31 января 1921 года в Петрограде родился Владислав Игнатьевич Стржельчик – будущий народный артист СССР, снявшийся более чемв 80-ти фильмах.
Он был очень подвижным ребенком, учился средне, любил сладости – словом, мало чем отличался от большинства детей. С детства мечтал стать актером, хотя не меньше его увлекала и музыка. У него был абсолютный слух, и мама будущего актера, желая сделать сына музыкантом, постоянно водила его в оперу и филармонию. Однако Стржельчик принял решение стать актером. Свои первые серьезные роли он сыграл уже в ранней молодости – и сразу в Большом драматическом театре. В труппе не хватало исполнителей на роли юношей, поэтому Стржельчик, обладающий, в первую очередь, именно театральным талантом, сразу был принят на работу.
Молодого актера мог бы ждать незамедлительный успех, но началась война. Владислав Игнатьевич ушел на фронт, попал в пехоту, где успевал в перерывах между боями готовить программы для армейского ансамбля. Когда его часть стояла в 30-ти километрах от блокадного Ленинграда, он под обстрелами добирался пешком до города и передавал родным свой солдатский продуктовый паек. Об этом узнали сослуживцы – и вот он уже носил и их пайки.
Стржельчик часто вспоминал, как однажды проник в город и попал на эвакуацию Эрмитажа, где работала его мать. Бросив винтовку, он стал помогать снимать картины и был поражен тем, как старательно сотрудники музея чертили мелом на стенах расположение шедевров: были уверены, что после победы каждая картина вернется на свое место. Нередко все переживания, связанные с войной, актер потом переносил на экран, выбирая роли людей, отчаянно уверенных в победе. Любил он играть и врагов – немецких офицеров. Владислав Игнатьевич часто рассуждал о том, что интереснее всего ему было играть именно опасных врагов – умных, коварных и дальновидных.
После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин, знаменитый исполнитель роли Чапаева. И с 1948 стал актером Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня – им. Г. Товстоногова.
В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Первый успех и известность пришли к актеру: критика отметила его Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».
В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной ролью, или забывал реплики. Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе – профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля. Актер переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам – Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах»…
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества. Образ 90-летнего старика оказался настолько богатым по фактуре и философскому содержанию, что ему была уготована долгая жизнь на сцене БДТ, целых четверть века. Менялись партнеры Владислава Игнатьевича – блистательные Басилашвили и Ивченко, но именно на нем спектакль держался и неизменно шел с огромным успехом.
Стржельчик любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в «Хануме». Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не каждое слово и жест артиста.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров, кто строго подчинялся логике. Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером, чувствовал партнера, шел от него. В спектакле «Этот пылко влюбленный» с Алисой Фрейндлих все строилось на блистательном партнерстве.
Ломая стереотипы зрительского восприятия, режиссеры от спектакля к спектаклю открывали все новые и новые грани дарования артиста.
В кино актер дебютировал в фильме «Машенька», вышедшем на экраны в 1942, где он сыграл роль белофинского офицера.
Но подлинным началом кинокарьеры для Стржельчика считается роль генерала Готбурга в картине «Как вас теперь называть?»(1965).
Будучи актёром подчеркнуто театральным, Стржельчик всегда ясно подает своего персонажа. Тем не менее, Стрежельчик — это по сути своей скромный и до конца еще не оцененный мастер театра и кино. Разгадка этого видимого противоречия заключается в том, что Стржельчик никогда не «играл», он всегда просто жил жизнью своего персонажа; поэтому, как и всякая работа, отмеченная печатью естественности, его творчество было почти «незаметным».
Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актера важны были личность, стереоскопия, объем. Разные краски, разные характеры. Ни об одном не скажешь, что он для Владислава Стржельчика случаен. У него все продумано заранее, вычислено психологически и социально.
Женился Владислав рано, но первый брак оказался хрупким. Однажды в южном городке, куда актер приехал на гастроли, он пошел в стоматологию отзывы о которой были самыми наилучшими, познакомился с молодой актрисой Московского театра транспорта (ныне МДТ им. Гоголя) Людмилой Шуваловой. Обычный курортный роман перерос в серьезные отношения: Владислав Игнатьевич ушел из семьи, где у него росла дочь, и остался с новой любовью. Людмила Шувалова и Владислав Стржельчик прожили вместе 45 лет, до самой смерти актера.
Вспоминая мужа, Людмила Павловна однажды рассказала об интересном эпизоде, раскрывающем доброту актера: «Как-то на даче в Репине Владик увидел стаю бездомных собак, которую все гоняли, и стал бедняжек приваживать. Привозил специально для них продукты из города, резал колбасу на куски и кормил с рук. Собаки стояли вокруг него в очереди за своей порцией, только почему-то одну рыженькую не подпускали и страшно рычали, если она приближалась. Владик ходил в лес и кормил несчастную отверженную собачку отдельно. Вначале около нашего дома бродило собак семь-восемь, потом их стало уже одиннадцать – слава о добряке с колбасой распространилась быстро. Бывало, только мы повернем к поселку, как стая летит со всех сторон к машине, собаки кидались буквально под колеса и радостным лаем приветствовали кормильца».
Умирал Стржельчик тяжело… Пережив несколько смертей близких друзей, он вдруг начал забывать слова ролей. Раньше легко запоминал огромные монологи, а теперь не мог справиться и с самыми короткими текстами. Однажды во время прогона он сбился, прервал репетицию, напрягся, но вспомнить слова так и не смог. Тогда он произнес: «Вот и приехали – со мной все!». И ушел со сцены. Позже врачи обнаружили у актера опухоль мозга. Диагноз решили скрыть, и даже после того, как он потерял сознание на улице, Стржельчику сказали, что это инсульт. Со многими, мол, случается.
– Теперь мне кажется, что Владик тогда все понял, но берег меня и делал вид, что ничего страшного в его заболевании нет, – призналась однажды Людмила Стржельчик. – Кто из нас кого обманывал, до сих пор не ясно.
Владислава Игнатьевича Стржельчика не стало 11 сентября 1995 года. Спустя три года после его смерти в Санкт-Петербурге была учреждена независимая театральная премия его имени, которая вручается ежегодно 31 января, в день рождения актера.