Автор: в пн, 27/05/2013 – 14:30. Сборник очерков латвийского политика и журналиста Николая Кабанова раскрывает ранее неизвестные страницы истории Латвийской ССР. Текст написан доступным для широкой публики языком, однако имеет под собой прочную документальную основу: автор более года работал над изучением ранее секретных материалов партархива КПЛ, хранящегося ныне в Государственном архиве Латвии (фонд 101). В архивных документах найдены неожиданные ракурсы как в применении властных практик 1970-х 1980-х годов, так и в отношениях этно-социальных групп на территории Латвийской ССР.
Кабанов Н. Н. Секреты Советской Латвии (Из архивов ЦК КПЛ). М.
: Фонд Историческая память, 2013. 136 с. Новая книга, выпущенная нашим фондом. Автор – депутат Сейма Латвии.
Презентация – в начале июня в Москве, затем в Риге. Жанр – научно-популярные очерки. Отрывки можно прочитать на Из главы Красные латыши: Латышский националист Пуго Одним из последних искренне верующих в коммунизм латышей был покончивший с собой в Москве в августе 1991 года министр внутренних дел СССР Борис Пуго. Но сын 1-го секретаря Рижского горкома в 1940 году отнюдь не поставил точку в своей биографии.
Один из вождей ГКЧП по прошествии многих лет оказывается проводником возрождения национальной символики. Подтверждает это хранящееся в Государственном архиве Латвии в фонде дела ЦК КПЛ письмо под грифом Секретно, направленное 1-м секретарем ЦК Компартии Латвии Борисом Карловичем Пуго в Москву, в Центральный Комитет КПСС. Называется оно О государственной и национальной символике Латвийской ССР, и констатирует: В настоящее время в партийные и советские органы республики поступают предложения от общественных организаций, самодеятельных объединений и отдельных граждан об установлении в качестве национальной символики красно-бело-красных цветов. В СССР секса ЕСТЬ.
В то же время на телемостах, пошедших, кстати, с советско-американской встречи общественности 1986 года в Юрмале, произносили знаковые фразы: В СССР секса нет. Не скажите лежащий передо мною документ сие опровергает. Справку О результатах проверки организации борьбы с проституцией и нарушениями правил о валютных операциях в Латвийской ССР 30 декабря 1986 года подписал инструктор Отдела административных органов ЦК КПСС Б. Салюков, по результатам командировки в Ригу и Вентспилс во главе бригады Генпрокуратуры и МВД Союза.
Московские чины удостоверились в широком распространении в республике, особенно в портовых городах, этих негативных явлений, и в то же время отсутствии целенаправленной и последовательной работы в организации борьбы с ними. Только по неполным данным МВД ЛССР, в республике насчитывалось свыше 3,5 тыс. женщин легкого поведения, из них около 3 тыс. в г.
Риге и значительная часть в г. Вентспилсе. Кстати, знамя борьбы с нарождающимся социальным пороком первой подняла газета Советская молодежь: в августе 1986 года был опубликован материал У них есть только клички. Однако, как констатировала комиссия ЦК КПСС, статья осталась без какой-либо реакции со стороны партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций республики на всех уровнях.
Неприкрытое и тлетворное влияние проституции продемонстрировал и рост в 1985 году случаев беременности девушек в возрасте до 16 лет на один. С 23 до 24. Но тогда эта тенденция считалась негативной, достойной внимания Центра. А вот по венерическим заболеваниям была реальная эпидемия рост за год на 80 %, в том числе по Риге в 2,7 раза.
Кровавое воскресенье у Зиемельблазмы Хотя четверть века назад в Латвийской ССР с преступностью было как и всегда в наших краях непросто, но, однако ж, ни разу пара переломанных носов не привлекла столь массированного внимания влиятельных людей, как это произошло в 19871988 годах вокруг расследования дела Зиемельблазмы. Массовую драку молодежи попытались поднять на щит как конфликт на национальной почве. Вот некоторые цитаты из материала А. Колбергса: Многие потерпевшие и свидетели говорят об отличной организованности нападавших и о каких-то командах, которые слышали.
Может быть, молодчики уже и штурмовые отряды имеют.. Их было всего несколько человек, и все же они без страха бросились на организованную, вооруженную и озверевшую толпу юнцов, которая насчитывала свыше 200 человек. Рига бурлит.
Общественность возмущается, слухи, факты притом общественность еще не знает, и представить себе не может, что виновные наказания не понесут. Страшно, аж жуть. При этом мастер детективного жанра профессионально нагнетает. Тут у него и организация листовки Собираемся на Бастионной горке, пойдем бить латышей, и описание нападающих подавляющее большинство их комсомольцы, и ритуальность места событий.
Дом культуры Зиемельблазма, в 1906 году сожженный царскими черными сотнями близок сердцу каждого латыша. Ну а далее А. Колбергс и вовсе переходит на рельсы теории заговора, придав драке районного масштаба поистине геополитическое значение в контексте переговоров Рейгана и Горбачева. прямо хочется сказать: спасибо за помощь, золотой вы наш товарищ Колбергс.
И все-таки хорошо, что тогда, четверть века назад, этот ваш крик души не получил массового распространения. Ибо кто знает, что последовало бы потом. А так дело прошлое, можно сказать, мхом поросло Хотя метод провокации он ведь вечен, не так ли. 17 латышских коммунистов и прораб перестройки Что же такого интересного нашел заместитель заведующего в шведской газете, что перекочевало в Служебный вестник иностранной информации ТАСС ОЗП.
Оказывается, в Стокгольме вышло воззвание: Уважаемые товарищи. Мы, 17 латышских коммунистов, обращаемся к вам. Мы пишем вам потому, что не находим других возможностей оказать воздействие на дела и события, наносящие большой ущерб коммунистическому движению и марксизму-ленинизму, нам и другим малым национальностям. Письмо к коммунистическим партиям Румынии, Югославии, Франции, Италии, Австрии и Испании (т.
н. еврокоммунистов, придерживающихся сепаратной от Москвы линии) было анонимным. Предлагалось поверить авторам на слово: Нас преследовали, многие годы мы провели в тюрьмах и рабочих лагерях буржуазной Латвии. Борьба за Советскую власть, за социалистическое общество стала содержанием и целью нашей жизни.
Так что же старым большевикам не нравилось в ЛССР. Прежде всего, русификация. От себя скажу – книга читается запоем.
Статья взята с: http://www.rus-obr.ru