Фильмы Александра Серого: Выстрел в тумане (1964), Иностранка (1966), Джентльмены удачи (1972), Ты мне, я тебе (1977), Берегите мужчин (1983).
С подачи Пырьева он получил прозвище мосфильмовский Отелло: из ревности он искалечил друга. И вместо диплома Высших режиссерских курсов получил срок. После нескольких лет лагерей заново в кинематографическую среду вчерашний заключенный почти не вписывался. Александр Серый так бы и остался в нашем кино изгоем если бы не случай и помощь друзей. В 1971-м году ему, человеку с прошлым и штатному мосфильмовскому безработному, как сам он себя называл, предложили работу в картине Джентльмены удачи (История создания фильма).
Каждый из нас, наверняка, неоднократно смотрел одну из лучших советских кинокомедий Джентльмены удачи, каждый может вспомнить не одну крылатую цитату оттуда. Но если задать вопрос Кто режиссёр этого фильма?, одни скорее всего ответят, что это Георгий Данелия, другие скажут, что это Леонид Гайдай. Но оба эти ответа не будут правильными.
Георгий Данелия принимал непосредственное участие в создании фильма Джентльмены удачи, не являясь при этом его режиссёром.
Так кто же снял одну из культовых советских кинокомедий? Удивительно, но имя этого человека трагической судьбы, снявшего всего несколько фильмов, кажется, назовут немногие. Это режиссёр Александр Серый. И сегодня, 27 октября, в День его рождения, хочется рассказать о нём, а также вспомнить интересные факты создания Джентльменов удачи.
Александр Серый родился 27 октября 1927 года. Вначале он выбрал себе профессию инженера: учился сперва в Московском энергетическом институте, затем в Московском авиационном институте. Окончил его в 1951 году, работал на заводе, потом в лаборатории, потом в Московском радиоцентре.
Но знакомство с творческой интеллигенцией и участие в капустниках, где он был заводилой, заставили его изменить свою жизнь. Друзья уверяли Серого, что у него талант режиссёра, настойчиво советовали поступить на режиссёрские курсы. Он попробовал, сдал документы на Высшие режиссёрские курсы при Мосфильме, и его приняли. Кстати, он учился на курсах вместе с Георгием Данелия, где будущие режиссёры подружились.
В 1958 году Александр Серый успешно окончил курсы, начал работать на киностудии Мосфильм. Тогда же он встретил девушку, которую полюбил, они собирались пожениться.
Но однажды, когда будущие молодожёны в ресторане отмечали диплом об окончании курсов, к возлюбленной Серого начал приставать некий представитель золотой молодёжи, модный архитектор. Вначале Александр Серый воспринял это как глупую шутку, однако парень оказался очень настойчив. Серый пытался уговорить его отвязаться не получилось. И тогда Серый, вспылив, огрел навязчивого ухажёра бутылкой по голове. Силу удара не рассчитал архитектор на всю жизнь остался инвалидом
Суд приговорил Александра Серого к тюремному заключению. Одни источники утверждают, что он получил 8 лет и вышел на свободу досрочно, отсидев полсрока, другие что он получил 5 лет. К счастью, его возлюбленная оказалась девушкой честной: она дождалась сидельца, после его освобождения они сразу поженились, а спустя некоторое время у них родилась дочь.
И на Мосфильме от Александра Серого тоже, к счастью, не отвернулись. Сперва он снял два фильма в соавторстве с другими кинорежиссёрами: в 1963 году Выстрел в тумане (шпионский детектив) и в 1965 году Иностранка (комедия). Обе ленты вышли добротными, но не выдающимися. Поставить фильм самостоятельно Александру Серому удалось только несколько лет спустя.
В соавторстве с писательницей Викторией Токаревой и с Георгием Данелия он обработал сценарий Валентина Ежова (известного по сценарию Белого солнца пустыни) для фильма Джентльмены удачи. Знаменитые жаргонные фразы (Пасть порву!, Нехороший человек редиска! и другие) добавил в фильм сам Александр Серый пригодился тюремный опыт. Кстати, этот опыт режиссёра проявляется во многих моментах комедии.
И концепция фильма, и главные действующие лица, и актёрский состав в процессе работы неоднократно менялись. Первоначальный сюжет о том, как лейтенант милиции добрым словом перевоспитывает группу уголовников, превратился в историю Джентльменов удачи с главным героем работником детского сада. В создании фильма принимал участие Георгий Данелия, но режиссёром оставался Александр Серый.
Из-за обилия тюремной лексики Госкино долго не выпускало фильм на экраны, несмотря на то, что Джентльменов удачи посмотрел глава МВД Николай Щёлоков и хохотал до слез. Как однажды Евгению Леонову сказал другой чиновник, запретивший фильм Тридцать три: одно дело, когда смотришь фильм как человек, и совсем иное как генерал!
И, вполне возможно, кинолента осталась бы лежать на полках архива, если бы фильм не показали генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу на его даче. Генсек тоже повеселился от души и заметил, что жаргон, использованный в картине, знают нынче даже мальчишки. Путь на экран был открыт: в конце 1971-го начале 1972-го года Джентльмены удачи начали свое триумфальное шествие по стране.
К сожалению, для Александра Серого фильм Джентльмены удачи стал его творческой вершиной. Вышедшая спустя пять лет комедия Ты мне, я тебе, тоже по-своему смешная, не стала такой же популярной, и несколько разочаровала режиссёра. Еще менее заметной стала комедия Берегите мужчин. Она вышла на экраны в 1982 году.
Александр Серый собирался снять продолжение фильма Джентльмены удачи, но этим планам не суждено было осуществиться. Еще во время съемок Джентльменов удачи у него обнаружили страшную болезнь лейкемию. Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже. И 16 октября 1987 года, за 11 дней до своего 60-летия, Александр Иванович Серый застрелился из охотничьего ружья. Так трагически завершилась жизнь режиссёра одной из самых популярных отечественных кинокомедий.