На портретах XVIII столетия можно увидеть этот аксессуар — тур-де-горж (tour – de –gorge – буквально «вокруг шеи») – украшение из кружев, материи и жумчуга, надеваемое, как ожерелье. И — вместо ожерелья. Зачем женщина Галантного Века его столь активно использовали? Общеизвестно, что возраст дамы — точнее, даже не сам возраст, а увядание, лучше всего заметно, если смотреть на шею. Она выдаёт зрелость кожи, тогда как лицо может долгое время оставаться свежим. В XVIII столетии царил культ юности, свежести и — наивности. Игры. Наслаждения. Мужчинам — не более тридцати. Женщинам — примерно двадцать. Всем.
Франсуа Буше. Портрет маркизы де Помпадур.
Отсюда — розовая пудра, светлые парики, нежные цвета, которые носили при дворе даже ветхие старушки. Мода! Тур-де-горж помогал прекрасной даме спрятать несовершенство сорокалетней шеи. Кроме того, популярны — нежные и пухлые тела, а вовсе не тощие и жилистые, а посему, украшая тонкую шейку тур-де-горжем, девушка переключала внимание кавалера на украшение. Шею было уж не видать. Посему вокругшейный аксессуар носили не только молодящиеся кокетки, но и несчастные худышки. Эпоха чарующих имитаций и обманок.
Франсуа Буше. Ещё один портрет маркизы де Помпадур.
И, как это часто бывает, вещь, созданная для сокрытия огрехов и минусов, становится популярной у большинства модников, – её начинают использовать даже те, кому не надо ничего скрывать (банальный пример – тушь для ресниц изначально предназначалась для дев с белёсыми волосками). Тур-де-горж – из этого числа. Его носили девушки с самого раннего возраста и даже те, что были в самом соку. Просто потому что это делает мадам де Помпадур – слишком сухая и быстро состарившаяся богиня Версаля. Но по картинам и не скажешь! Стиль рококо уравнивал всех – и корявых, и гладких – покруче вашего фотошопа.
Зина Корзина (с)