Альберт Эйнштейн о Ленине.

 

Альберт Эйнштейн о Ленине.

Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости. Я считаю его метод целесообразным. Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества.

(Альберт Эйнштейн)

Самым великим мыслителем прошлого века американский журнал “Тайм” считал физика Альберта Эйнштейна. И именно Эйнштейн, пожалуй, дал наиболее высокую оценку Ленину, назвав его “хранителем и приумножителем совести человечества”. Эйнштейн прожил долгую жизнь (умер в 1955г.). Он знал об том, что происходит в России: про гражданскую войну и сталинскую эпоху, но не изменил своего мнения.

Великий физик оценивал Ленина и его дела в контексте всей мировой истории и с точки зрения своего личного политического опыта.

На протяжении тысячелетий человечество стремилось к справедливому общественному устройству, к обществу, свободному от угнетения. Такое общество – самая великая цель, а выступать против “справедливости” – значит выступать против совести. Так считали многие выдающие мыслители, и Эйнштейн был в их числе.

В 19 веке пути построения справедливого общества были осмыслены в социалистическом учении, и многие европейские интеллектуалы, включая Эйнштейна, находились под влиянием этого учения.

Во время первой мировой войны Эйнштейн пошел не только против официальных властей, но и против многих личных друзей из числа ученых Германии открыто выступив против националистической истерии, и поддерживал Ленина в его осуждении империалистической бойни

Таким образом они оба поступили по совести в те очень трудные времена.

Ленин, как глава одной из российских политических партий, сделал все возможное и невозможное для того, чтобы социалистическая революция победила в России. Победа досталась дорогой ценой, но она открыла новую эпоху в истории человечества. Эйнштейн не идеализировал русскую революцию, он называл её “экспериментом, поставленным в плохо оборудованной лаборатории”, но тем не менее не сомневался в том, что Октябрьская революция была важнейшим прорывом в будущее и в этом плане является главным событием 20 века.

(Санкт-Петербургские ведомости 24 января 2004 года)

Лимарев В.Н.

Альберт Эйнштейн о России.
(реферат)

Почему, собственно люди все время болтают о моей теории относительности? Я ведь сделал еще и друге полезные вещи, возможно, даже ещё лучше.

(Альберт Эйнштейн)

Эйнштейн был одним из первых и активнейших членов “Общества друзей новой России” основанного в 1923 году – организации, которая поставила своей задачей достижение взаимопонимания между немецким народом и народами Советского Союза и содействие культурным связям между обеими странами.

Эйнштейн наладил связи с советскими учеными и политическими деятелями и, в частности, с народным комиссаром А.В. Луначарским.

Во время одной из таких встреч Эйнштейн сказал, что он восхищается социалистическим строительством в Советском Союзе, и назвал строительство социализма в России “грандиозным опытом”.

В начале двадцатых годов против Эйнштейна с его особыми научными и политическими взглядами развернулась настоящая травля. Травля велась под лозунгом деловой “критики" его учения. Один националистически настроенный студент истерично кричал в зале Берлинской филармонии, увидев Эйнштейна: “Этого паршивого еврея следовало бы схватить за глотку”. Травля была и в газетах, где вместе с полемическими заметками печатались призывы убить Эйнштейна. В Веймарской республике не нашлось ни одного прокурора, который принял бы меры к пресечению этих подстрекательств к убийству.

Успокаивая Эйнштейна, его друзья и коллеги говорили, что они придерживаются мнения, что люди, развязавшие травлю, заслуживают только презрения.

В начале тридцатых годов под националистическими лозунгами к власти в Германии стали прорываться фашисты, и оставаться в Германии еврею Эйнштейну, выступавшему с пацифистскими лозунгами, было не безопасно.

Сначала Эйнштейн выступал за безусловный отказ от военной службы. Однако он изменил свою позицию после прихода к власти в Германии фашистов.

У Эйнштейна, получившего прозвище “коммунист”, были проблемы и с получением виз в США. Так американская женская лига публично протестовала в 1932 году против выдачи Эйнштейну права на въезд в США.

После окончания второй мировой войны Эйнштейн решительно выступил против американской “атомной дипломатии”, основанной на временной монополии США в области атомного оружия и выражающейся в попытке шантажа, которые были характерны для политики США того времени.

Он осуждал США за то, что они связывали предложенный ими международный контроль над использованием атомной энергии с политическими условиями, которые были неприемлемы для Советского Союза и поэтому отвергались им.

Он в частности писал, что не нужно обвинять русских не участвующих активно в международном контроле, и сваливать на них неудачи, ведь США не отказывали себе в праве применять ядерное оружие.

В 1946 году он упрекал правительство США в том, что оно не предприняло ни одной серьезной попытки добиться “фундаментального взаимопонимания с Россией”, а, напротив, сделало многое, чтобы ухудшить политические отношения с Советским Союзом. В качестве примера он указывал на то, что под давлением США ООН, несмотря на сопротивление СССР, приняла в ряды своих членов фашистскую Аргентину и отстрочила предусмотренные санкции против франкистской Испании.

В США за фасадом статуи свободы Эйнштейн обнаружил порядки, во многом напоминающие те, из-за которых он был вынужден покинуть родину. Соединенные Штаты, буржуазная демократия которых сначала казалась ему привлекательной, оказались государством враждебным миру и прогрессу.

В 1949 году Эйнштейн выступил о необходимости установить социалистические порядки в обществе. В статье “Почему социализм?" Эйнштейн изложил свою точку зрения на капитализм и социализм. Критика Эйнштейна была направлена против самих основ капиталистической системы хозяйства. Он признавал, что в результате длительной и упорной борьбы рабочему классу удалось улучшить свое положение, но в целом, однако, нынешнее капиталистическое хозяйство не так уж сильно отличается от “чистого капитализма”.

О роли народов СССР в 1948 году ученый писал:

“Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации (если таковые ещё будут существовать) будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства”.

18 апреля 1955 года Эйнштейн умер. Его падчерица Марго рассказывала:

“Он говорил с глубоким спокойствием – даже с легким юмором – о лечивших его врачах и ждал своего конца как неизбежного естественного события. Насколько бесстрашным он был в жизни, настолько тихо и смирно встретил смерть. Этот мир он покинул без сентиментальности и без сожаления”.

Советские академики Иоффе и Капица в некрологе Академии наук СССР подчеркивали, что Эйнштейн, а следует рассматривать его не только как выдающегося физика-теоретика, следует воздать должное и как личности высоких нравственных идеалов, как страстному борцу против войны и против использования атомной энергии для уничтожения людей.

Общественная деятельность Альберта Эйнштейна была той самой “службой обществу”, в которой великий физик усматривал подлинный смысл человеческой жизни.

Литература: Ф. Гернек “Альберт Эйнштейн” Москва 1979.

Альберт Эйнштейн об образовании и воспитании.

Когда речь идет об истине и справедливости, не существует различия между большими и малыми проблемами. Тому, кто в малых делах относится к истине несерьезно, нельзя доверять в больших делах.

(Альберт Эйнштейн)

1октября 1940 года Эйнштейн стал гражданином США. Но он был гражданином США только юридически: он не мог привыкнуть к американскому образу жизни и не хотел к нему приспосабливаться. В декабре 1950 года он писал своей старой знакомой в Швейцарии: "Вот уже семнадцать лет я нахожусь в Америке, но психологически эта страна остается мне чуждой. Необходимо избежать опасности стать поверхностным в мыслях и чувствах, что, кажется, разлито в этой стране в самой атмосфере”.

Наивысшим злом капитализма Эйнштейн считал деградацию личности. Он был убежден, что существует лишь одно средство для исправления этого “тяжелого положения”: установление социалистической формы хозяйствования. При такой системе воспитания, которая на первое место выдвигала бы общественные цели. “При такой форме хозяйствования средства производства принадлежат обществу, которое использует их согласно определенному плану” – писал он в статье “Почему социализм?”. – “Что же касается воспитания, то нужно позаботиться о том, чтобы развить в каждом отдельном индивидууме чувство ответственности по отношению к своим близким и покончить с прославлением власти и успеха, наблюдающимся в современном буржуазном обществе”.

Источник

 

 

| Печать |     | В начало |

 

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории