском и Сочи, или Батуми и Одессой. Таких желающих было много, но их количество было строго ограничено. В те годы все эти города находились на территории одной страны – Советского Союза. В 22 часа пароход “Адмирал Нахимов” должен будет отойти от причала и направиться дальше на юг, вдоль побережья Черного моря, в город-курорт Сочи. Так было всегда, когда судно приходило 2 раза в месяц в Новороссийск, так было и в тот последний день уходящего лета, 31 августа 1986 года.
31 августа 1986 года. Все вахтенные на своих постах. На мостике, как и положено по Уставу, капитан парохода – В.Г. Марков, вахтенный второй помощник капитана А.Р. Чудновский, на руле – матрос И. Середа, впередсмотрящий Ю. Вышаренко.
Два буксира портофлота – “Бесстрашный” и “Безукоризненный” медленно отвели ярко освещенный “Адмирал Нахимова” от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.
По свидетельству пассажира И. Телеса, находившегося в баре на палубе “В” и ожидавшего начало киносеанса, на выходе из ворот порта “главные двигатели были неожиданно застопорены”. Это вслед уходящему пароходу приближался катер. С правого борта спустили парадный трап и на борт “Нахимова” поднялся один человек, с портфелем в руке. Судно снова начинает набирать обороты и движется на выход из бухты.
…Пассажиры на судне были каждый заняты своим делом. Как всегда по вечерам на судне была развлекательная программа. В музыкальном салоне для молодежи началась дискотека, работали бары “Варна”, “Рубин” и рестораны, в которых подавали ограниченное количество спиртного, на открытой площадке палубы А начался концерт для ветеранов, кто-то отмечал День шахтера. Многие находились у себя в каютах, готовились ко сну. Часть пассажиров просто стояла вдоль борта у лееров и смотрели на ночной город, на суда, стоящие на рейде, мимо которых проходил “Адмирал Нахимов”. Члены экипажа, которых всего на судне было 346 человек занимались своими обязанностями – в машинном отделении работали кочегары, машинисты, механики, на палубах находились вахтенные матросы, в ресторанах и барах работали официантки, в коридорах кают находились на своем дежурстве дневальные. Свободный от вахты экипаж отдыхал наравне со своими пассажирами.
В кинозале в половина одинадцатого начался фильм “Я любил Вас больше жизни”. Кинозал находился в кормовой части палубы “Б”.
Справа по борту всеми огнями светится Новороссийск, слева видны дымящиеся трубы цемзаводов “Октябрь” и “Пролетарий”, огни Восточного района порта, Судоремонтного завода. Прямо по курсу – гора Дооб, где мерцают огни Кабардинки, расстояние до которой составляет пока около 7,5 миль, а сами очертания горы теряются в ночи. Справа на краю горы периодически вспыхивает Дообский маяк. За кормой парохода видны огни морского порта. Судно следует по всем правилам движения в бухте – рекомендованным курсом 154,2, по створам, но без лоцмана – круизные суда идут под радиолокационной проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС). Миновав буи ограждения Пенайских банок, “Адмирал Нахимов” повернул на курс 160* для прохождения через систему разделения движения…
…Пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 человека.
В это время со стороны открытого моря в Новороссийск шло другое судно – балкер “Петр Васев”, имея на борту 28638 т ячменя. На вахте в это время находился третий помощник капитана П. Зубюк, матрос-рулевой и матрос-впередсмотрящий. Сухогруз шел курсом 56 градусов, но через полчаса судно должно было повернуть на новый курс – 36 и следовать в систему разделения движения судов. На мостике грузового судна тишина, только изредка слышны разговоры на 9 и 16 каналах УКВ-радиостанции…
9 канал УКВ: | |
“Новороссийск-17, я теплоход “Петр Васев”, прием.” “Петр Васев, я Новороссийск-17, слушаю Вас.” “Следуем курсом 56 градусов, 11-ти узловым ходом, планируем через час подойти к точке встречи лоцмана.” “Принято. Из порта выходит пассажирский пароход “Адмирал Нахимов”. Прошу пропустить “Адмирал Нахимов” на выходе.” “Ясно, пропустить.” “Петр Васев, я Новороссийск-5, сообщите Ваши основные размерения, осадку, груз, рейс.” “184 метров длина, 28 ширина, осадка 10,5 метров, груз – 28 638 тонн ячменя, следуем из порта Бекомо, Канада.” | |
“Новороссийск-17, я пароход “Адмирал Нахимов”, прошел ворота. Что у нас на створах и на рейде?” “Адмирал Нахимов, я Новороссийск-17. На створах и рейде сейчас движения нет, но на подходе с Босфора идет т/х “Петр Васев”. Он предупрежден о Вашем выходе и пропустит Вас.” “Ясно.” |
Около 21 ч. 47 мин. (по судовому времени) капитан сухогруза В.И. Ткаченко вышел из своей каюты, поднялся по трапу и вошел в штурманскую рубку. Капитан подошел к САРПу. На экране радара было множество “целей” – суда на рейдовых стоянках вне бухты и в самой Цемесской бухте. Слева по борту виднелся берег с редкими огоньками поселков Южная Озереевка, Широкая балка и Мысхако. Оба судна легли на новые курсы. Через три минуты пароход “Адмирал Нахимов” вышел из зоны проводки ПРДС. В это же время капитан В.Г. Марков задал обороты, курс судна 160* и ушел с мостика. На мостике остались 2-й помощник А.Р. Чудновский, рулевой Е. Смирнов, впередсмотрящий Ю. Вышаренко. Слева по борту, совсем близко уже виднелись огни пионерских лагерей и баз отдыха в Кабардинке, все ярче вспыхивал белыми проблесками Дообский маяк. Справа по борту, на расстоянии около 8 миль виднелись ходовые огни грузового судна.
9 канал УКВ: | |
“Адмирал Нахимов, я теплоход “Петр Васев”, каким курсом и с какой скоростью идете?” “Следуем курсом 160.” |
Второй помощник А.Р. Чудновский время от времени подносил бинокль к глазам и разглядывал встречное судно.
– Смирнов, сдайте руль Вышаренко, становитесь на пеленгатор, берите пеленг на “Васева”,- сказал Чудновский.
Через некоторое время Смирнов доложил:
– Изменение пеленга за 2 минуты – 2 градуса, пеленг тянет к носу, мы сближаемся!
Третий помощник капитана “Петр Васев” П. Зубюк наконец-то увидел вдали, слева по борту огни пассажирского судна и настроил пеленгатор, находившийся на левом крыле мостика на пароход.
Капитан балкера В.И. Ткаченко непрерывно смотрел на экран САРП, где на выходе из бухты двигалось большое пятно – “Адмирал Нахимов”. Рядом с целью появлялись данные – курс, скорость, пеленг и дистанция.
– Пеленг меняется медленно,- доложил 3-й помощник Зубюк.
– Вы берете пеленг по одной и той же части судна?- спросил Ткаченко, потому что у него на экране, казалось, вообще было не заметно изменения пеленга.
– Я беру пеленг по его передней части надстройки,- ответил Зубюк
9 канал УКВ: | |
“Петр Васев, я пароход “Адмирал Нахимов”. Ваш курс, Ваши действия?” “Идем курсом 36, скоростью 12,5 узлов.” ” Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 град.?” “Идите!” “Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?” “Да, можете идти.” “Вы пропустите нас?” “Да, идите.” |
На мостике “Васева”.
Третий помощник Зубюк:
– Капитан, наша машина работает в маневренном режиме, пеленг на пароход практически не меняется!
– Знаю, не переживайте, штурман! Прибор показывает “красивое” расхождение,- сказал Ткаченко и посмотрел прямо перед собой в иллюминатор. Несколько секунд он стоял неподвижно, затем подошел к машинному телеграфу, взял трубку связи с машинным отделением. На другом конце провода ответил старший механик В. Русин.
– Будем пробовать давать задний ход, – сказал в трубку Ткаченко и перевел ручку телеграфа в положение “малый вперед”.
Судно сохраняло прежние параметры движения и шло на опасное сближение с пароходом “Адмирал Нахимов”.
Капитан Ткаченко переводит ручку телеграфа в положение “Стоп”. Больше всего ему сейчас хотелось врубить полный задний ход! Но капитан понимал, что это невозможно – существует определенная инерция машины и для перевода режима работы главного двигателя из “полный вперед” на противоположное требуется некоторое время. Винт сухогруза по инерции продолжал вращаться на передний ход. Наконец через бесконечно долгих 30 секунд Ткаченко дал “средний назад” и сразу же “полный назад”. Всё! После этой команды в машинное отделение сделать что-либо с 30-тысячетонным балкером было невозможно. Оставалось одно – ждать, когда винт, уже работающий на задний ход справится с колосальной инерцией груженого судна, которое как упрямое животное все равно прет вперед, прямо в мидель пассажирского парохода, с тысячей людей на борту! Капитан уже понял, что произойдет столкновение. Желая хоть как-то повлиять на ситуацию, он дает команду “Право на борт!”. Но судно вправо не пошло – наоборот, из за работы винта на задний ход балкер пошел в противоположную сторону. В следующий момент произошел удар…
На мостике “Нахимова” А.Р. Чудновский, наблюдая за стремительно приближающимся балкером дает команды на руль: 155 градусов, 150 градусов…
– Лечь на курс 140 градусов!- приказал Чудновский и нервно схватил на носовой переборке трубку УКВ.
“Петр Васев, что вы делаете? Работать немедленно назад!!” “Даем задний ход”. |
– Лево на борт!- крикнул Чудновский рулевому. На мостике парохода заметили, как бак сухогруза покатился вправо. Рулевой Смирнов только успел переложить руль лево на борт, как балкер, ударив пароход в середину правого борта, вошел в корпус “Нахимова”.
1- место удара бульбом;
2- место удара носом;
3- предполагаемый район пробоины.
На мостике “Петра Васева” стояли в оцепенении капитан, 3-й помощник, матросы рулевой и впередсмотрящий, на правом крыле – первый помощник, с биноклем в руках… Винт сухогруза уже 5 минут работал на задний ход, но судно по инерции шло вперед, медленно приближаясь в самый борт парохода. Они увидели, как на пароходе от борта в ужасе отбежали люди и в следующий момент бак высек сноп искр и с грохотом ударил в борт “Нахимова”.
Сухогруз стал поворачиваться вправо под действием движения “Адмирала Нахимова”. Через минуту суда расцепились и “Нахимов” ушел вперед по инерции, накренившись на правый борт. Еще через минуту на пароходе, моргнув, погасло все освещение. Серый контур парохода стал удаляться в темноте. Примерно через 1-2 минуты второму механику парохода В. М. Белан удалось добежать до палубы А и запустить аварийный дизель-генератор (АДГ). Свет снова загорелся, но горел уже не так ярко…
П/х Адмирал Нахимов: “Петр Васев, спускайте все имеющиеся у Вас шлюпки и плоты на воду!.. |
Аварийное освещение на пароходе работало примерно 2 минуты, после чего свет погас уже окончательно. “Адмирал Нахимов”, качнувшись, резко накренился на правый борт.
После удара пароход прошел по инерции на юго-восток еще 900 метров, постепенно ложась на правый борт и погружаясь. Через некоторое время на поверхности воды был виден белый как лист бумаги левый борт парохода, по которому карабкались люди, а капитан В.Г. Марков, вися на левом крыле мостика отдавал команды: “Немедленно покинуть судно!”,”Всем от судна, от воронки, от взрыва!”… Трубы парохода уже уходили под воду и могли взорваться котлы. Все это время на палубе парохода спускали шлюпки и сбрасывали плоты матросы по командой боцмана В. Г. Лободы. Почти все плоты, оказавшиеся потом в воде, и благодаря которым спасли свои жизни сотни людей, были сброшены этой командой.
9 и 16 каналы УКВ: | |
“Новороссийск-5, Новороссийск-17, я Петр Васев, столкнулся с пароходом “Адмирал Нахимов”. Пароход шел без огней…” “Петр Васев”, я Новороссийск -5, должите обстановку!” “Нахимов” включил огни, имеет сильный крен на правый борт…” |
Произошла полная потеря плавучести, и пароход с креном около 60 градусов и сильным дифферентом на корму ушел в пучину, затягивая за собой множество людей, не успевших отплыть подальше. Те, кто до сих пор не успел выбраться из лабиринта многочисленных проходов, трапов, дверей парохода, среди обезумевшей толпы людей были обречены. Погибли и те члены экипажа, кто ушел в нижние палубы помогать пассажирам, жившим там, найти свои спасательные жилеты, надеть их и выйти на открытую палубу.
Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубину 47 метров, курсом 120…
9 канал УКВ, после 23:20: | |
Новороссийск 5 (портнадзор) -> “Петр Васев”: Петр Васев, Петр Васев, доложите обстановку, доложите обстановку!..” ЛК-90 -> Новороссийск-5: Буксир давай, Адрианыч!.. Да какой там буксир,..- буксиры!..” Новороссийск-5 -> “Петр Васев”: Петр Васев, доложите обстановку!Наблюдаете ли “Нахимова”?” “Петр Васев”: “Нахимова” не наблюдаем… |
В это же время на поверхности сотни людей, перепачканные краской и мазутом, борются за свою жизнь, спасают жизнь других, а в иных случаях пытаются спасти себя за счет других.
Через 5 минут после погружения парохода, сухогруз “Петр Васев” начинает движение малым ходом вперед к месту катастрофы, однако, спустя 20 минут, капитан В.И. Ткаченко, опасаясь навала судна на людей, дает в машину “стоп”. С балкера уже спущен мотобот N 1, который идет на поиски людей. К моменту его возвращения, вокруг теплохода было уже много людей. Парадный трап спустить не удалось, за борт выкидываются штормтрапы и концы. Но не всем удается по ним забраться. Обессиленные люди срываются с них и падают обратно в море.
Часть людей на плотах ветром отнесло к корме сухогруза. Ужас охватил всех, кто в это время находился на плотах и в воде:”Порубит винтами!” Но судно движения не имело и его винт без движения находился на глубине 11 метров, оставаясь абсолютно безопасным для людей на поверхности.
23.45. Лоцманский катер ЛК-90 подошел к месту крушения, приняв на борт 118(!) человек.
Спасательная операция началась…